Проект организации РППС в детском саду в соответствии с ФГОС ДО


Проект по организации развивающей предметно-пространственной среды в детском саду в соответствии с ФГОС ДО1Ст. воспитатель Агейкина Наталья Валерьевна 2В развитии ребенка образование и среда играют большую роль, чем наследственность…Вопрос в том, какое образование какая среда лучше всего развивают потенциальные способности ребенка.К. Д. Ушинский. Согласно п. 3.3.1. ФГОС ДО, РППС должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также – участков, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. 3 Результатом реализации указанных требований является создание РППС, так чтобы каждый компонент предметной развивающей среды был предназначен для детского коллектива в целом, но при этом окружающая среда давала возможность каждому ребенку заниматься любимым делом, проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество. Правильная организация и умелое включение ребенка в активное взаимодействие с окружающим предметным миром является одним из условий эффективности организованного образовательного процесса.4 Визитная карточка проектаДевиз проекта: «На развитие личности ребенка влияют не только наследственность и воспитание, но и немаловажное значение играет среда, в которой пребывает ребенок»Тип проекта: информационно-исследовательский, практико-ориентированный, познавательно-творческий.Вид проекта: внутренний, долгосрочный.Участники проекта: администрация, педагоги, родители, дети.5 Визитная карточка проектаПредмет проекта: совместная деятельность педагогов с родителями по организации развивающей предметно-пространственной среды в детском саду.Продукт проектной деятельности: оформление РППС во всех возрастных группах ДОУ.Продолжительность проекта: долгосрочный (2014-2017 г.).Обеспечение проекта: материально-техническое; учебно-методическое оснащение; информационное обеспечениеМесто проведения (заказчик): Свердловская область, Артинский район, с.Старые Арти, ул. Ленина, 192.6 Противоречия:между психолого-педагогическим потенциалом современного дошкольного учреждения как среды личностного развития ребенка и преобладающей на практике «знаниевой», «когнитивной» ориентацией его образовательного процесса;между требованиями государства и общества к личности как носителю культурных ценностей и тем, как этот социальный заказ осуществляется. 7 Нормативно-правовая база организации РППС.Приказ Минобразования и науки РФ (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистр. N 30384. «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»» СанПиН 2.4.1.3049-13(Пост. Главного гос. сан. врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 Зарег. в Минюсте РФ 29 мая 2013 г Регистр. N 28564 .«Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (утв. приказом Минобрнауки России от 20 июля 2011 г. № 2151, регистрационный № 22303 от 14 ноября 2011 г. Министерства юстиции РФ).Письмо Минобрнауки от 17.11.2011г № 03-877  о реализации приказа Минобрнауки России от20.07.2011 №2151 «Примерный перечень игрового оборудования для учебно-методического обеспечения дошкольных образовательных учреждений.Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17 июня 2003 года. Письмо Минобразования России от 17.05.1995г. № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях».Письмо Минобразования России от 15.03.2004 № 03-51-46ин/14-03 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье» Требования ФГТ к среде ДОУ (проект). Приказ Министерства образования РФ от 26.06.2000 №1917 «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей».Основная общеобразовательная программа – образовательная программа дошкольного образования структурного подразделения МКОУ «Староартинкая СОШ» - детский сад с. Старые Арти.Годовой план работы структурного подразделения МКОУ «Староартинская СОШ» – детский сад с. Старые Арти. 8 Цель проекта:создание развивающей предметно-пространственной среды для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов в соответствии с ФГОС ДО. Привлечение внимания родителей к проблеме создания предметно-развивающей среды в ДОУ.9 Задачи проекта:1. Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации РППС, обеспечивающие полноценное развитие дошкольников.2. Организовать РППС, способствующую эмоциональному и психическому благополучию в своевременном всестороннем развитии каждого ребенка с учетом их потребностей, наклонностей и интересов.3. Создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной), их интеграция и творческая организация (креативность).4. Определить единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.10 Методы :Для реализации проекта:анализ психолого-педагогической литературы;анализ федеральных, региональных, местных директивных документов по дошкольному образованию;педагогическое моделирование;метод индивидуального и коллективного творчества;использование план-схемы.