Сценарий классного часа на тему Внимание,внимание!
Номинация: Сценарий классного часа
Внимание, внимание!
Учитель географии,
классный руководитель 5 класса
МБОУ «Сарашевская СОШ
им. Героя Советского Союза Ш.Казанбаева»
Азмагулова Гульчачак ХасановнаСараши, 2016
Классный час на тему « Внимание, внимание!..»
Классный час, посвященный проверке и развитию внимания учащихся 5 класса. Задача классного руководителя - обратить внимание детей на ресурсы их интеллекта, пробудить стремление к самопознанию, саморазвитию. Тема актуальна. Дети, обучающиеся в школе, чаще всего страдают от рассеянности или неразвитости своего внимания. развивать и совершенствовать внимание столь же важно, как и учить письму, счёту, чтению. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и чётко.
К сожалению, учащиеся не могут похвастаться повышенным вниманием на уроках, из-за этого страдает не только успеваемость, но и просто понимание материала.
Цель: проверка и развитие уровня внимания учащихся.
Оборудование
Компьютер, экран, проектор, презентация, два квадрата с числами, буквы, листочки.
Ход классного часа:
I. Вступление. Мотивация к занятию
Классный руководитель. Я вам прочитаю отрывок из произведения С.Я Маршака «Вот какой рассеянный». А вы попробуйте ответить на вопрос: почему герой Маршака такой? О каких людях написал писатель?
Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду,
Вместо валенок- перчатки
Натянул себе на пятки.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассёйной.
- Почему герой Маршака такой?
-О каких людях написал писатель? (он не внимателен).
- Как вы думаете, о чем будет разговор на классном часе?
Итак, ребята, сегодня мы поговорим о внимании. Попробуем узнать, внимательны ли вы? У каждого из вас на партах лежит лист бумаги. Чтобы показать, что вы внимательно меня слушаете, возьмите этот лист бумаги в левую руку и поднимите вверх.
Часть детей выполнила задание, часть осталась сидеть в недоумении. Ну вот мы и увидели, насколько вы внимательны. Кто-то сосредоточился и все понял с первого раза, а кому-то нужно было повторять задание дважды. Примерно то же самое происходит на уроках. Если бы все ученики умели управлять своим вниманием, в нашем классе учились бы одни отличники. Так что же такое внимание?
II. Беседа «Внимание и его виды»
Классный руководитель (показывает на доску, на которой нарисованы концентрические окружности.) Посмотрите на доску. Что на ней нарисовано?
Дети. Мишень.
Классный руководитель. Да, мишень. Ее изображают в виде концентрических окружностей. Они сосредоточены, сконцентрированы вокруг центра. Стрелок старается попасть в центр мишени, а мы стараемся сосредоточить свое внимание на чем-то. Внимание - это состояние, при котором органы чувств, мышления полностью направлены на какой-то объект. Но, как видим не всегда это у нас получается. Что же мешает нам сосредоточиться? (ответы детей)
Когда человек сознательно и преднамеренно сосредотачивается на каком-либо предмете, то это – произвольное внимание, непроизвольное же возникает независимо от нашего желания.
Внимание бывает разных видов: зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное, вкусовое.
Ребята, внимание - это очень важное качество человека. От него зависит успех в любом деле. Давайте проверим, насколько вы внимательны.
Упражнение-тест «Насколько вы внимательны?».
Ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы:
Если вы играете в какую-нибудь игру, часто ли вы проигрываете из-за невнимания?
Разыгрывают ли вас ваши знакомые?
Умеете ли вы одновременно заниматься каким-либо делом и слушать то, о чем говорят рядом?
Находили ли вы когда-нибудь на улице деньги или ключи?
Смотрите ли вы внимательно по сторонам, когда переходите улицу?
Способны ли вспомнить о деталях фильма, который смотрели вчера?
Когда вас отрывают от чтения или другого дела, раздражаетесь ли вы?
Проверяете ли сдачу в магазине?
Быстро ли находите в доме нужную вещь?
Вздрагиваете ли, если вас внезапно кто-то окликает на улице?
Бывает ли, что одного человека вы принимаете за другого?
