Публичная лекция
Публичная лекция
Может ли физическая культура
способствовать избавлению от ложных комплексов?
«А это у тебя комплексы!»- кому из нас не приходилось слышать эту фразу? Мы знаем или догадываемся об их существовании внутри нас, понимаем, что они мешают нам жить. Конечно, мы пытаемся бороться с ними, и пока это так – есть надежда на успех. Комплекс – такое страшное слово. Уверена, что при произнесении этого термина каждый вспоминает с мурашками и стеснением про свой «маленький» комплекс. Комплекс – это внутреннее ограничение, страх, некое извращенное восприятие человеком себя, преувеличение физических и психологических недостатков. Все это великолепие, как правило, накладывается на довольно серьезные негативные переживания. И, увы, нет на свете счастливца, который мог бы похвастать совершенным отсутствием комплексов.
В психологии это понятие обозначает «формирующуюся в бессознательном, эмоционально окрашенную совокупность представлений, мотивов и установок, оказывающую существенное влияние на развитие и функционирование психики, личности и поведение человека».
Довольно-таки сложное объяснение. У каждого найдется свое представление об этом. Откуда и почему у людей появляются комплексы? Помогают ли, или наоборот, усложняют жизнь среди других?Мне понравилось следующее высказывание: «Как? У Вас нет комплексов? Срочно сходите к психоаналитику!» Комплексы существуют у всех! Появляются они, в основном, в раннем детстве и живут с нами в симбиозе на протяжении всей жизни. Научно доказано, что недостаточное внимание к ребёнку и постоянная критика могут подорвать развитие здорового чувства собственного достоинства у подростка. Ребёнок начинает сравнивать себя с другими детьми, когда родители, учителя, воспитатели провоцируют ребенка на такое сравнение, показывая, подчёркивая состоятельность одних детей, и несостоятельность других. И таким образом, обрекая ребёнка на комплекс неполноценности. «Комплекс неполноценности – мнение индивида, при котором он считает себя ущербным, ущемленным, вследствие физических недостатков или/и психологических предубеждений»
Проведя небольшой опрос среди обучающихся 1,4,6,8 классов на выявление наличия и отсутствия комплексов, получили следующий вывод: с возрастом ощущение наличия каких-либо комплексов увеличивается.
Подростковый возраст недаром называют переходным. Организм взрослеет, изменяются внешность и поведение ребенка. В подростковом возрасте у детей очень часто возникают всевозможные комплексы, от которых потом очень трудно избавиться.
Вообще подростковым называют возраст полового созревания, когда у мальчиков и девочек начинают проявляться характерные мужские и женские черты. Именно на почве изменений внешности базируется большинство подростковых комплексов.
Выявленные в результате опроса комплексы условно можно распределить по следующим типам:
внешность («Я толстый», «Я не красивый», «Я худой», «Я низкий») интеллект («Я глупый») непричастность («Я никому не нужен») комплекс неудачника («У меня ничего не получается») заниженная самооценка («Все лучше меня»)
Как учитель физкультуры чаще всего я встречаюсь с двумя типами комплексов:
внешности («Я толстый», «Я не красивый», «Я худой», «Я низкий»)
неудачника («У меня ничего не получается»).
Среди первой группы комплексов самым распространенным стал «Я толстый».
Неприятие и непонимание – вот что страшит ребенка и приводит к комплексам полноты. Для них главным становится избегать ситуаций, где их полнота будет видна окружающим. В итоге они замыкаются в себе, пытаются подавить нарастающее беспокойство известными им способами: принятием очередной порции пищи или каким-нибудь занятием, не требующим физической активности, например, компьютерными играми. Такие дети стараются игнорировать уроки физкультуры, ведь именно там полнота и неуклюжесть проявляются наиболее открыто. Все это, разумеется, не приводит к потере веса, а как раз наоборот, лишь усиливает комплексы.
