Организация РППС в детском саду в соответствии с ФГОС ДО
Структурное подразделение муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Староартинская общеобразовательная школа» – детский сад с. Старые Арти
«Организация развивающей
предметно-пространственной среды
в структурном подразделении
МКОУ «Староартинская СОШ» - детский сад с. Старые Арти
в соответствии с ФГОС ДО»
(проект)
Разработчик:
старший воспитатель
Агейкина Н.В.
с. Старые Арти
2015 г.
Добрый день уважаемые коллеги.
1 слайд
Сегодня я хочу представить вашему вниманию опыт работы по реализации проекта «Организации развивающей предметно-пространственной среды в структурном подразделении МКОУ «Староартинская СОШ» - детский сад с. Старые Арти в соответствии с ФГОС ДО».
2 слайд
Свое выступление я хочу начать со слов К.Д. Ушинского
В развитии ребенка образование и среда играют большую роль, чем наследственность
Вопрос в том, какое образование и какая среда лучше всего развивают потенциальные способности ребенка.
Современный детский сад - это место, где ребёнок получает первоначальный опыт коммуникативных навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками. С введением ФГОС ДО одним из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении является правильная организация развивающей предметно-пространственной среды (далее РППС).
Развивающая предметно-пространственная среда – это специфические для каждой организации (группы) образовательное оборудование, материалы, мебель, и т.п., в сочетании с определенными принципами разделения пространства.
3 слайд
Согласно п. 3.3.1. ФГОС ДО, РППС должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также – участков, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
4 слайд
Результатом реализации указанных требований является создание такой РППС, чтобы каждый ее компонент был предназначен для детского коллектива в целом, но при этом окружающая среда давала возможность каждому ребенку заниматься любимым делом, проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество.
Педагоги нашего детского сада проявляют огромный интерес к формированию развивающей среды своих групп и всего детского сада в целом. В связи с введением в практику работы ФГОС ДО, нами был проведен анализ имеющихся условий во всех возрастных группах и выявлена проблема, что при организации РППС в нашем детском саду в большей степени применяются традиционные способы. Мы увидели необходимость создать в группах детского сада РППС с учетом особенностей восприятия мира современным ребенком. А также заинтересовать родителей в организации развивающей предметно-пространственной среды. Все это подтолкнуло педагогов к поиску новых интересных форм и инновационных подходов к созданию РППС.
5 слайд
Визитная карточка проекта
Творческое название проекта: «Организация развивающей предметно-пространственной среды в структурном подразделении МКОУ «Староартинская СОШ» – детский сад с. Старые Арти».
Девиз проекта: «На развитие личности ребенка влияют не только наследственность и воспитание, но и немаловажное значение играет среда, в которой пребывает ребенок»
Тип проекта: информационно-исследовательский, практико- ориентированный, познавательно-творческий.
Вид проекта: внутренний, долгосрочный.
Участники проекта: администрация, педагоги, родители, дети.
6 слайд
Предмет проекта: совместная деятельность педагогов с родителями по организации предметно-развивающей среды в группе.
Продукт проектной деятельности: оформление развивающей предметно-пространственной среды во всех возрастных группах ДОУ.
Продолжительность проекта: долгосрочный (2014-2017 г.).
Обеспечение проекта: материально-техническое; учебно-методическое оснащение; информационное обеспечение
Место проведения (заказчик): Свердловская область, Артинский район, с.Старые Арти, ул. Ленина, 192.
7 Слайд
Объективные предпосылки возникновения и разработки проекта опираются на следующие противоречия:
между психолого-педагогическим потенциалом современного дошкольного учреждения как среды личностного развития ребенка и преобладающей на практике «знаниевой», «когнитивной» ориентацией его образовательного процесса;
между требованиями государства и общества к личности как носителю культурных ценностей и тем, как этот социальный заказ осуществляется.
8 слайд
Нормативно-правовая база к организации РППС.
Приказ Минобразования и науки РФ (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистр. N 30384.
«Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»» СанПиН 2.4.1.3049-13(Пост. Главного гос. сан. врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 Зарег. в Минюсте РФ 29 мая 2013 г Регистр. N 28564.
«Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (утв. приказом Минобрнауки России от 20 июля 2011 г. № 2151, регистрационный № 22303 от 14 ноября 2011 г. Министерства юстиции РФ).
Письмо Минобрнауки от 17.11.2011г № 03-877 о реализации приказа Минобрнауки России от20.07.2011 №2151 «Примерный перечень игрового оборудования для учебно-методического обеспечения дошкольных образовательных учреждений.
Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17 июня 2003 года.
Письмо Минобразования России от 17.05.1995г. № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях».
Письмо Минобразования России от 15.03.2004 № 03-51-46ин/14-03 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье» Требования ФГТ к среде ДОУ (проект).
Приказ Министерства образования РФ от 26.06.2000 №1917 «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей».
Основная общеобразовательная программа – образовательная программа дошкольного образования структурного подразделения МКОУ «Староартинкая СОШ» - детский сад с. Старые Арти.
