Календарно-тематическое планирование учебного курса Литературное краеведение

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Система условных обозначений:
УУД – универсальные учебные действия
Л – личностные УУД
Р – регулятивные УУД
П – познавательные УУД
К – коммуникативные УУД




п/п
Дата
Название разделов и тем
К-во час
Вид и тип урока
Оборудование
Наглядные пособия, ЦОР
ТСО, средства Интернет
УУД (универсальные учебные действия)



I полугодие

I
1
7.09.
Введение
Краеведение – наука о родном крае. Литературное краеведение Цели и задачи учебного предмета
1ч.

1
Вводное занятие
Презентация «Литература родного края»
Выставка книг
Творческие работы уч-ся
Компьютер
Плазм.панель
Л: понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни.
Р: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
П: осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития.
К: умение создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог.

II

Из мифологии ( 1ч.)


2
14.09.
Легенды и предания жителей Воронежского края (Бобровского края).
1
Занятие-беседа
Рисунки уч-ся
Презентации учащихся
Компьютер
Плазм.панель
Л: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Р: формирование и развитие компетенции в области использования ИКТ-технологий.
П: развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции.
К: умение отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту.

III

Из устного народного творчества (5 час.)

3
21.09.
Сказки Воронежской области
1
Занятие с эл. викторины

Словарь В.И.Даля
Л: формирование представлений о высших ценностях; совершенствование духовно-нравственных качеств личности.
Р: умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать и делать выводы.
П: понимание ключевых проблем изучаемых произведений русского фольклора.
К: умение формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы, давать им оценку.

Л: формирование представлений о красоте внешней и внутренней; справедливости, счастье настоящих людских отношений.
Р: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.
П: понимание ключевых проблем изучаемых произведений русского фольклора.
К: отстаивают свою точку зрения, аргументируют её.

Л: развитие морального сознания и компетенции в решении моральных проблем.
Р: составление плана выполнения задач (заданий),решения проблем поискового характера.
П: приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов.
К: умение донести свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи.

Л: формирование целостного мировоззрения.
Р: умение обнаруживать учебную проблему, формулировать её совместно с учителем.
П: понимание связи литературных произведений с эпохой их написания.
К: умение отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту.

4
28.09.
Собиратель сказок А.Афанасьев
1
Занятие по развитию речи
Книжная выставка «Русские народные сказки»


5



6
5.10.



12.10.

Воронежские сказительницы А.Барышникова и А.Королькова
Волшебно-героическая сказка Корольковой «Заветный меч-кладенец или волшебное кольцо»
2
Устный журнал



Внеклассное чтение
Презентации уч-ся
Творческие работы уч-ся

Компьютер
Плазм.панель


7
19.10.
Воронежские народные песни. Календарно-обрядовая поэзия

1
Занятие с эл.комментирован-ного чтения

Музыкальные фрагменты

Компьютер
Звуковые колонки


IV

Из древнерусской литературы (1 час)

8








26.10.






Древнерусская литература.
Раскопки на территории Воронежского края.

1
Занятие-обзор








Иллюстрация «Нестор-летописец»
Худ. В.Васнецов





Л: формирование представлений о высших ценностях; совершенствование духовно-нравственных качеств личности.
Р: умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать и делать выводы.
П: понимание ключевых проблем изучаемых произведений древнерусской литературы.
К: умение формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы, давать им оценку.

V

Из литературы 18-19 века (5 час.)

9
9.11.
Творчество И.С.Никитина. Основные темы лирики поэта (стихотворения «Утро», «Пахарь» и др.)
1
Занятие-анализ
Книги о поэте
Рисунки к стихотворениям





Л: воспитание любви к родному быту, слову, родным и близким людям.
Р: определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований.
П: формирование эстетического вкуса, приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры.
К: умение создавать устные монологические высказывания разного типа; умение вести диалог.

