Бурховецкая Г.В., МОУ «Школа №45 г.Донецка» Система уроков по сложносочиненному предложению. Тема №5. Синтаксический и пунктуационный разборы ССП

ТЕМА. Синтаксический и пунктуационный разборы ССП
Цель: познакомить обучающихся с порядком синтаксического и пунктуационного разборов ССП, совершенствовать пунктуационные навыки в предложениях данного типа,


ХОД УРОКА

Актуализация опорных знаний обучающими.
1. Воспроизвести текст по написанным на доске схемам предложений.
Сначала учитель читает текст. После этого учащиеся воспроизводят текст письменно.
[ = ], [ = ], и [ - = ]
[ = - ], однако [ ]
[ = и = ] и [ - = ]
[- = O, O и O]

Наша учительница
Ей было девятнадцать лет, самому же младшему из нас – двенадцать, и все мы по-своему любили ее.
Стояла еще ранняя осень, однако лил холодный мелкий дождик.
Темно и хмуро было в классе, и ребята также были сумрачные и нахохлившиеся, как цыплята. Мы с трудом решили задачку о колхозе, о картошке, о трудоднях.

Объявление темы и цели урока.
Произвести синтаксический разбор ССП.
Познакомиться с нормами синтаксического разбора.

Памятка
Порядок синтаксического разбора

Вид предложения по цели высказывания по эмоциональной окрашенности.
Простые предложения в составе сложного, их ГО.
Тип связи между предложениями в сложном (союзная, бессоюзная)
Сочинительный союз (соединительные, противительные, разделительные), соединяющие простые предложения в сложное.
Смысловые отношения.

Образец синтаксического разбора
Воздух дышит весенним ароматом, и вся природа оживляется. (М.Лермонтов)
УСТНЫЙ РАЗБОР
Предложение повествовательное, невосклицательное. Состоит из двух простых предложений. В первом грамматическая основа воздух дышит ароматом, во втором – природа оживляется. Связь между предложениями союзная. Средство связи соединительный союз и. Смысловые отношения перечислительные. Следовательно, это предложение сложносочиненное.
ПИСЬМЕННЫЙ РАЗБОР
1 2
Воздух дышит весенним ароматом, и вся природа оживляется
, и
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

3. Упражнение 75. Выполнить синтаксический разбор предложения.
1. Солнце уже скрылось, и ночные тучи быстро надвигались со стороны леса. (Л.Толстой) 2. Черная туча, протянувшись на запад, из-за своих разорванных краев отрыла звездное небо, и перевернутый золотой рог месяца красно засветился над горами. (Л.Толстой) 3. То солнце тусклое блестит, то туча черная висит. (Н.Некрасов) 4. Звуки не нарушали тишины, не будили застывшего воздуха, а вгоняли природу в дремоту. (А.Чехов) 5. Мягко картавя, журчал ручеек, но все эти звуки не нарушали тишину, не будили застывшего воздуха. (А.Чехов)
Знакомство с порядком пунктуационного разбора (устного и письменного)
ПОРЯДОК ПУНКТУАЦИОННОГО РАЗБОРА
Знаки завершения.
Знаки разделения между простыми предложениями в сложносочиненном.

ОБРАЗЕЦ ПУНКТУАЦИОННОГО РАЗБОРА
Красота на добро и не смотрит, но люди от нее становятся добрее. (М.Пришвин)
УСТНЫЙ РАЗБОР

В конце предложения ставится знак завершения – точка, так как предложение повествовательное, невосклицательное. Между первым простым предложением (Красота на добро и не смотрит ) и вторым
( люди от нее становятся добрее) перед союзом, но ставится запятая – знак разделения между простыми предложениями в сложносочиненном.

ПИСЬМЕННЫЙ РАЗБОР
Красота на добро и не смотрит, но люди от нее становятся добрее.

, но


Упражнение 77. Запишите предложение. Спокойно дремлет день над тихими полями, и веют прелестью раздумья вечера (И.Бунин) и выполните его полный синтаксический разбор.
7. Домашнее задание.
Повторить тему. Упражнение79
.8. Подведение итогов урока.


___________ ==============




___________ ==============

___________ ==============




___________ ==============