Увлёкшись беседой в транспорте, можете ли пропустить нужную остановку?
Можете ли быстро назвать даты рождения своих близких?
Легко ли пробуждаетесь ото сна?
Найдёте ли в большом 7ородебез посторонней помощи то место, где побывали однажды в прошлом году?
По одному очку оцениваются ответы «да» на вопросы: 2,3,4,5,6,8,9,13,14,15 и ответы «нет» на вопрсы 1,7,10, 11,12. Сложите полученные баллы.
Интерпретация результатов:
11 баллов и больше: вы удивительно внимательны и проницательны.
5-10 баллов: вы достаточно внимательны и способны в ответственный момент сосредоточиться и не допустить ошибки.
4 балла и меньше: вы очень рассеянны, и в этом причина ваших неудач. Но вы упорно не придаете значение «пустякам», из-за вашего невнимания страдают и окружающие.
Есть такие ребята, кто набрал 11 баллов и выше? Вы, конечно же, молодцы!
Сейчас мы узнаем, как играя, можно развивать внимание.
III. Игровой блок
Игровое упражнение «Что изменилось?»
Классный руководитель. Внимательно посмотрите на партнёра. По хлопку ведущего, вы отворачиваетесь друг от друга, и делаете 3 изменения в своей внешности или одежде. По хлопку поворачиваетесь и находите изменения.
Игровое упражнение «Пишущая машинка»
Каждому ученику присваивается одна буква из алфавита.
Классный руководитель. Ребята, вы пишущая машинка. Я задаю фразу, вы по буквам должны, как можно быстрее, напечатать эту фразу. Промежуток между словами отхлопываем в ладоши всем классом.
Фраза «Буря мглою небо кроет».
Игровое упражнение «Спрятанные имена»
Классный руководитель. А теперь упражнение на концентрацию внимания. На доске написаны 4 предложения. Среди букв в каждом предложении спрятаны имена мальчиков и девочек.
Попробуйте отыскать эти имена за 1 минуту.
Пример: «...принес кофе дяде». (Федя.)
1. «В густой листве раздается свист соловья», - сказала...
2. ...пела песни на сцене.
3. ...купил тетради малышам.
4. «Лиса шарит по кустам в поисках зайца», - сказал...
В течение 7 минуты дети анализируют предложения.
Классный руководитель. А теперь ответьте на мои вопросы к этим предложениям.
- Кто же сказал про свист соловья в листве? (Вера.)
- Кто пел песни на сцене? (Нина.)
- Кто купил тетради малышам? (Дима.)
- Кто сказал о лисе, которая ищет зайца? (Саша.)
Тест «Распределение внимания»
На доске квадраты с числами. Выходят по 2 учащихся.
9 5 11 23 20
14 25 17 1 6
3 21 7 19 13
18 12 24 16 4
8 15 2 10 22
Классный руководитель. В клетках квадрата в случайном порядке размещены цифры от 1 до 25. Нужно найти и указать последовательно все цифры от 1 до 25. Кто быстрее?
«Прочитай пословицу». С помощью значков нужно прочитать пословицу.
Условные обозначения:
А Х Я Д РМ У Т ПС Ч Е Л О В
Пословица:
,
.
VI. Домашнее задание
Классный руководитель. Классный час хочется закончить вот этими пословицами: Делу - время, потехе - час. Где растяпа, да тетеря, там не прибыль, а потеря. Чтобы не быть растяпами, быть успешными, нужно развивать свое внимание. Вы можете каждый день: на уроках и переменах, на улице и дома с помощью вот таких простых упражнений развивать свое внимание.
А домашнее задание у вас будет такое: оцените своё внимание по различным направлениям восприятия (по пятибалльной системе)
Я=
внимание Все вижу
Всё слышу
Не теряю логики разговора
Могу сосредоточиться
Внимательный по отношению к окружающим
Улавливаю настроения и желания собеседника
Чуткий к внешним воздействиям
VII. Подведение итогов (рефлексия)
Классный руководитель.
- Что вы полезного взяли с этого классного часа?
- Нужно ли развивать внимание?
- Что даст вам развитие внимания?