Многих ребят отпугивает измерение нормативов на уроках. Каждый раз, получая самые низкие результаты в классе, они комплексуют и теряют желание заниматься. Надо помнить, что физические возможности у детей даже одного года рождения разные, нельзя ждать от всех одинаково хороших результатов. Когда школьники с трудом выполняют нормативы, вполне логично, что они испытывают неловкость оттого, что им приходится делать это «прилюдно»
В таких ситуациях большая ответственность за психологический климат на уроке ложится на учителя. Ни в коем случае нельзя высмеивать перед всем классом, это способно внушить отвращение к любым видам физической активности. Ведь сказанное учителем физкультуры про одного ученика во всеуслышание класса, подкреплённое увиденным его одноклассниками, может поставить на этом ребёнке клеймо, от которого потом очень сложно будет избавиться. И, конечно, породит у него массу психологических проблем.
Задача учителя не просто провести урок, измерить результаты, проследить за тем, чтобы никто не получил травму, а заинтересовать детей физкультурой, создать для каждого ребенка ситуацию успеха, найти возможность похвалить каждого, даже если он и не сумел показать великолепных результатов, но сумел преодолеть себя и страх, управляющий поведением, эмоциями человека.
Многие стремятся прогулять физкультуру всеми правдами и неправдами из боязни быть высмеянными своими товарищами, так как считают себя хуже других. Это срабатывает комплекс «Я неудачник».
Зачастую скромному и замкнутому ребёнку сложно раскрыться среди своих одноклассников даже в самых обычных ситуациях. Некоторые дети просто не могут себя заставить прыгать через козла, выполнять гимнастические упражнения и т.п. Именно этих ребят чаще всего обвиняют в поражении всей команды, т.е. сваливают всю вину. Под давлением класса они начинают верить, что виноваты, и смиренно принимают укоры, гонения, ощущение своей неумелости и никчёмности. Если же учесть, что школьники ничего быстро не забывают и стараются при любом удобном случае попрекнуть “неудачника” прошлым, укрепляя возникший комплекс.
Сколько их, этих комплексов? Каждый находит свой! Дает ему название, а потом? Побороть комплексы вполне возможно, даже необходимо, от этого зависит качество вашей жизни: самоощущение, душевное равновесие, вера в себя. Но нужно помнить, что это - серьезная и иногда продолжительная работа над собой, наскоком психологические деформации не поправишь. Не закрывайтесь напускной самоуверенностью и не загоняйте комплексы глубже внутрь – толку не будет. Однако, в некоторых случаях, он может мотивировать человека на достижение позитивных целей в жизни. Считаю, что человек избавляясь от того или иного вида комплекса, становится более сильным и самодостаточным. Надо превращать свой комплекс в индивидуальность! А не зарываться глубоко в себя и злиться на весь мир. Или же, все же, продолжать жить со своими комплексами и быть закомплексованным?
Может ли физическая культура способствовать избавлению от комплексов? Конечно, да! Учитель физической культуры, как никакой другой учитель, может помочь ребёнку избавиться от комплексов, которые зачастую мнимые, придуманы самим ребёнком и постоянно подпитываются и подкрепляются «доброжелателями» со стороны. Уроки физической культуры должны способствовать раскрепощению детей, имеющих подобные проблемы, стимулированию интереса к физическим занятиям, занятию спортом .
Человек сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья. Постоянные занятия физкультурой улучшают телосложение, фигура становится стройной и красивой, движения приобретают выразительность и пластичность. У тех, кто занимается физической культурой и спортом повышается уверенность в себе, укрепляется сила воли, что помогает достигать поставленные жизненные цели.
Как мама, я прекрасно понимаю, что потребности ребёнка важнее любых профессиональных амбиций. Поэтому как учитель я стараюсь воспитывать не великих спортсменов, а здоровых детей без ложных комплексов.
Черняева Людмила,
учитель физической культуры
МБОУ «ООШ№8»
Юнг К. Г.
Чуклов А.В.
Заголовок 115