Бурховецкая Г.В., МОУ «Школа №45 г.Донецка» СИСТЕМА УРОКОВ ПО КУРСУ ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИТЕРАТУРЫ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ИСКУССТВ. ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ. НИДЕРЛАНДЫ. 3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ I. Тема: Часослов братьев Лимбургов
СИСТЕМА УРОКОВ ПО КУРСУ "ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИТЕРАТУРЫ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ИСКУССТВ. ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ. НИДЕРЛАНДЫ".
3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ I.
Тема: Часослов братьев Лимбургов
Цель; познакомить учащихся с особой разновидностью церковной литературы, с "Великолепным часословом" братьев Лимбургов; провести анализ образов-персонажей в контексте содержания произведения; работать над развитием логического мышления (умение сопоставлять, выявлять взаимосвязи рассматриваемых явлений, делать обобщения); упрочить представления учащихся о таких понятиях как долг, честь, труд, рыцарское отношение к женщине; создать оптимальные условия для того, чтобы эти представления могли перейти в убеждения.
Тип урока: комбинированный (практическое занятие с сообщениями учащихся).
Наглядность: репродукции миниатюр "Великолепного часослова герцога Беррийского"; "Март", "Июнь", "Октябрь", "Ноябрь" и др., музыка Г.Дюфаи, П.И.Чайковского "Времена года",
Термины: часослов, миниатюра.
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя, Сообщение темы, цели, задач урока.
II. Основная часть.
Великолепный часослов герцога Беррийского.
1. Часословы (книги часов) - особая разновидность церковной литературы,
2. "Великолепный часослов герцога Беррийского"- своеобразная энциклопедия повседневной жизни Франции начала XVв.
(Работа над репродукциями миниатюр "Великолепного часослова").
3. Практическое задание. Составить личный календарь на 2010 год в стиле "Великолепного часослова герцога Беррийского",
III. Заключение.
Подведение итогов урока. Домашнее задание.
ХОД УРОКА.
УЧИТЕЛЬ.
1. ВОПРОС. Для кого обычно составлялись часословы?
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ (далее П.О.)
Часословы (книги часов) - это особая разновидность церковной литературы. Они появились в Западной Европе в XIII в. и стали очень популярны в XIV XV вв. Их владельцами были, как правило, дворяне или зажиточные горожане. Составлялись часословы специально для людей, не искушенных в тонкостях церковного богослужения и нуждающихся в подсказках: в какое время, например, нужно читать ту или иную молитву. Кроме выдержек из Евангелий и молитв, приуроченных к определенной церковной службе (или "часу"), часослов обычно содержал календарь с перечислением церковных праздников и сведениями практического характера по астрономии, астрологии, медицине. Часословы, имевшие хождение в аристократической среде, украшались необычайно роскошно, их расписывали лучшие мастера.
УЧИТЕЛЬ.
2. ВОПРОС. Что вам известно о "Великолепном часослове герцога Беррийского"?
СООБЩЕНИЕ УЧАЩИХСЯ.
Поль, Жан и Эрман Лимбурги родились во второй половине XIV в. в г.Нейменгене на северо-востоке Нидерландов, Братья рано потеряли отца, и их воспитание взял на себя живописец Жан Мануэль, доводившийся им дядей. В 1402 г. они поступили на службу к герцогу Жану Беррийскому и обогатили его коллекции прекрасными иллюстрированными рукописями, из которых наиболее знаменит так называемый "Великолепный часослов герцога Беррийского". Братья украшали часослов с 1411 по 1416 г., вплоть до своей ранней смерти: все трое умерли от чумы.
Из ста двадцати девяти миниатюр часослова шестьдесят пять принадлежат кисти Лимбургов. Это, в первую очередь, двенадцать миниатюр, украшающих календарь.
(ПРОСМОТР РЕПРОДУКЦИИ МИНИАТЮР на фоне музыки Г.Дюфаи)
УЧИТЕЛЬ.
ВОПРОС. Как обычно украшались часословы?
П.О. УЧАЩИХСЯ.