Годовой план работы структурного подразделения МКОУ «Староартинская СОШ» – детский сад с. Старые Арти.
9 слайд
Целью проекта стало создание РППС для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов в соответствии с ФГОС. Привлечение внимания родителей к проблеме создания предметно-развивающей среды в ДОУ.
10 слайд
Задачи проекта:
1. Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации РППС, обеспечивающие полноценное развитие дошкольников.
2. Организовать РППС, способствующую эмоциональному и психическому благополучию в своевременном всестороннем развитии каждого ребенка с учетом их потребностей, наклонностей и интересов.
3. Создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной), их интеграция и творческая организация (креативность) в целях повышения эффективности воспитательно-образовательной деятельности.
4. Определить единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
11 слайд
Для реализации проекта определены следующие методы:
анализ психолого-педагогической и методической литературы;
анализ федеральных, региональных, местных директивных документов по дошкольному образованию;
педагогическое моделирование;
метод индивидуального и коллективного творчества;
использование план-схемы.
Для оценки результативности реализации проекта:
анкетирование;
наблюдение;
тестирование;
самоаудит;
творческий отчет.
12 слайд
Была выдвинута гипотеза: Если создать РППС, отвечающую особенностям образовательной деятельности и творческому характеру деятельности ребенка, то это будет эффективно способствовать формированию базиса личностной культуры детей, развитию их индивидуальности, самостоятельности.
13 слайд
Практическая значимость заключается в определении стратегии и тактики построения развивающей предметно-пространственной среды групп детского сада.
14 слайд
Были определены Материально-технические ресурсы
– подбор исторической, художественной и методической литературы,
– подбор наглядного материала (презентации, иллюстрации, фотографии, зарисовки);
– подготовка материала для продуктивной деятельности;
– дидактические, сюжетно-ролевые игры;
– выставки творческих работ детей совместно с родителями;
– создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповых комнат, музыкального зала);
использование интерактивных технологий (мультимедийный экран, проектор, цифровой фотоаппарат, музыкальный центр, ноутбук);
– материалы Интернет.
12 слайд
Критериями оценки эффективности проекта стали:
– соответстие РППС реализуемой основной образовательной программе детского сада;
– комфортное состояние воспитанников и педагогических работников;
– повышение образовательного ценза и уровня квалификации педагогов в вопросах инновационного подхода к созданию РППС в группе;
– повышение активности родителей (законных представителей) к процессу преображения РППС групп и детского сада;
– развитие творческой инициативы педагогического коллектива.
16 слайд
1. Организационно-подготовительный этап (2014-2015 г.г.):
Направлен на обеспечение основных информационных, кадровых, организационных, методических и материально-технических условий для создания развивающей предметно-пространственной среды
2. Внедренческий (Основной) этап (2015-2016 г.г):
На создание развивающей предметно-пространственной среды в группах в соответствии с ФГОС ДО, отработка взаимодействия с участниками образовательных отношений.
2. Заключительный этап (2016-2017 г.г.):
анализ деятельности педагогического коллектива по созданию РППС; анализ организованной среды; подведение итогов; предоставление опыта работы.
17 слайд
1) Изучены:
психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме, которая нашла отражение в педагогической теории исследования А.П. Усовой, Н.В. Ветлугиной, С.Л. Новоселовой, В.А. Петровского, Л.Л. Стрелковой.
Программа «Детство»,
методические рекомендации для педагогических работников ДОО и родителей детей дошкольного возраста по [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], 2014 г. и др. литература.
18 -19 Слайд
2) Разработан [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] реализации данного проекта (щелкнуть на гиперссылку)
3) Определены подходы к организации РППС
4) определено зонирование групп на 3 части (зона для спокойной деятельности, зона для деятельности, связанной с интенсивным использованием пространства, рабочую зону
Для оптимальной организации РППС были составлены планы-схемы групп
20-22 слайд
Демонстрация схем групповых ячеек
23 слайд
При построении РППС учитывались основные составляющие:
- пространство (помещение, где создается РППС),
- время (сезон, событие, образовательная ситуация и др.),
- предметное окружение;
определили варианты (линии) изменения РППС в зависимости от:
- времени
- освоенности,
- стратегического и оперативного изменения в зависимости от интересов детей,
- единого комплекса различных модальностей: цветовой, звуковой, кинестетической (сменяемости позы).
Так как стратегия и тактика построения развивающей среды в группах определяются особенностями личностно-ориентированной модели воспитания, нацеленной на содействие становлению ребенка как личности, мы решили заинтересовать своих воспитанников в организации предметно-развивающей среды (чаще организовывать выставки совместных творческих работ детей и родителей и оформлять интерьер группы интересными творческими продуктами детей).
24 -29 слайд
Так же опирались на принципы: насыщенности, трансформируемости, полифункциональности, вариативности, педагогической целесообразности, доступности и безопасности РППС.