10
16.11.
«Пишу не для мгновенной славы»
А.В.Кольцов. Обзор жизни и творчества

1
Занятие-обзор
Презентация «А.В.Кольцов и его эпоха»
Выставка книг
Творческие работы уч-ся


11
23.11.
«Прелесть и Сила необъятная»
Стихотворения и песни А.В.Кольцова
1
Литературно-музыкальная композиция

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Компьютер
Плазм.панель
Звуковые колонки


12
30.11.
Образ родной природы в стихах воронежских поэтов- А.В. Кольцова
и И. С. Никитина. Сравнения, эпитеты, риторические фигуры

1
Творческая мастерская
Презентация «Край родной»
Сборники стихов
Словарь литературоведческих терминов

Компьютер
Плазм.панель
Л: осознание бесконечности жизни, ощущение неразрывной связи человека с окружающим миром.
Р: развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
П: формирование эстетического вкуса, приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры.
К: умение создавать устные монологические высказывания разного типа; умение вести диалог.


13
7.12.
Места Воронежа, связанные с А.С.Пушкиным, М.Ю. Лермонтовым, Л.Н.Толстым.
А.П. Чехов и Бобровский край.

1
Литературная прогулка
Презентация «Литературная карта Воронежского края»
Компьютер
Плазм.панель
Л: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Р: в диалоге с учителем определяют критерии оценки и определяют степень успешности выполнения своей работы и работы класса, исходя из имеющихся критериев.
П: воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом.
К: способность аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных (письменных) высказываниях разных жанров.

VI

Из литературы XX века (6час.)

14



14.12.



И.А.Бунин
И.А. Бунин - великий соотечественник

3ч.
1
Занятие-встреча



CD «И.А.Бунин. Обзор жизни и творчества»
Подборка книг
Рисунки учащихся

Компьютер
Плазм.панель
Л: формирование представлений о том, что красота родного края – источник вдохновения и творческих сил.
Р: умение определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований.
П: восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие.
К: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей.


15
21.12.
Родной край на страницах прозы И.А.Бунина
1
Занятие-обмен мнениями
Подборка книг
Л: стремление к постижению «вечных вопросов жизни».
Р: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения.
П: воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом.
К: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей.


16
28.12.





«Отеческому краю я приношу остаток. гордых сил»
Поэзия И.А.Бунина
1
Занятие выразительного чтения с эл.беседы
Музыкальное сопровождение
Вивальди «Времена года»

Компьютер
Звуковые колонки
Л: формирование представлений о многогранности творческой личности.
Р: развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
П: формирование эстетического вкуса, приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры.
К: умение создавать устные монологические высказывания разного типа; умение вести диалог.

2016 год
II полугодие


17

А.П.Платонов
Краткие биогра-фические сведения о писателе.
Жизнь и творчество.
«Волшебное кольцо» сказок А.Платонова

3ч.

1
Занятие-обзор
Портрет писателя
Выставка книг
Л: уважение к человеку, его неисчерпаемым творческим возможностям.
Р: умение определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
П: формирование эстетического вкуса, приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры.
К: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей.

18

«Чтобы жить и светиться, надо много трудиться» (рассказ «Неизвестный цветок»)

1
Занятие-характеристика
Папка «Памятки»
Рисунки уч-ся
Л: развитие морального сознания в решении моральных проблем, формирование нравственных чувств и нравственного поведения.
Р: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить задачи, познавать новое, сочетать познавательную деятельность и умение анализировать прочитанное.
П: понимание ключевых проблем изученных произведений, их связи с эпохой написания и нравственными ценностями.
К: отстаивают свою точку зрения.


19

Художественный мир А.Платонова. Рассказ «Любовь к родине, или путешествие воробья».
1
Занятие-анализ эпизода
Презентация «Формула жизни А.Платонова»

Компьютер
Плазм.панель
Л: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.
Р: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.
П: понимание связи художественных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных нравственных ценностей и их современного звучания.
К: умение создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог.

VII

Из современной детской литературы (7час.)

20





21



Г.Троепольский
Краткие сведения о писателе.



Человек и собака в повести Г.Троепольского «Белый Бим Черное Ухо». Нравственные уроки повести
3ч.

1



1
Занятие-встреча





Урок «мыслей и чувств»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Компьютер
Плазм.панель


Фрагмент х/фильма

Иллюстрации к повести
«Вальс» Свиридова
Звуковые колонки
Л: формирование представлений о высших ценностях; совершенствование духовно-нравственных качеств личности.
Р: умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать и делать выводы.
П: понимание ключевых проблем изучаемых произведений литературы родного края.
К: умение формулировать собственное отношение к произведениям литературы родного края, давать им оценку.