1. Сам по себе обычай изображать месяцы как сцены работы и отдыха, соответствующее тому или иному времени года, известен с XIII в. На книжных миниатюрах февраль представал греющимся у огня человеком, май - охотником с соколом, июнь - косцом. Лимбурги неожиданно для всех пожелали рассказать о месяцах все, что только возможно.
Например, июнь в календаре "Великолепного часослова" иллюстрируется не просто одинокой фигурой косца, а живой сценой: крестьяне дружно убирают сено. И происходит это не где-нибудь, а почти в самом центре Парижа, на маленьком островке посреди Сены, под яркими лучами летнего солнца, в легком дыхании речного ветерка.
2. Для Лимбургов нет ничего второстепенного; они с большой точностью передают мельчайшие подробности быта и костюма, на всех пейзажах в календаре воспроизведены конкретные местности, причем с удивительной точностью. А потому "Великолепный часослов" стал своеобразной энциклопедией повседневной жизни Франции начала XV в. На первой из календарных миниатюр, относящейся к январю, герцог Жан Беррийский пирует в своем замке. И другие изображения в календаре связаны с личностью и жизнью герцога: на них можно увидеть замок, в котором он родился (декабрь); свадьбу (апрель и май) и загородные резиденции Жана; вид из окон его парижского дворца.
УЧИТЕЛЬ.
ВОПРОС. Подумайте, а может быть "Великолепный часослов" задумывался как своего рода альбом воспоминаний - собрание видов тех мест, которые были дороги герцогу?
П.О. Судя по сюжетам часослова - так оно и есть.
3. Художник подмечает все: как теснятся в загоне озябшие овцы (февраль), как плещутся в воде купающиеся жнецы (август), как тени от печных труб ложатся на высокую кровлю здания (нюнь). Но при этом за деталями, за частностями не пропадает главное: жизнь людей на земле в череде забот и праздников, среди меняющихся картин природы. А потому "Великолепный часослов" стал своеобразной энциклопедией повседневной жизни Франции начала XV в.
3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.
Составить (по выбору) личный календарь либо календарь класса, школы, семьи, города на 2010 год в стиле "Великолепного часослова герцога Беррийского" (работа индивидуально и по группам).
III. Итог урока. Домашнее задание.
1. Закончить выполнение практического задания.
2. Подготовиться к семинарскому занятию:
- проработать вопросы для самоконтроля;
- ознакомиться с вопросами;
- подобрать соответствующую литературу.
3. Подготовиться к защите рефератов:
"Ян ван Эйк - великий художник эпохи Возрождения"
Литература:
1. Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство. Ч.I Архитектура, изобразительное и декоративно- прикладное искусство с древнейших времен и до эпохи Возрождения/ Глав. ред. М.Д.Аксенова,- М.: Аванта+, 1997,-688с: с ил.
2. История зарубежного искусства/ под ред. Кузьминой,- М.“Изобразительное искусство", 1980.
3. Очерки истории искусства (от первобытного искусства до готического искусства)- М., Советский художник, 1987
4. Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. - С-Пб.: Мифрил. 1995.
5. Краткая история искусства. Вып.2. Северное Возрождение; страны Западной Европы XVII-XVIIIв.в., Россия XVIIIв.- 2-е изд.,доп.- М, .'Искусство, 1989.
6. Н.Н.Никулин. Искусство Нидерландов XV-XVI вв. "Искусство"; Ленинградское отделение. 1984
7. В.Коннов. Нидерландские композиторы ХV-XVI веков. Л.: Музыка,1984.
8. Гершензон-Чегодаева Н. Нидерландский портрет XV века. Его истоки и судьбы. Серия: Из истории мирового искусства. М. Искусство 1972г. 198 с. илл
9. Егорова К.С. Ян ван Эйк. Искусство, 1965.
10. Климов Р.Б. Искусство Нидерландов. - В кн.: Всеобщая история искусств, Т.З. М.,1962,
11. Никулин Н.Н. Золотой век нидерландской живописи. М.,1981.
12. Смирин М.М. Эразм Роттердамский и реформационное движение в Германии. М.,1978.