Программа работы с одаренными Начало успеха (классный руководитель)


МОУ «Цокто-Хангильская средняя общеобразовательная школа им. Ч-Л. Базарона»
Агинского района Забайкальского края


Автор: классный руководитель 10 класса
Тудунова Цыбегмит Цыремпиловна
Срок реализации: 2013-2015 годы
Село Цокто-Хангил, 2013 год
Пояснительная записка
Настоящая программа базируется на понимании того, что сегодняшняя социальная ситуация диктует потребность в выпускнике школы как человеке, владеющем способами сохранения и развития себя как личности способной, реализуя свои личностные индивидуальные запросы, решать проблемы общества. «Развивая себя – развиваешь общество» - тезис, отражающий в некоторой степени  характерный признак нового социального заказа. Это предполагает  построение такого образовательного пространства, в котором одаренный ученик школы сможет самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить в школе «ситуацию успеха» в решении учебных проблем и проблемных ситуаций. Проблема развития и воспитания одарённых детей имеет важнейшее государственное значение, так как от уровня подготовки будущих специалистов зависит трудовой потенциал страны, области, района в ближайшей перспективе
Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одарённых детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связано с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи.
            Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых детей составляет одно из перспективных направлений развития системы образования, одновременно являясь одним из ведущих факторов социализации и творческой самореализации личности. Необходимость создания целостной системы работы с талантливыми учащимися становится все более актуальной и очевидной, так как в основу реформирования системы образования России положен принцип приоритета личности.
            Анализ участия учащихся школы  в творческих мероприятиях показывает, что в школе имеется категория одаренных детей. Вместе с тем, возможности и способности одаренных детей не всегда в полной мере удается реализовать. Опора в системе индивидуальной работы с одаренными на основе
личностно-ориентированных технологий обучения:
проблемного обучение (А.М. Матюшкин);
технологии деятельностного метода (Л.Г. Петерсон);
личностно-ориентированное обучение (И.А. Якиманская);
технологии РКМЧП (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит);
метода проектов (Поллат Е. С.);
          Профессионализм и ответственность, желание работать, искренность и любовь к детям, использование инновационных технологий и методик педагогов являются гарантом реализации программы
Цели программы
1. Разработка системы социально-психологической поддержки и защиты одаренных детей.
2.Развитие системы личностно-ориентированного ообучения детей как условие формирования личности с высоким уровнем интеллекта, способной к творческой самореализации (ИП, ИМО)
3.  Организация научно-исследовательской деятельности, разных конкурсов, олимпиад учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.
 
Задачи программы
1. Отбор тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.
2.Выявление и развитие возможности одаренных детей в различных областях знаний.
3.Создание благоприятной интеллектуальной атмосферы для достижения максимальной самореализации творческих учащихся.
   4.  Расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных, российских олимпиадах, конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.
5. Использование инновационных технологий и методик при рате с одаренными детьми
 
Принципы программы
            1. Разный уровень сложности и трудности заданий для учеников.
2.   Широкий круг образовательного пространства
3. Развитие у учащихся обобщенных умений (способов) познавательной деятельности.
4. Обучение рациональным приемам познавательной деятельности.
5. Поддержание интереса, любознательности.
6. Формирование мотивов познавательного интереса с использованием особо актуального содержания, занимательности, необычности; широкое применение познавательных игр, учебных дискуссий, споров, конкурсов, школьных научных конференций,  викторин и т.д.
7. Создание педагогических условий формирования интереса учащихся к  личностно-творческой саморелизации.
 
Основные направления работы
1. Диагностика – как неотъемлемая часть развития интеллекта, его исходное начало.
2. Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одарённых детей.
3. Развитие творческих способностей учащихся.
4. Поощрение – стимулирование дальнейшей творческой деятельности.
 