В целях повышения компетентности педагогов, по созданию развивающей предметно-пространственной среды в детском саду в соответствии с ФГОС ДО, одним из педагогов был прослушан вебинар «Организация РППС в разных возрастных группах на основе оптимизации традиционной образовательной среды детского сада в соответствии с ФГОС ДО», а также в мае 2015 г. проведен семинар по теме «Организация РППС в разных возрастных группах в соответствии с ФГОС ДО».
30 слайд
2. Внедренческий (Основной) этап:
Краткое описание помещения групп
В детском саду 3 групповые ячейки. Групповая ячейка для детей 1 мл. группы расположена на первом этаже, и две групповых ячейки для детей от 3 лет располагаются и втором этаже дошкольного учреждения. Помещения соответствуют СанПиН, пожарной безопасности. Во всех группах оборудованы отдельные спальная и раздевальная комнаты, туалетная комната. Помещения окрашены в теплые спокойные пастельные тона. В групповых комнатах созданы центры активности, подобраны разнообразные дидактические пособия, аудиоматериал, игрушки соответствующие интересам детей, возрастными и личностными особенностями. Мебель подобрана в соответствии с ростом и возрастом детей. Развивающая предметная среда групп оборудована с учетом возрастных особенностей детей, связана между собой по состоянию и стилю.
31слайд – 32 слайд
К работе над проектом были привлечены родители. С ними были проведены беседы и консультации, разработаны рекомендации по организации РППС в домашних условиях. Для оформления всех центров воспитатели использовали уже имеющийся в группах материал (игрушки, книжки, дидактические игры и т.д.), добавили материал приобретенный администрацией школы (игры Воскобовича, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, соты Кайе, игры Никитина, танграмы, головоломки, внесли творческие продукты деятельности детей, а также работы сделанные детьми совместно с родителями и самими родителями (костюмы для театрализованной деятельности, флажки, ленты на палочках и кольцах, мешочки с песком, массажные мячи), приобретенные материалы для экспериментирования (лупы, песочные часы), детская посуда, игры для сенсорного развития).
33 Слайд
использовали следующие технологии:
технологию личностно-ориентированного подхода,
игровые технологии,
элементы технологии ТРИЗ,
проектные методы обучения,
исследовательские методы,
проблемное обучение,
информационно-коммуникационные технологии,
здоровьесберегаюшую технологии.
34 слайд
3. Заключительный этап
Мониторинг
Проведение мониторинга построения РППС в детском саду проводится 2 раза (на основном – подготовительном и заключительном этапах) путем экспресс – анализа.
Изучение уровня организации РППС проводится на основании ФГОС ДО. Отслеживание результатов эффективности проходит через самоконтроль педагогов, через контроль со стороны администрации ДОУ, а также через отношение самих детей к РППС группы и мнения родителей. Результаты мониторинга могут использоваться исключительно для оптимизации дальнейшей работы по организации предметно-развивающей среды в детском саду.
34 слайд
Сравнительный анализ мониторинга РППС детского сада показал, что мы провели большую работу по созданию среды развития ребёнка и добились положительных результатов:
дети с удовольствием идут в детский сад, родители заинтересовались проблемой и приняли активное участие в работе по организации РППС. Все педагогические работники повысили свою компетентность в вопросах организации РППС через самообразование, изучение опыта коллег, вебинары и семинары, активно принимают участие в реализации проекта. Повысилась творческая инициатива педагогов.
36 слайд
В результате сравнительного анализа диагностики РППС выявлена положительная динамика в обогащении практически всех центров имеющихся в группах. Однако РППС детского сада еще не полностью соответствует требованиям ФГОС ДО, не достаточно оснащены центры музыкальной, театрализованной деятельности и центры экспериментирования.
Вывод (Заключение)
Правильно организованная предметная развивающая среда, направленная на личностно-ориентированное развитие ребёнка, стимулирует общение, любознательность, способствует развитию таких качеств, как инициативность, самостоятельность, творчество. Предметная среда организованная с учётом индивидуализации пространства жизни ребёнка отличается динамизмом. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными и стараются максимально использовать свои возможности и навыки. Важно ещё то, что работа по обновлению предметной среды объединяет всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и родителей. Такая предметная развивающая среда не остаётся постоянной, она всегда открыта к изменениям, дополнениям в соответствии с меняющимися интересами детей. В ходе реализации проекта у участников проекта формируются ключевые компетентности: технологическая, информационная, (умение ориентироваться в информационных источниках); аналитическая (умение делать выводы из полученной информации); социально-коммуникативная.
37 слайд
Дальнейшее развитие проекта в перспективе работы детского сада
В процессе проживания воспитанниками и педагогами в уже организованной РППС, она будет постоянно изменяться, трансформироваться и обогащаться с учетом интересов и потребности детей.
В дальнейшей работе мы планируем продолжить организовывать РППС в детском саду согласно требованиям ФГОС ДО, задействовать в работе по организации ПРС воспитанников и родителей, подготовить презентацию групп для родителей, распространить свой опыт в СМИ.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415