Мастер класс как самая доступная и показательная форма образовательной деятельности творческого объединения Сувенир
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ильинская средняя общеобразовательная школа»
структурное подразделение
«Центр дополнительного образования»
с.Ильинско – Подомское
Вилегодский район
Архангельская область
Педагог дополнительного образования
Лобанова Наталья Владимировна
Мастер – класс как самая доступная и показательная форма образовательной деятельности творческого объединения «Сувенир».
Творческое объединение «Сувенир» работает в разнообразных направлениях – лоскутное шитьё, изделия из капрона, вышивка лентами, плетение ковриков из ткани, плетение из газетных трубочек.
Главной целью дополнительного образования является всестороннее развитие личности, культуры человека, его творческих способностей, профессиональной ориентации и практических навыков. Одним из самых эффективных инструментариев для реализации последнего аспекта можно назвать мастер-класс, который направлен на практическую передачу знаний и опыта от руководителя к участникам. Мастер-классы являются едва ли не единственной формой обучения, позволяющей приобрести практические навыки непосредственно в процессе освоения учебного предмета (что называется, изучить предмет руками)
Основные задачи мастер-класса:
профессиональное общение, усовершенствование навыков;
повышение квалификации участников;
самореализация;
стимулирование роста творческого потенциала;
передача опыта;
популяризация новых технологий обучения.
По своей сути мастер-классы представляют собой интерактивное обучение, структура которого позволяет напрямую передать определенный набор навыков от мастера к ученику. Как правило, структура мастер-класса включает в себя:
Вступительную часть (целевые установки от руководителя, краткое описание будущего занятия).
Демонстрацию опыта.
Комментирование наиболее важных моментов.
Заключение.
Таким образом, в рамках мастер-класса ученик сначала получает информацию о том, чем он будет заниматься. Потом педагог демонстрирует ученикам порядок действий определенного содержания (например, если это мастер-класс по гончарному делу, то методы работы с гончарным кругом или современные способы росписи гончарных изделий), и предлагает им самостоятельно повторить весь процесс под его руководством. Одновременно с этим мастер комментирует наиболее значимые моменты и отвечает на вопросы учеников. В заключение педагог может дать полезные рекомендации и советы по практическому применению полученных навыков.
Мастер-класс как педагогическая технология включает в себя следующие взаимосвязанные блоки: цель научной идеи, последовательные действия педагога и ученика, критерии оценки и качественно новый результат.
Цель мастер-класса – создать условия для профессионального самосовершенствования педагога, при котором формируется опыт подготовки к проектированию адаптивной образовательной среды обучающегося, формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности в процессе опытно-экспериментальной работы.
Основные научные идеи – деятельностный, личностно-ориентированный, исследовательский, рефлексивный подходы.
Последовательность действий – пошаговый алгоритм изучения авторской системы работы педагога -Мастера.
Критерии оценки – новый уровень индивидуального стиля творческой педагогической деятельности (имитационный, конструктивный, творческий).
Качественно новый результат – умение моделировать занятие в режиме технологии, в которой эффективно работает мастер.
Представляю вам свой опыт работы об использовании технологических карт в образовательном процессе в рамках мастер - класса.
Технологическая карта - это форма технологической документации, в которой описан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, время, необходимое для изготовления изделия, квалификация работников и т. п. Технологическая карта мастер-класса – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.
Цель создания: помощь педагогу дополнительного образования в организации и проведении мастер-класса.
Обоснование актуальности разработки:
Применение в педагогическом процессе средств наглядного обучения способствует концентрации внимания обучающихся на мастер-классе, углубляет их интерес к изучаемому материалу, способствует развитию органов чувств, наблюдательности и творческого мышления. У младших школьников развиваются творческие и изобретательные способности. Применение инструкционно - технологических карт во многом расширяет возможности педагога в организации учебного процесса. Инструкционно - технологические карты помогают педагогу индивидуализировать процесс обучения, когда каждый ребёнок имеет возможность работать в соответствии со своими возможностями и в соответственном ему темпе.
Инструкционно - технологические карты универсальны в своём применении, они могут использоваться на любом этапе мастер-класса: при объяснении материала, во время самостоятельной работы.