22

«Каков я, как живу на земле?»
1
Занятие по развитию речи
Памятка «Как писать сочинение по литер.произведению»
Различные словари
Л: формирование представлений о труде как нравственной ценности.
Р: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.
П: понимание связи художественных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных нравственных ценностей и их современного звучания.
К: умение создавать устные и письменные монологические высказывания разного типа, вести диалог

23

В.Дмитриева
Краткие сведения о писательнице. Обзор творчества.
Книга «Малыш и Жучка».
Тема, идея, система образов. Уроки книги.

1

Семинар




Презентации уч-ся
Рисунки уч-ся

Компьютер
Плазм.панель
Л: формирование представлений о высших ценностях; совершенствование духовно-нравственных качеств личности.
Р: умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать и делать выводы.
П: понимание ключевых проблем изучаемых произведений литературы родного края.
К: умение формулировать собственное отношение к произведениям литературы родного края, давать им оценку.


24

Е.Дубровин
Краткие сведения о писателе. Обзор творчества.
Повесть «В ожидании козы»

1
Работа в группах
Карточки для заданий
Презентации уч-ся
Муз.сопровождение


Компьютер
Плазм.панель

Л: формирование представлений о высших ценностях; совершенствование духовно-нравственных качеств личности.
Р: умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать и делать выводы.
П: понимание ключевых проблем изучаемых произведений литературы родного края.
К: умение формулировать собственное отношение к произведениям литературы родного края, давать им оценку.


25

Сходство отдельных характеристик и эпизодов в «Приключениях Тома Сойера» и в «Зуб мамонта» В. Добрякова.

1
Внеклассное чтение





[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Компьютер
Плазм.панель
Л: формирование представлений о творчестве и свободе как условии творчества.
Р: умение определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
П: формирование эстетического вкуса, приобщение к духовно-нравственным ценностям зарубежной литературы.
К: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей.

26

Письменный отзыв о герое из произведения
литературы родного края

1
Занятие по развитию речи
Различные словари
Подборка художест-
венных текстов
Л: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.
Р: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.
П: понимание связи художественных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных нравственных ценностей и их современного звучания.
К: умение создавать устные монологические высказывания, вести диалог.

VII

Писатели и поэты моей малой родины (3 часа)

27








Писатели и поэты моей малой родины

А.В.Владимирова
Презентация книги «Жизнь как река»

3ч.


1
Занятие-знакомство
Подборка книг
Л: развитие благородных чувств и стремления защитить более слабых на фоне господства первобытных инстинктов.
Р: умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
П: воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом.
К: способность аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных (письменных) высказываниях разных жанров.


28

Д.Попов
«Нам жизнь даётся всё-таки одна»
Обзор жизни и творчества. Сборники стихов: «Карусель», «Зеркало» и др. Основные темы творчества поэта

1
Литературная гостиная
Подборка книг
Муз.фрагменты
Компьютер
Звуковые колонки

Л: формирование цельности характера, отваги и закаленности в борьбе за жизнь.
Р: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.
П: понимание связи художественных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных нравственных ценностей и их современного звучания.
К: умение создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог.

29

А.И. Исаев – произведения о Хреновском боре: «В сосновом бору», «Дыхание леса»

1
Заочная экскурсия по Хреновскому бору






Подборка книг
Творческие работы учащихся

Л: освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.
Р: умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
П: воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом.
К: способность аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных (письменных) высказываниях разных жанров.




Повторение и обобщение по курсу «Литературное краеведение» (3 часа + резервные уроки)

30
31

«Знай и люби свой край». Обобщение изученного с элементами творчества

2
Занятие по развитию речи

Л: осознание самого себя как личности, ощущение кровной связи с родной землей, со своей малой родиной.
Р: развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
П: формирование эстетического вкуса, приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры.
К: умение создавать устные монологические высказывания разного типа; умение вести диалог.


32

Внеклассное чтение
Рекомендация книг для летнего чтения

1
Занятие по внеклассному чтению

Л: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Р: в диалоге с учителем определяют критерии оценки и определяют степень успешности выполнения своей работы и работы класса, исходя из имеющихся критериев.
П: воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом.
К: способность аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных (письменных) высказываниях разных жанров.

33-35

Резервный урок
3

Индивидуальная работа в кабинете
Различные словари
Подборка книг





Итого: уроков развития речи – 5;
уроков внеклассного чтения – 3;
внеурочных занятий – 7 (20%)


15