План урока ПМ.03 Транспортировка грузов МДК 04.01. Теоретическая подготовка водителей автомобилей категории «С»


ПЛАН
урока по ПМ.03«Транспортировка грузов» МДК 04.01.
Теоретическая подготовка водителей автомобилей категории «С»

Тема: 1. Проверка давления в шинах. Замена колеса. Демонтаж и монтаж колеса.
2. Умения осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути следования.
Тип: бинарный урок (совместно с мастером производственного обучения)
Цель:
Обучающая: обобщить знания по устройству, работе и техническому обслуживанию колес автомобиля ГАЗ-3309 как элементов несущей системы;
Развивающая: развивать познавательный интерес к профессии через изучаемую тему;
Воспитывающая: формировать у обучающихся профессиональные качества личности будущего водителя автомобиля, воспитывать культуру труда, бережное отношение к эксплуатационным материалам, экологическое воспитание.
Материально-техническое оснащение: учебник Родичева «Устройство и ТО грузовых автомобилей» §11.2 с.161-164, тетрадь, ручка, мультимедийная установка, презентация «Автомобильные шины», раздаточный материал-тесты 2 и 3 уровня.
Межпредметные связи: Физика-трение, кручение, давление, инерция, ускорение; химия-углеводороды; детали машин – применение деталей; учебная практика– применение знаний на практике.
Продолжительность урока: 90 мин.
ХОД УРОКА
1.Оргмомент – приветствие, численность, состояние здоровья обучающихся, самочувствие и готовность выполнять задания, тема, цель.(5 мин)
2.Актуализация знаний – словесный, наглядный, презентация (10 мин)
Слайд № 2 Преподаватель
С тех пор, как была изобретена пневматическая шина, прошло уже более 140 лет. Роберт Уильям Томсон родом из Шотландии – человек, впервые официально зарегистрировавший создание пневматической шины. Роберт родился 29 июня 1822 г. и уже в возрасте 22-х лет был инженером ж/д транспорта, при этом имея контору в Лондоне и свой бизнес. Именно в тот момент он изобрел пневматическую шину.
10 июня 1846 года был создан патент номер 10990, который излагал суть нового изобретения: использование дополнительной эластичной опорной поверхности по всей площади колесных ободьев, чтобы снизить прилагаемое к экипажу усилие, одновременно понижая уровень шума и облегчая процесс движения. Патент также включал в себя необходимые для изготовления материалы и подробный чертеж.
Слайд № 3 Сообщения обучающихся10 июня 1846
Конструкция первого пневматического колеса: на обод с деревянными спицами, который обивался цельной полоской металла по внешнему диаметру, накладывалась шина. Шину также составляло наружное покрытие и находящаяся под ним камера. Изготовление камеры производилось путем каучуковой (гуттаперчевой) пропитки нескольких слоев парусины. При этом наружное покрытие делали из кусков кожи, соединенных заклепками. Крепление шины к ободу производилось при помощи болтов.
Покрышка из кожи имела необходимый запас стойкости к изгибам и износу, а камера, изготовленная из парусины, поддерживала покрышку, когда ее материал намокал или раздувался от внутреннего давления. В 1873 году умер создатель пневматической шины и все надолго забыли про его детище, несмотря на то, что образцы еще сохранились.
1985 г
Первыми к пневматической шине вернулись братья Эдуард и Андре Мишлен родом из Франции, имевшие до этого опыт производства шин для велосипедов. Братья заявили о том, что к гонке Париж – Бордо в 1985 году они создадут для всех участников пневматические шины. Одна из девяти машин в той гонке, несмотря на множество проколов, проехала 1200 км и самостоятельно добралась до финишной черты.
Большинство заводов по производству шин в СССР были созданы во время Второй Мировой по западным стандартам.
50-е годы XX века
В 50-х годах XX века в конструкцию шины впервые были внесены изменения. Компания «Мишлен» предложила в качестве основной особенности жесткий пояс, который состоял из нескольких слоев металлокорда. Расположение нитей корда было радиальным от одного борта к другому. Новые шины назывались радиальными.