Выявление одаренных детей в школе.
- Опора на разные современные методы психодиагностики; - Комплексность, системность, длительность отслеживания показателей психолого - педагогического статуса одаренного ребенка;  Предварительное всестороннее психодиагностическое обследование в рамках психологического сопровождения развития школьника, осуществляемое психологической службой школы; переплетение диагностических, психокоррекционных и развивающих методов в условиях групповой, тренинговой работы психолога с учащимися позволяет правильно построить работу.  Это помогает осуществить переход от методов « диагностики отбора» к методам « диагностики развития». Режим психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса позволяет не только отслеживать актуальный психолого-педагогический статус каждого ребенка школы в самые сложные критические возрастные периоды, но и прогнозировать зону ближайшего развития у детей «скрытых», нереализованных пока возможностей и способностей. 
Виды работы с одаренными учащимися
- групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;- факультативы;- кружки по интересам;- конкурсы;- интеллектуальные марафоны;- спецкурсы;- консультирование обучающихся в заочных школах, при ВУЗах;- участие в олимпиадах;- работа с индивидуальным планом;
Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся школы
Форма Задачи
Элективные курсы Учет индивидуальных возможностей учащихся.
Повышение самостоятельности учащихся.
Расширение познавательных возможностей учащихся.
Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.
Предметная неделя (декада) Представление широкого выбора форм внеурочной деятельности.
Повышение мотивации учеников к изучению предметов
Развитие творческих способностей учащихся.
Кружки, студии, объединения Развитие творческих способностей учащихся.
Содействие в профессиональной ориентации.
Самореализация учащихся во внеклассной работе.
Выбор деятельности
Ожидаемые результаты
1.Активизация инициативы и творчества учащихся в разных областях наук; 2. Создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся.
3. Создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, психологов и других специалистов для работы с одарёнными детьми.
 4.Формирование интереса учащихся к личностно-творческой самореализации, самоутверждению
5. Повышение качества образования и воспитания школьников, мотивации изучения различных образовательных областей
6. Удовлетворенность своей деятельностью, результатами.
Направления в работе с одаренными детьми
Учебно – познавательное.
Цель: развитие познавательной активности.
Задачи:
выявление индивидуальных способностей;
формирование потребности к самообразованию;
развитие умений и навыков учебной деятельности;
Творческое.
Цель: Развитие творческой активности.
Задачи:
выявление и развитие индивидуальных способностей;
развитие умений и навыков в творческой деятельности;
Спортивное
Цель: развитие физических способностей.
Задачи:
выявление физически развитых детей;
формирование стремления к развитию физических данных.
Коллективная деятельность.
Цель: развитие лидерских способностей.
Задачи:
выявление детей с лидерскими способностями;
развитие коммуникативных умений.
Работа с родителями:
Цель: оказание консультативной помощи при воспитании одаренного ребенка.
Задачи:
анкетирование с целью выявления способностей и интересов учащихся;
выявления проблем в воспитании способных и одаренных детей.
Литература
Еремкин А.И. Школа одаренности. Тайна рождения гениев. Москва, ООО «АиФ Принт» , 2003г.
Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: «Вербум – М», 2001.
Ляшко Л.Ю. Программа «Юность. Наука. Культура» как организационно-педагогическая основа развития учебно-исследовательской деятельности учащихся // Пирамида-мАхiма. - 2003. -№ 1-2.
Приложение 1
Диагностика
Цель: выявление индивидуальных способностей детей.
№ п/п Вид диагностики
1 Анкетирование родителей: социальный паспорт семьи, стиль семейного воспитания.
2 Диагностика интересов ребенка (самим ребенком)
3 Диагностика интересов ребенка (родителями)
4 Диагностика одаренности детей (родителями)
5 Диагностика общей одаренности (учитель)
Приложение 2.
Критерии одаренности:
Интеллектуально одарённый ребёнок
Легко и быстро схватывает всё на уроках.
Обладает чувством здравого смысла и использует знания в практических повседневных ситуациях.
Хорошо и ясно рассуждает, не путается в мыслях. Улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
Быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний.
Знает много о таких проблемах, о которых его сверстники и не догадываются.
Имеет богатый словарный запас, легко пользуется новыми словами, точно выражает свою мысль.
Любит книги, решает задачи, требующие умственного усилия.
Задаёт очень много вопросов, интересуется многим и часто спрашивает об этом взрослых.
Оригинально мыслит и предлагает неожиданные ответы и решения.
Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на всё новое и неожиданное.
Художественно одарённый ребёнок
В своих рисунках и картинках изображает большое разнообразие предметов, ситуаций и людей (нет однообразия в сюжетах рисунков).
Серьёзно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и серьёзным при виде хорошей картины, необычной скульптуры.
Оригинален в выборе сюжета, рисунка.
Готов использовать новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции.
Прибегает к рисунку для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может высказать свою собственную оценку и пытается воспроизвести то, что ему понравилось на своём собственном рисунке.
Музыкально одарённый ребёнок
Очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодии, всегда вслушивается в них.
Хорошо поёт.
В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувства.
Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
В пении или музыке выражает свои чувства или душевное состояние.
Сочиняет оригинальные или собственные мелодии.
Литературно одарённый ребёнок
Может легко построить рассказ, начиная от завязки и кончая разрешением какого-либо конфликта.
Привносит что-то новое и необычное, когда рассказывает о чём-то знакомом и известном всем.
Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, всё несущественное отбрасывает, оставляя главное и характерное.
Рассказывая о чём-то придерживается выбранного сюжета. Не теряет основной мысли.
В своих рассказах передаёт эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.
Любит писать рассказы и стихи.
В рассказах передаёт героев живыми. Изображает их чувства, настроение и характер.
Артистически одарённый ребёнок
Легко входит в роль другого персонажа, человека.
Интересуется актёрской игрой.
Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
Понимает и хорошо изображает конфликт, когда разыгрывает какую-либо драматическую ситуацию.
Передаёт чувства, мимику, жесты, движения.
Стремится вызвать эмоциональные реакции у людей, когда о чём-то рассказывает.
Пластичен и открыт всему новому, не зацикливается на старом, не использует старые варианты, не боится новых попыток.
Спортивно одарённый ребёнок
Энергичен, нуждается в большом объёме физических движений.
Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
Лучше других физически координирован в движениях, двигается легко и грациозно.
Свободное время предпочитает проводить на тренировках.
Технически одарённый ребёнок
Хорошо выполняет задание по ручному труду.
Интересуется механизмами и машинами.
В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей, поездов, радиоприёмников.
Легко чинит испорченные приборы, использует старые детали для создания новых игрушек.
Любит рисовать чертежи и наброски механизмов.
Изучает журналы о моделировании и создании приборов и машин.