Формирование функциональной грамотности учащихся через развитие межпредметных связей на уроке


Лохматова Е.М., Ненахова Т.А.,
СОШ № 46, г. Караганда
Формирование функциональной грамотности учащихся через развитие межпредметных связей на уроке
Современный человек должен определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт. Он должен использовать её так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. Одним словом должен быть функционально грамотным человеком. Напомним, что функциональная грамотность – это уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни. 1, с.283В традиционном уроке ученик не воспринимает целостно ни учебный материал, ни картину окружающего мира. Устаревшие формы обучения требуют своей замены другими, такими, например, как интегрированное обучение, которое подразумевает под собой развитие и поддержание межпредметных связей, объединение разрозненных частей знаний в единое целое.
Мир, окружающий детей, познаётся ими в многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты. Развитие межпредметных связей помогают развивать потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. 2, с.187Так, например, чтобы показать практическую направленность полученных знаний можно на уроках математики решать с учащимися задачи из географии, и, наоборот, на уроках географии наглядно показывать применение математических знаний. Продемонстрируем применение некоторых из них на примере математического понятия «угол».
Понятие угла, его градусной меры и её свойств изучаются на уроках математики в 5 классе. Усвоение проходит более прочно, когда учащиеся помимо стандартных математических задач решают и географические задачи. Например, определяют основные и промежуточные стороны горизонта путём деления полного угла на несколько частей. При работе с географическим прибором – компас, ребята на практике применяют свои знания о градусной мере угла, и показывают умение оперировать ею. Чрезвычайно полезными могут быть в данном случае следующие несложные задачи: 1) Угол в m градусов разделили на n равных углов. Какова градусная мера каждого из полученных углов? 2) Угол разделили на два угла в a градусов и e градусов. Какова градусная мера исходного угла? 3, с.54Изучая ветер как явление природы, учащиеся вновь используют свои знания о величинах углов при определении направления ветра. Помогают эти знания и при выполнении работ на местности (измерение крутизны склона) при построении плана. Подобные задачи широко распространены в географии. В математике же, при изучении темы «Угол, градусная мера угла и ее свойства» по геометрии в 7 классе, для повышения мотивации мы предлагаем учащимся выполнить на выбор 2 задания: 1) построить «розу ветров», что позволяет задействовать повторение сразу нескольких тем: величина угла, диаграмма, ветер; 2) построить план местности с холмом.
С началом изучения в 7 классе курса геометрии и усложнением географического материала понятие угла и его градусной меры в географии можно применять всё чаще. При этом здесь особенно важна чёткая координация деятельности учителей географии и математики, направленная на своевременное пополнение математических знаний и умений школьников для полноценного усвоения, как географического материала, так и математического. Учащиеся, уверенно использующие некоторое умение на одном предмете, далеко не всегда смогут применить его на другой дисциплине. Говоря об использовании сведений из разных областей знаний, следует иметь в виду не только использование материала из других наук на уроках математики, но и использование понятий и методов математики на других уроках и в жизни. Для преодоления этого барьера нужна специальная работа, в которой учитель помогает ребенку прояснить задачу, выделить предметную составляющую, показать применение известных способов в новой ситуации. 4, с.31В работе с 7-ми классами мы отметили, что благодаря применению географических задач на уроках, знания учащихся надёжно подкрепляются умениями и навыками. Так в сентябре 2015 года и январе 2016 нами были проведены исследования на выявление уровня остаточных знаний по теме «Угол. Градусная мера угла и её свойства». В исследовании приняли участие 7 «А» и 7 «Б» классы. Первые при изучении темы выполняли практические задания по географии.
Предмет исследования Объект исследования
7 «А» класс, обучение с применением географических задач 7 «Б» класс, обучение с применением только геометрических задач
Количество учащихся справившихся с заданием
Сентябрь, 2015г Январь, 2016г Сентябрь, 2015г Январь, 2016г
Виды углов 100% 94% 95% 90%
Навыки построения угла с заданной градусной мерой 88% 88% 81% 62%
Навыки определения градусной меры данного угла 76% 88% 81% 76%
Навыки деления угла на части, деление полного угла 65% 82% 62% 38%
Проведенное исследование показало, что учащиеся, которые при изучении темы не просто решали задачи, а применяли в решении знания и умения, приобретенные на уроках географии, сохранили уровень своих знаний. В то время как другой класс их частично утратил.
Науки математика и география должны находиться в тесном сотрудничестве. Развитие и поддержание этой целостности позволит дать практическую направленность математическим знаниям учащихся, подготовит их к свободному использованию математики в повседневной жизни и покажет применение их немалых знаний для решения многих далеко не сложных задач. Сотрудничество наук должно быть максимально полно отражено в учебном процессе, разумеется, с адаптацией к условиям и возможностям школы.
Литература:
А.Култуманова и др. Основные результаты международного исследования образовательных достижений 15-летних обучающихся PISA-2012.– Астана: НЦОСО, 2013.
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1. – Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2006
Наумов А. Задачи по географии. – Изд. МИРОС, 1993
Методическое пособие. «Особенности формирования функциональной грамотности учащихся основной школы по предметам естественнонаучного цикла». – Министерство образования и науки РК. РГКП «Национальная академия образования им. И.Алтынсарина», Астана, 2013