Системно-деятельностный подход в преподавании математики как основа достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС.
Системно-деятельностный подход в преподавании математики
как основа достижения обучающимися личностных, метапредметных
и предметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС.
Начну свое выступление со слов: «Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения» Г. Лихтенберг. Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Именно поэтому выпускники российской школы по уровню фактических знаний заметно превосходят своих сверстников из большинства стран. Однако результаты проводимых за последние два десятилетия международных сравнительных исследований заставляют насторожиться. Российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Однако их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных или их интерпретацию, сформулировать гипотезы и выводы, использовать классификацию и сравнение. Об этом свидетельствует и анализ результатов ЕГЭ и ГИА. Изменения в обществе и экономике стремительно развиваются и требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям. Школа должна подготовить выпускника, обладающего необходимым набором знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.
Технический прогресс влияет на изменения в обществе. Ускорение в сфере информатизации отрицательно сказалась на отношении некоторых учащихся к обучению в школе. Часть из них считает зазорным учиться вообще. Другая часть хочет быть успешной, но не хочет при этом прикладывать усилия. При обогащении информацией происходит обнищание души – это и есть кризис нашего образования. Современная школа должна направить свои усилия не на передачу готовых знаний, а на стимулирование поиска знаний, развитие умений эти знания применять на практике. Современное состояние педагогической деятельности характеризуется переходом к работе по федеральным государственным образовательным стандартам, которые выдвигают новые социальные требования к системе школьного обучения.
«Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире», - отмечено в национальной образовательной инициативе "Наша новая школа". В связи с этим особую актуальность приобретает проблема овладения в процессе обучения не только системой знаний, умений и навыков по математике, но и учебными действиями по их приобретению и применению. Оценка исходных фактов приводит к необходимости решения ряда педагогических проблем:
-как повысить уровень математической компетентности обучающихся, обеспечивающую готовность к использованию математических знаний, умений, навыков для решения максимально широкого диапазона жизненных задач?
-как в процессе обучения математике обеспечить формирование ключевых компетенций у школьников, умения учиться, учиться творчески и самостоятельно?
Каким образом спроектировать учебный процесс, позволяющий вооружить школьников способами самостоятельного открытия знания, организовать эффективную самостоятельную деятельность, в которой каждый ученик может реализовать свои способности и интересы?
Решению данных проблем способствует использование системно-деятельностного подхода в обучении математике, лежащего в основе Стандартов нового поколения.
Новые требования к образовательным результатам задают новые целевые ориентиры. Для достижения результатов требуется новый педагогический инструментарий. Сделать это старыми педагогическими способами невозможно, а это значит, что нам, педагогам, надо не только поменять элементы педагогической системы, но и пересмотреть всю систему своей деятельности, научиться проектировать урок в логике учебной деятельности: ситуация - проблема - задача - результат.
Цель системно-деятельностного подхода в обучении: научить не знаниям, а работе. Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире.
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Меняются цели образования, меняются средства и технологии обучения, но урок остался главной формой обучения. Только на уроке, как сотни лет назад, встречаются главные участники образовательного процесса: учитель и ученик. С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Все остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается в ходе уроков. Нам, учителям сегодня очень важно понять:
- что происходит с современным уроком;
- насколько он эффективен в решении новых задач, стоящих перед образованием;
- что изменилось в понимании целей урока, его структуры, содержания и методов обучения;
- как меняется позиция учителя и учащихся.
Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, они изменились существенно. Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования. Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Сегодня под образовательными результатами понимаются «приращения» в личностных ресурсах обучаемых, которые могут быть использованы при решении значимых для личности проблем.
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающегося к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т.д.
Метапредметные результаты – это освоенные обучающимся на базе нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Предметные результаты выражаются в усвоении учащимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов.
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:
уроки «открытия» нового знания;
уроки рефлексии;
уроки систематизации знаний (общеметодологической направленности);
уроки развивающего контроля.
Цели уроков выделенных типов представлены на слайде:
Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Урок открытия нового знания по теме «Умножение одночлена на многочлен:
Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.
3. Урок общеметодологической направленности.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.
Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Сегодня уроки различных типов мы сможете посмотреть и проанализировать. Структура урока математики с позиций системно-деятельностного подхода состоит в следующем:
- учитель создает проблемную ситуацию;
- ученик принимает проблемную ситуацию;
- вместе выявляют проблему;
- учитель управляет поисковой деятельностью;
- ученик осуществляет самостоятельный поиск;
- обсуждение результатов.
Каким образом включить ученика в образовательный процесс?
Как помочь его самоопределению?
Только с помощью действия.