70-е годы XX века
Множество компаний набрались опыта в производстве бескордных шин. Позже в технологию создания бескордных шин будут введены технические решения, которые сильно упростят их производство. Сейчас самыми перспективными являются однослойные радиальные бескамерные шины из металлокорда, которые устанавливаются на полуглубокий обод с низкими закраинами.
Также производители сейчас стараются продлить срок службы шин, увеличить допустимые нагрузки, безопасность движения автомобиля, улучшить техническо-экономические показатели и упростить технологию производства шин.
3.Обобщение материала – словесный, наглядный, презентация (15-20 мин)
Слайд № 4 Основные параметры шины Преподаватель
Основные параметры шин
Профиль шины – ее контур в радиальной плоскости колеса. Параметры профиля пневматической шины определяются по покрышке, смонтированной на ободе рекомендуемого размера, при отсутствии нагрузки и заданном внутреннем давлении.
1.D Наружный диаметр - диаметр наибольшего сечения шины в плоскости вращения колеса.
 2.d  Посадочный диаметр– диаметр окружности, являющейся линией пересечения поверхности основания борта шины с его наружной поверхностью 
3.B  Ширина профиля– расстояние между двумя плоскостями вращения колеса, касающимися внешних поверхностей боковин шины 
 4.А Ширина профиля обода
5.H  высота профиля
Слайд № 5, 6 Преподаватель, сообщения обучающихсяУстройство радиальных и диагональных шин
Каркас – радиальной шины составлен из прорезиненных слоёв текстильной нити, синтетических или искусственных волокон. Волокна корда следуют от борта к борту в стороны от направления движения (отсюда термин «радиальная шина»). Количество слоёв корда в каркасе зависит от типа, размера, назначения и номинальной нагрузки изготавливаемой шины. Каркас шины суть первичный компонент, ограничивающий давление, который в конечном счёте и несёт основную нагрузку. Каркас также передаёт моменты силы (вращающий момент, кручение, и т.д.) от брекера к бортам шины и, в конечном счёте, к ободу диска.
Брекер – металлокордовый слой, состоящий из обрезиненных стальных проволочных нитей, расположенный по окружности между протектором и каркасом шины. Стальные волокна брекера располагаются по диагонали к направлению движения. Брекер усиливает жёсткость протектора, повышая тем самым равномерность прилегания и сцепления с дорогой, сопротивляемость шины изгибам и деформациям на поворотах и наклонных плоскостях, что значительно снижает износ шины и продлевает срок её службы. Они также являются передаточным звеном вращающего момента между резинотканевым каркасом и протектором, ограничивают линейное расширение шины, предохраняют каркас от толчков и ударов, снижая вероятность порезов, проколов и растрескивания шины. У шин для бездорожья может быть до пяти слоёв брекера. Дорожные легковые шины обычно имеют один или два.
Плечевой пояс – обычно имеет клиновидную форму в сечении, располагается по краям брекера и служит для выравнивания скруглённой формы каркасного корда. Этим самым увеличивается площадь контакта шины с дорогой и, соответственно, устойчивость автомобиля. 
Боковина – бортовая стенка – суть защитное резиновое покрытие на внешних сторонах шины. Располагается между бортом и прилежащей к протектору пречевой зоне. По причине того, что на неё оказывается воздействие в основном силами деформации на изгиб, боковина разрабатывается таким образом, чтобы выдерживать подобные нагрузки максимально продолжительное время. Кроме того, боковая часть препятствует истиранию, воздействию погодных явлений и растрескиванию каркаса шины. Несёт на себе информацию о производителе, маркировку шины и другие условные обозначения.
Борт шины – наиболее жёсткая её часть. Борт предназначен для устойчивой посадки и герметизации (в случае бескамерной) шины на ободе колёсного диска. Основой прочности служит закольцованный стальной стержень (5), состоящий из проволоки, покрытой слоем резины, и исключающий возможность растяжения. В зависимости от назначения покрышки и нагрузки в бортовой её части используется одно или два кольца прочности. Борт составляют слой каркасного корда, оборачивающего стальное кольцо от середины шины наружу, и внутреннего защитного слоя (8), заполняющего пространство между стальным стержнем и кордом. Стальной кольцевой стержень придает борту необходимую жесткость и прочность, наполнительный слой – монолитность и плавный переход от жесткого кольца к эластичной резине боковины. На наружной части борта располагается т. н. чефер или пятка – плотный тканевый или металлизированный слой, закрывающий отворот корда и предохраняющий борт от истирания об обод и повреждения при монтажных работах.