Для оценки результативности реализации проекта:анкетирование;наблюдение;тестирование;самоаудит;творческий отчет.11 Гипотеза: если в детском саду создать развивающую предметно-пространственную среду, соответствующую особенностям образовательной деятельности и творческому характеру деятельности ребенка, то это будет эффективно способствовать формированию базиса личностной культуры детей, развитию их индивидуальности, самостоятельности.12 Практическая значимость проектазаключается в определении стратегии и тактики построения развивающей предметно-пространственной среды групп  ДОУ. 13 Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения цели и задач проекта:историческая, художественная и методическая литература;наглядный материал (презентации, иллюстрации, фотографии, зарисовки);материал для продуктивной деятельности;дидактические, сюжетно-ролевые игры;выставки творческих работ детей совместно с родителями;создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповых комнат, музыкального зала);использование интерактивных технологий (мультимедийный экран, проектор, цифровой фотоаппарат, музыкальный центр, ноутбук);материалы Интернет.14 Критерии оценки эффективности проекта: РППС соответствует реализуемой основной образовательной программе детского сада;комфортное состояние воспитанников и педагогических работников;повышение образовательного ценза и уровня квалификации педагогов в вопросах инновационного подхода к созданию РППС в группе; повышение активности родителей (законных представителей) к процессу преображения РППС групп и детского сада; развитие творческой инициативы педагогического коллектива.15 Этапы  реализации проекта1. Организационно-подготовительный этап (2014-2015 г.г.): обеспечение основных информационных, кадровых, организационных, методических и материально-технических условий для создания развивающей предметно-пространственной среды2. Внедренческий (Основной) этап (2015-2016 г.г):  создание развивающей предметно-пространственной среды в группах в соответствии с ФГОС ДО.3. Заключительный этап (2016-2017 г.г.):анализ деятельности педагогического коллектива по созданию развивающей предметно-пространственной среды ДОУ; анализ организованной РППС;подведение итогов; Представление опыта работы на разных уровнях.16 Реализация организационно-подготовительного этапа (2014-2015 г.г.): Изучены: психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме, которая нашла отражение в педагогической теории исследования А.П. Усовой, Н.В. Ветлугиной, С.Л. Новоселовой, В.А. Петровского, Л.Л. Стрелковой.  «Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство», Бабаевой Т.И.методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста. «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования», 2014 г. и др. 17 «Детство» под ред. Бабаевой Т.И. считает, что ППС — основа для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития ребёнка. Авторы подчёркивают необходимость создания единого пространства детского сада, детям должны быть доступны все помещения ДОО, включая те, которые предназначены для взрослых. Программа предполагает наличие:разных помещений (комната сказок, изостудия, музыкальный зал, творческие мастерские и др.);места для самостоятельной деятельности не только в группе, но и спальне, раздевалке, холле;специальных ИКТ-средства в некоторых помещениях (сенсорная комната, кабинет психолога, музыкальный зал);помещений для художественного творчества детей (изостудия);сенсорной комнаты;оформления детского сада с использованием предметов изобразительного и декоративно-прикладного искусства;уголков уединения;различных центров активности: литературный, спортивный, игровой и др.;небольших полузамкнутых микропространств для общения со сверстниками подгруппами в 3-5 человек.18 Разработан план реализации данного проекта.Определены подходы к организации РППС. определено зонирование групп на 3 части (зона для спокойной деятельности, зона для деятельности, связанной с интенсивным использованием пространства, рабочую зону). составлены планы-схемы групп. 