Урок, являясь основной формой организации учебного процесса, строится на этих же принципах. Учитель должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля).
Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа:
рефлексию,
анализ,
планирование
Они нацелены на самостоятельность человека, его самоопределение, действие. В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи. Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно – смысловых оснований личностного морального выбора.
Виды УУД:
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Формирование УУД во многом зависит не только от учебно-методического комплекта, но и от педагогически правильного взаимодействия учителя и ученика, их коммуникативной деятельности
Планирование урока при реализации системно-деятельностного подхода представляет последовательное выполнение учителем следующих действий:
1. Формулировка целей урока.
2.Подбор вопросов и заданий для этапа актуализации знаний и действий.
3.Придумывание ситуации, в которой у обучающихся может возникнуть потребность в формулировании цели, побуждающей к «открытию» нового знания.4. Выбор способа организации деятельности обучающихся.
5. Подбор дидактических средств.
6.Разработка заданий, побуждающих обучающихся распознавать конкретные ситуации на основе нового задания и воспроизводить их.
7. Разработка способов организации выполнения обучающимися этих заданий
8. Составление заданий для контрольного этапа урока.
Современной формой планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся является технологическая карта урока.
Технологическая карта урока – это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы. Формы таких карт могут быть самыми разнообразными.
Задача технологической карты урока - отразить деятельностный подход в обучении. Структура технологической карты включает:
• название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение
• цель освоения учебного содержания
• планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД)
• метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы)
• основные понятия темы
• технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения)
• контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
Анализ урока на основе системно–деятельностного подхода включает несколько главных пунктов.
1. Время самостоятельной работы учеников (не менее 50% времени урока).
2. Время, в течение которого говорил учитель (не более 10 минут).
3. Сколько учеников отвечали устно на уроке и сколько времени (должны все).
4. Сколько учеников получили оценки (должны все) .5. Время, в течение которого ученики двигались (не менее 5 минут) .6. Сколько учеников готовы к восприятию нового материала (как проверено.) 7. Сколько учеников ушли с урока с полным пониманием нового учебного материала (как проверено).
8. Соответствует ли объем домашнего задания норме (да – нет).
В традиционном уроке учитель сообщает учащимся тему и цели урока, в инновационном уроке тему и цели урока формулируют сами обучающиеся, одновременно определив границы знания и незнания. Кроме того, предполагается, что обучающийся, направляемый учителем, сам планирует способы достижения цели. Выполняя практическую деятельность, обучающиеся осуществляют деятельность по намеченному плану. На этом этапе урока я широко применяю групповую форму работы. Она имеют множество плюсов. Ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами. Если в традиционном уроке контроль осуществляет учитель, то инновационный урок предполагает самоконтроль, взаимоконтроль. А вот заканчиваться урок обязательно должен рефлексией. На уроке современного типа для домашней работы обучающиеся могут выбрать задание с учётом индивидуальных возможностей. При анализе двух типов уроков становится ясно, что различаются они, прежде всего, деятельностью учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем.
В своей работе учителя математики использую объяснительно-иллюстративный, эвристический, проблемный, исследовательский методы обучения, метод проектов. Практикую различные типы уроков: по дидактическим задачам – усвоения новых знаний и умений, их совершенствования и применения, обобщения и систематизации, учетно-контрольные, комбинированные; по форме проведения – традиционные и нетрадиционные. Для организации активной самостоятельной деятельности обучающихся использую элементы проблемного обучения, включающего в себя индивидуализированное обучение. Обучающиеся под моим руководством принимают участие в решении новых для них познавательных и практических проблем, с помощью проблемных уроков у школьников формируются творческие умения и исследовательские навыки. В старших классах отдаю предпочтение технологии обучения математике на основе решения задач, выделяя следующие направления деятельности: уроки-лекции, уроки решения ключевых задач по теме, уроки-консультации, зачетные уроки. Использование ИКТ помогает создать необходимый уровень качества, дифференциации и индивидуализации обучения, накоплен банк презентаций уроков и внеклассных мероприятий.
Из личного опыта (примеры использования деятельностного метода на уроках математики).