Внутренняя часть – вкладыш – неотъемлемая составляющая всех бескамерных пневматических шин. Газонепроницаемый слой специально разработанной резины покрывает внутреннюю часть шины от борта к бору и препятствует утечке воздуха через остальные слои бескамерной шины.
Нейлоновый бандаж – необязательный элемент в строении шины. Является промежуточным поясом между протектором и брекером, служит для стабилизации протектора и улучшения характеристик поведения шины на поворотах и больших скоростях.
Видеофрагмент – Конструкция шины (2 минуты)
Слайд № 7 Схема перестановки колес ГАЗ-3309 Преподаватель
переставлять шины (резину) (рис. 2) следует при необходимости. Основанием может быть необходимость получить равномерный износ всех шин, в том числе запасной, а также обеспечить правильный подбор шин по осям. На одну ось надо устанавливать шины, имеющие одинаковый износ протектора, причем более надежные - на переднюю ось автомобиля.
Слайд № 8, 9, 10 Монтаж колеса Преподаватель
Видеофрагмент- Лекция о шинах (3.40 мин – 7.40 мин)
Слайд № 11 Износ шин Преподаватель
По характеру износа протектора шины можно определить причину, вызывающую износ.
На шине 1 износ вызван продолжительной ездой с повышенным давлением,
на шине 2 - с пониженным.
Износ шины 3 с характерными округлыми кромками с одной стороны рисунка протектора и острыми с другой вызван нарушением схождения колес. При грубых отклонениях (10-15 мм) от рекомендуемого схождения шины на Газ-3309 могут быть изношенны после пробега менее 1000 км.
Шина 4 имеет неравномерный износ протектора вследствие нарушения развала. Особенно это проявляется при большой разнице в развале правого и левого колес.
Износ 5 в виде двух или одной лысины возникает в следствии повышенной вибрации рабочей поверхности колёсного диска. Менее ярко выраженная «лысина» может появиться в результате аварийного торможения на бетонном шоссе.
На шине 6 виден пятнистый износ, появляющийся при больших угловых колебаниях передних колес или одного колеса (шины) относительно оси шкворня. Основные причины пятнистого износа шины следующие: люфт в шарнирах рулевых тяг (наконечниках) и подвески или в рулевом механизме, неисправность передних амортизаторов или одного из них, ослабление крепления рычагов рулевой трапеции к стойке подвески, сошки на валу, рулевого механизма к лонжерону рамы и другие причины, вызывающие угловое колебание колес.
Слайд № 12 Маркировка шин Преподаватель
Содержит информацию о размерах, конструкции шины, индексах скорости и грузоподъемности. В соответствии с действующими стандартами обозначение размеров может быть миллиметровым, дюймовым или смешанным.1 — максимальная нагрузка и давление (по стандарту США);2 — обозначение внутренней стороны шины при асимметричном* рисунке протектора. Наружная сторона в этом случае обозначается „OUTSIDE";3 — количество слоев и тип корда каркаса и брекера;4 — товарный знак завода-изготовителя; 5 — ширина профиля; 6 — серия; 7, 15 — обозначение радиальной шины; 8 — обозначение бескамерной шины; 9 — посадочный диаметр; 10 — индекс грузоподъемности; 11 — индекс скорости; 12 — обозначение направления вращения шины на автомобиле (при направленном рисунке протектора); 13 — дата изготовления, например 28-я неделя 2001 года (до 2000 года — трехзначное число); 14 — знак официального утверждения шины на соответствие Правилу № 30 ЕЭК ООН, условный номер страны, выдавшей сертификат, и номер сертификата; 16 — наименование модели.
Примеры обозначения шин: 
7,50R20 – шина радиальная обычного профиля;
315/80R22,5 – шина радиальная низкопрофильная;
7,50-20 – шина диагональная,
где 7,50 и 315 – обозначение номинальной ширины профиля шины (в дюймах и миллиметрах соответственно); 20 и 22,5 – обозначение номинального посадочного диаметра обода (в дюймах); R – обозначение радиальной шины; 80 – серия (номинальное отношение высоты к ширине профиля в процентах).