19 План-схема построения РППС в 1 мл. группе20 План-схема построения РППС во 2 мл. группе21 22План-схема построения РППС в старшей группе Стратегия и тактика построения РППС в группах детского садаПри организации РППС опирались на основные составляющие: - пространство (помещение); - время (сезон, событие, образовательная ситуация); - предметное окружение;определили варианты (линии) изменения РППС в зависимости от: - времени; - освоенности; - стратегического и оперативного изменения; - единый комплекс различных модальностей: цветовой, звуковой, кинестетической (сменяемости позы).23 Содержательная-насыщенность средыРазнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группеДолжна соответствовать возрастным особенностям и содержанию программы24 Трансформируемость средыОт образовательной ситуацииОт меняющихся интересов детейОт возможностей детей25 Полифункциональность средыВозможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.)26Наличие не обладающих жёстко закреплённым способом употребления полифункциональных предметов (в т. ч. природные материалы, предметы-заместители) Вариативность средыНаличие различных пространствПериодическую сменяемость игрового материала27Разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьмиПоявление новых предметов Доступность средыДоступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельностьСвободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активностиИсправность и сохранность материалов и оборудования28 Безопасность средыСоответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности, т. е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия29 Реализация основного этапаКраткое описание групповых помещений В ДОУ имеются 3 групповые ячейки для детей от 2 до 7 лет. Групповая ячейка для детей 1 младшей группы расположена на первом этаже, и две групповых ячейки для детей от 3 лет располагаются и втором этаже. Помещения соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим требованиям, нормам и правилам пожарной безопасности. Во всех группах оборудованы отдельные спальная и раздевальная комнаты, туалетная комната. В групповых комнатах созданы центры активности, подобраны разнообразные дидактические пособия, аудиоматериал, игрушки соответствующие интересам детей, возрастными и личностными особенностями. Мебель подобрана в соответствии с ростом и возрастом детей. Развивающая предметная среда групп оборудована с учетом возрастных особенностей детей, связана между собой по состоянию и стилю. 30 Взаимодействие с участниками образовательных отношенийПровели предварительные беседы и консультации с родителями, рекомендации по организации РППС в домашних условиях. Использовали уже имеющийся в группах материал (игрушки, книжки, дидактические игры и т.д.), внесли материал по программе приобретенный администрацией школы (игры Воскобовича, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, соты Кайе, игры Никитина, танграмы, головоломки и др.Внесли творческие продукты деятельности детей. Рработы сделанные детьми совместно с родителями и самими родителями (костюмы для театрализованной деятельности, флажки, ленты на палочках и кольцах, мешочки с песком, массажные мячи), приобретенные материалы для экспериментирования (лупы, песочные часы), детская посуда, игры для сенсорного развития).31 Выставки совместных работ родителей и детей Использовали технологии:- личностно-ориентированного подхода, - игровые технологии, - элементы технологии ТРИЗ, - проектные методы обучения, - исследовательские методы, - проблемное обучение, - информационно-коммуникационные технологии,- здоровьесберегающую технологию.33 Заключительный этап:34 Сравнительный анализ диагностики РППС Дети с удовольствием идут в детский сад, родители заинтересовались проблемой и приняли активное участие в работе по организации РППС. Все педагогические работники повысили свою компетентность в вопросах организации РППС через самообразование, изучение опыта коллег, вебинары и семинары, активно принимают участие в реализации проекта. Повысилась творческая инициатива педагогов.35 В результате сравнительного анализа диагностики РППС выявлена положительная динамика в обогащении практически всех центров имеющихся в группах. Однако РППС детского сада еще не полностью соответствует требованиям ФГОС ДО, не достаточно оснащены центры музыкальной, театрализованной деятельности и центры экспериментирования в младших группах. 36 Дальнейшее развитие проекта в перспективе работы детского сада В процессе проживания воспитанниками и педагогами в уже организованной РППС, она будет постоянно изменяться, трансформироваться и обогащаться с учетом интересов и потребности детей. Продолжить организовывать РППС в детском саду согласно требованиям ФГОС ДО, задействовать в работе по организации РППС воспитанников и родителей, подготовить презентацию групп для родителей, распространить свой опыт в СМИ.    37 Желаем успехов в организации развивающей предметно-пространственной среды!38