Приступая к работе по этой теме, я пыталась чётко определить основное её направление. Главным понятием в моей теме является «повышение качества обучения с помощью деятельностного подхода», которое можно достичь развивая « творческое мышление» у учащихся. Хочу поделиться некоторыми приёмами, которые применяю в своей работе. Процесс творчества включает в себя, прежде всего открытие нового: новых объектов, новых знаний, новых проблем, новых методов их решения. Суть проблемного изложения знаний в том, что я стараюсь не собирать знания в готовом виде, а ставить перед учащимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения. Так, при изучении темы «Сравнение дробей» перед учащимися стоит проблема, которая прослеживается в формулировке самой темы. На данный момент школьники умеют выполнять сравнение дробей с одинаковым знаменателем и дроби с одинаковым числителем. Но как сравнить две дроби у которых знаменатели и числители различные? У учащихся пауза, а действительно как? Один из учеников выдвигает гипотезу, а если дроби изобразить на координатном луче? Практически начало решения проблемы положено. Далее рассматриваем другие способы сравнения, находим особые случаи и тем самым достигаем самого главного – учащиеся сами вывели правило сравнения дробей.
Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. И ведь именно эти возможности я предоставляю учащимся, используя на уроке групповую форму работы.
Возьмем самый простой вид групповой работы – работу в парах. На этапе закрепления новой темы, например, «Умножение десятичных дробей на 10,100,1000 и т.д.» предлагаю учащимся записать в тетради любые три десятичные дроби и дать соседу по парте ту или иную задачу на умножение. Указываю на необходимость прослушать не только полученный ответ, но и объяснение, как этот ответ получен. Выделяю на выполнение этого задания конкретное время, вполне достаточно 5 минут. В течение этого времени каждый ученик класса получит возможность либо продемонстрировать свои знания, либо уточнить применение этого правила, в случае необходимости еще раз получить разъяснение. Каждый при этом еще и выступит в роли эксперта. Это небольшое упражнение очень действенно. Активность ученика на уроке заметно возрастает, когда он становится носителем функции учителя. Естественно, ученик не подменяет учителя на уроке, организующее и мобилизующее начало на уроке остаётся за учителем. Но по заданию учителя, на определённом этапе обучения, учащиеся сами могут сделать многое: определить и выделить главное, предусмотреть варианты проверки их знаний и умений, предвидеть очередной вопрос, обосновать связь новой темы с предыдущей и т. д.
В своей практике применяю также фронтальную работу. Перечислю некоторые приёмы фронтальной работы, используемых мной на уроках. Во-первых, при ответе ученика стараюсь не навязывать своего мнения, своего способа решения.
Во-вторых, требую от учащихся обоснования каждого шага решения. Добиваюсь того, чтобы учащиеся внимательно выслушивали аргументы, приводимые их товарищем, работающим у доски, и вносили в них поправки и добавления.
В-третьих, всегда поощряю наблюдательность и инициативу учащихся, тем самым, стимулирую их к поиску наиболее рациональных подходов и при самостоятельном решении задач.
В-четвёртых, стараюсь проводить с учащимися обсуждение полученного результата. Приучая школьников осмысливать ответ задачи, выполнять там, где это возможно, проверку, делать прикидку результата, я формирую у них умения, необходимые для самоконтроля.
Построенная таким образом фронтальная работа способствует развитию у учащихся таких качеств мыслительной деятельности как гибкость ума, рациональности мышления, критичности мышления, а также способствует формированию основных умений, связанных с самостоятельным решением различных учебных и практических задач.
Математика, как никакой другой предмет, позволяет формировать такой необходимый для самостоятельной работы навык, как навык осуществления самоконтроля за производимой деятельностью. Для того чтобы выработать у учащихся привычки и умений самопроверки выполняемой работы, использую следующее.
Стараюсь создать такую ситуацию, которая провоцирует учащихся на неправильный ответ, и заставляю их критически мыслить. Иногда, предлагаю такую работу, найти ошибки в ответах, письменной работе своего товарища. Такое стимулирование повышает ответственность учащихся за результаты проводимой ими проверки, заставляет их более тщательно продумывать ещё раз не только результаты сами по себе, но и сам ход решения, что особенно важно для отработки навыков самопроверки.
Системно-деятельностный подход применяю при организации проектной и исследовательской деятельности учащихся.
Что же такое исследовательская деятельность?
Это исследование различных объектов с соблюдением процедур и этапов, близких научному исследованию, но адаптированных к уровню познавательных возможностей учащихся. Это, прежде всего, наблюдения за жизнью, открытие многих явлений, известных взрослым, но неизвестных маленькому человеку.
Технология опыта работы:
Взяв за основу методику Савенкова А.И., я внесла некоторые коррективы и придерживаюсь следующих этапов.