Слайд № 13 Достоинства и недостатки радиальных шин Обучающиеся
Достоинства:
длительный срок службы, сопротивляемость порезам, проколам и разрывам, превосходное сцепление шины с поверхностью дороги, лучшая управляемость и экономия топлива, мягкая езда и комфорт водителя
Недостатки:
Радиальные шины имеют высокую цену, но при этом боковая эластичность у такого типа резины повышена. Радиальное расположение нитей корда снижает прочность боковины стенки покрышки. В тяжелых дорожных условиях при движении по глубокой колее или при ударах о бордюрные камни боковины радиальных шин чаще подвергаются повреждениям в отличии от диагональных покрышек.
4.Рефлексия – письменно ответить на вопросы: (10 мин)
Слайд № 14 Тест № 1(уровень 3). Ответить письменно на вопросы:
1.С какой целью на заднем мосту автомобиля устанавливают по два колеса?
2.Почему на дисках колес установлены конические отверстия?
3.Что предусмотрено в конструкции крепления для предотвращения самоотвертывания колес?
4.Для чего шины на транспортном средстве переставляют?
5.Какой элемент вентиля камеры шины предусмотрен для пропуска воздуха внутрь?
Слайд № 15 Ответы:
1.т.к. на заднюю ось приходится 2/3 полной массы снаряженного автомобиля.
2.для обеспечения точной установки колес.
3.гайки левой стороны имеют левую резьбу, правой-правую.
4.чтобы был равномерным износ.
5.золотник.
5.Слайд № 16 Домашнее задание - Преподаватель (5мин)
– учебник Родичева «Устройство и ТО грузовых автомобилей» §11.2 с.161-164 – проработать параграф, составить презентацию на контрольные вопросы учебника.
Подведение итога занятия, похвалить активно работавших обучающихся, разобрать недостатки в ходе урока, обьявить оценки.
1 сообщение
10 июня 1846
Конструкция первого пневматического колеса: на обод с деревянными спицами, который обивался цельной полоской металла по внешнему диаметру, накладывалась шина. Шину также составляло наружное покрытие и находящаяся под ним камера. Изготовление камеры производилось путем каучуковой (гуттаперчевой) пропитки нескольких слоев парусины. При этом наружное покрытие делали из кусков кожи, соединенных заклепками. Крепление шины к ободу производилось при помощи болтов.
Покрышка из кожи имела необходимый запас стойкости к изгибам и износу, а камера, изготовленная из парусины, поддерживала покрышку, когда ее материал намокал или раздувался от внутреннего давления. В 1873 году умер создатель пневматической шины и все надолго забыли про его детище, несмотря на то, что образцы еще сохранились.
2 сообщение
1985 г
Первыми к пневматической шине вернулись братья Эдуард и Андре Мишлен родом из Франции, имевшие до этого опыт производства шин для велосипедов. Братья заявили о том, что к гонке Париж – Бордо в 1985 году они создадут для всех участников пневматические шины. Одна из девяти машин в той гонке, несмотря на множество проколов, проехала 1200 км и самостоятельно добралась до финишной черты.
Большинство заводов по производству шин в СССР были созданы во время Второй Мировой по западным стандартам.
3 сообщение
50-е годы XX века
В 50-х годах XX века в конструкцию шины впервые были внесены изменения. Компания «Мишлен» предложила в качестве основной особенности жесткий пояс, который состоял из нескольких слоев металлокорда. Расположение нитей корда было радиальным от одного борта к другому. Новые шины назывались радиальными.
4 сообщение
70-е годы XX века
Множество компаний набрались опыта в производстве бескордных шин. Позже в технологию создания бескордных шин будут введены технические решения, которые сильно упростят их производство. Сейчас самыми перспективными являются однослойные радиальные бескамерные шины из металлокорда, которые устанавливаются на полуглубокий обод с низкими закраинами.
Также производители сейчас стараются продлить срок службы шин, увеличить допустимые нагрузки, безопасность движения автомобиля, улучшить техническо-экономические показатели и упростить технологию производства шин.