Этапы работы над проектом Деятельность учителя Деятельность учащихся
1 этап: инициирующий Формулирую проблему, ситуацию, цель, задачи Вживаются в ситуацию, осуществляют уточнение целей и задач
2 этап: основополагающий Предлагаю: организовать группы, распределить в группах роли, спланировать деятельность
Знакомлю с различными формами презентации результатов Анализируют проблему, разбиваются на группы, распределяют роли, планируют работу, выбирают форму презентации результатов
3 этап: прагматический Консультирую, ненавязчиво контролирую, репетирую презентацию результатов Работают самостоятельно и сообща, консультируются, собирают информацию, «добывают» недостающие знания, готовят презентацию результатов
4 этап: заключительный Обобщаю результаты, подвожу итоги, оцениваю умения обосновывать своё мнение, работать в группе на общий результат Защищают проект, проводят рефлексию деятельности, дают оценку её результативности
5 этап: итоговый Представление готового продукта.
Рефлексия выполненной работы. I этап - инициирующий
На этом этапе очень важно правильно выбрать тему, чтобы увлечь ребёнка
II этап – основополагающий
Цель этапа: умело поделить класс на группы. Определить лидеров групп. Правильно спланировать поисково-исследовательские операции.
III этап – прагматический
На этом этапе необходимо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели.
IV этап – заключительный
Сложность этапа заключается в умении обосновывать своё мнение, анализе полученной информации, в обобщении, выделении главного, исключении второстепенного.
VI этап – итоговый
На итоговом этапе необходимо создать «ситуацию успеха» для каждого ученика, чтобы ребёнок был удовлетворён результатами своей работы.
Проект в 6-х классах «Зачем нужны проценты».
Тема «Проценты» традиционно изучается в 5-6 классах, затем текстовые задачи на проценты встречаются в 7-9 классах. Однако практика показывает, что очень многие окончившие школу не имеют прочных навыков обращения с процентами в повседневной жизни. Понимание процентов и умение производить процентные расчеты в настоящее время необходимо каждому человеку: прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и другие стороны нашей жизни. Актуальность проекта очевидна. Проект предполагает работу не только учителя, но и учащихся и их родителей, а также тесное взаимодействие с социальными партнерами.
В начале проекта перед учащимися был поставлен основополагающий вопрос «Проценты - это необходимость или лишнее в нашей жизни?».
Ребята поделились на три группы: социологи, исследователи, аналитики.
Каждая группа сформулировала цели своих исследований, наметила план работы по теме.
Социологи:
провести социальный опрос «Где в жизни люди встречаются с процентами»;
определить значимость процентных расчетов в повседневной жизни;
оформить результаты анкетирования в виде статистической таблицы.
Анкета «Что вы знаете о процентах?»
Уважаемые родители, мы, учащиеся 6-х классов, работаем над проектом «Зачем нужны проценты?» и просим вас ответить в письменном виде на наши вопросы.
1. Знакомо ли вам понятие процента?
2. Встречаетесь ли вы в повседневной жизни с процентами? Если да, то приведите несколько примеров.
3.Используете ли вы в профессиональной деятельности процентные
вычисления? Если «да», то как именно? (укажите свою профессию)
4. Приведите примеры нескольких задач на проценты, которые вам приходилось решать ( в повседневной жизни или на работе).
Исследователи:
взять интервью у представителей различных профессий, чтобы выяснить, применяют ли они процентные расчеты на работе;
подобрать и решить задачи на вычисление процентов, используя результаты опросов;
оформить результаты в виде сборника задач.
Аналитики:
проанализировать всю информацию, собранную социологами и исследователями, сделать вывод, готовы ли они ответить на основополагающий вопрос;
свои выводы представить в виде буклета и презентации.
Конечным продуктом исследовательской работы была защита проекта на отдельном уроке.
На заключительном этапе урока ребята высказывали свое мнение о важности изучения темы «Проценты» Вот одно из высказываний.
«Роль процентов в повседневной жизни очень велика. Тема «Проценты» является универсальной в том смысле, что она связывает между собой многие точные и естественные науки, бытовые и производственные сферы жизни. Мы встречаемся с процентами на уроках, при чтении газет, просмотре телепередач, в магазинах. Уметь грамотно и экономно проводить элементарные процентные вычисления должен каждый современный учащийся. В последнее время экзамен по математике проводится в форме ЕГЭ, и в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ присутствует задача на проценты. Поэтому нужно как можно лучше знать и уметь пользоваться этой темой».
Подводя итог всему вышесказанному хотелось бы отметить, что системно-деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях. Достижение результата возможно через включение в деятельность. В результате этой деятельности, обучающийся должен почувствовать себя успешным: «Я это могу, я это умею»! Одним из основных условий реализации системно-деятельностного подхода являются личностная позиция и профессиональная подготовка учителя, его творчество и желание раскрыть способности каждого ребенка. Вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.