Каркас – радиальной шины составлен из прорезиненных слоёв текстильной нити, синтетических или искусственных волокон. Волокна корда следуют от борта к борту в стороны от направления движения (отсюда термин «радиальная шина»). Количество слоёв корда в каркасе зависит от типа, размера, назначения и номинальной нагрузки изготавливаемой шины. Каркас шины суть первичный компонент, ограничивающий давление, который в конечном счёте и несёт основную нагрузку. Каркас также передаёт моменты силы (вращающий момент, кручение, и т.д.) от брекера к бортам шины и, в конечном счёте, к ободу диска.
Брекер – металлокордовый слой, состоящий из обрезиненных стальных проволочных нитей, расположенный по окружности между протектором и каркасом шины. Стальные волокна брекера располагаются по диагонали к направлению движения. Брекер усиливает жёсткость протектора, повышая тем самым равномерность прилегания и сцепления с дорогой, сопротивляемость шины изгибам и деформациям на поворотах и наклонных плоскостях, что значительно снижает износ шины и продлевает срок её службы. Они также являются передаточным звеном вращающего момента между резинотканевым каркасом и протектором, ограничивают линейное расширение шины, предохраняют каркас от толчков и ударов, снижая вероятность порезов, проколов и растрескивания шины. У шин для бездорожья может быть до пяти слоёв брекера. Дорожные легковые шины обычно имеют один или два.
Плечевой пояс – обычно имеет клиновидную форму в сечении, располагается по краям брекера и служит для выравнивания скруглённой формы каркасного корда. Этим самым увеличивается площадь контакта шины с дорогой и, соответственно, устойчивость автомобиля. 
Боковина – бортовая стенка – суть защитное резиновое покрытие на внешних сторонах шины. Располагается между бортом и прилежащей к протектору пречевой зоне. По причине того, что на неё оказывается воздействие в основном силами деформации на изгиб, боковина разрабатывается таким образом, чтобы выдерживать подобные нагрузки максимально продолжительное время. Кроме того, боковая часть препятствует истиранию, воздействию погодных явлений и растрескиванию каркаса шины. Несёт на себе информацию о производителе, маркировку шины и другие условные обозначения.
Борт шины – наиболее жёсткая её часть. Борт предназначен для устойчивой посадки и герметизации (в случае бескамерной) шины на ободе колёсного диска. Основой прочности служит закольцованный стальной стержень (5), состоящий из проволоки, покрытой слоем резины, и исключающий возможность растяжения. В зависимости от назначения покрышки и нагрузки в бортовой её части используется одно или два кольца прочности. Борт составляют слой каркасного корда, оборачивающего стальное кольцо от середины шины наружу, и внутреннего защитного слоя (8), заполняющего пространство между стальным стержнем и кордом. Стальной кольцевой стержень придает борту необходимую жесткость и прочность, наполнительный слой – монолитность и плавный переход от жесткого кольца к эластичной резине боковины. На наружной части борта располагается т. н. чефер или пятка – плотный тканевый или металлизированный слой, закрывающий отворот корда и предохраняющий борт от истирания об обод и повреждения при монтажных работах.
Внутренняя часть – вкладыш – неотъемлемая составляющая всех бескамерных пневматических шин. Газонепроницаемый слой специально разработанной резины покрывает внутреннюю часть шины от борта к бору и препятствует утечке воздуха через остальные слои бескамерной шины.
Нейлоновый бандаж – необязательный элемент в строении шины. Является промежуточным поясом между протектором и брекером, служит для стабилизации протектора и улучшения характеристик поведения шины на поворотах и больших скоростях.
Достоинства:
длительный срок службы, сопротивляемость порезам, проколам и разрывам, превосходное сцепление шины с поверхностью дороги, лучшая управляемость и экономия топлива, мягкая езда и комфорт водителя
Недостатки:
Радиальные шины имеют высокую цену, но при этом боковая эластичность у такого типа резины повышена. Радиальное расположение нитей корда снижает прочность боковины стенки покрышки. В тяжелых дорожных условиях при движении по глубокой колее или при ударах о бордюрные камни боковины радиальных шин чаще подвергаются повреждениям в отличии от диагональных покрышек.
давления воздуха передних колес – 340 кПа (4,5 кгс/см2) Номинальное давление воздуха в шинах задних колёс – 440 кПа (6,1 кгс/см2).