Конспект по ОРКСЭ «Из опыта работы. Методические рекомендации по использованию иллюстративного ряда, ИКТ, музыкального материала на уроках ОРКСЭ»


Филиал МБОУ Большеокуловской ОШ – Поздняковская ОШ
Доклад на тему:
«Из опыта работы.
Методические рекомендации по использованию
иллюстративного ряда, ИКТ, музыкального материала
на уроках ОРКСЭ»
Подготовила:
учитель начальных классов
Петрова Е.Н.
2016 год
Использование ИКТ на уроках ОРКСЭ
Курс ОРКСЭ – составная часть единого образовательного пространства духовно-нравственного развития и воспитания обучающегося, включающего урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную деятельность.
Курс ОРКСЭ в отличие от традиционных школьных предметов принципиально новый.
Учитывая уровень развития младших школьников, которым адресован курс, важно организовать обучение в доступной и интересной форме.
Именно с этой целью на уроках ОРКСЭ я использую:
- ИКТ(усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся),
-музыкальный материал (создаёт определённое настроение, способствует усвоению материала)
-и работу с иллюстративным рядом (обеспечивает разностороннее, полное формирование какого- либо образа, понятия и тем самым способствует пониманию различных взаимосвязей исторических событий и реальной жизни).
Всё это я использую на различных этапах урока: на актуализации знаний, открытии учащимися новых знаний, закреплении, самостоятельной работе, выполнении домашнего задания.
Уроки с использованием ИКТ позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения.
Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.
Заочные
экскурсии
Использование ИКТ

Просмотр роликов и
фильмов

Демонстрационные
презентации

Обучающее и контрольное тестирование

Использование интернет-ресурсов при
подготовке д. з.

Прослушивание
музыки

Защита проектов


Я 2 год веду уроки «Православной культуры» и ни один урок не обходился без применения ИКТ технологий. Обучающимся нравится разгадывать кроссворды( слайд 4 из урока 28 «Защита Отечества»), викторины, и разного рода задания (доскажи слово, закончи пословицы ( урок 28 слайд 5), проведи линии соответствия ( слайд 5 урок 29 «Христианин в труде»), соедини парами и т. п.)
Часто на уроках просматриваем видеоролики, отрывки из мультфильмов, фильмов или даже фильмы и мультфильмы (слайд 6 урок 4 «Православная молитва», урок 3 «Человек и Бог в православии») Это позволяет наглядно представить, прочувствовать с героем, учит сопереживать. Обращение в рамках компьютерной презентации к памятникам живописи, скульптуры, архитектуры позволяет максимально сконцентрировать внимание учащихся на ключевых характеристиках изучаемого материала, осуществить процесс «свертывания» информации.
Ресурсы сети Интернет являются также незаменимым источником для проведения заочных экскурсии. Ведь не в каждой школе есть возможность посетить храм или мечеть, музей или галерею. Можно провести туда заочную (виртуальную) экскурсию, где представлены экспонаты ведущих художественных музеев и картинных галерей мира, 3D модели залов, позволяющие в реальном времени «путешествовать» по музею, получать необходимую информацию из всплывающих подсказок и аудиофайлов. Большинство картин представлено в высоком разрешении, что позволяет зрителю разглядеть мельчайшие детали художественного произведения, недоступные при использовании репродукций. Рассматриваемые сюжеты и образы должны выражать основные идеологические, этические, эстетические доминанты.
Использование иллюстративного материала также играет особую роль в обучении детей младшего школьного возраста, т.к. соответствует особенностям их восприятия и усвоения знаний. Воздействие на органы чувств (зрительные, слуховые) обеспечивает разностороннее, полное формирование какого – либо образа, понятия и тем самым способствует более прочному усвоению знаний, пониманию различных взаимосвязей исторических событий и реальной жизни. Работа с иллюстративным материалом содействует выработке у учащихся эмоционально – оценочного отношения к сообщаемым знаниям, повышает интерес к изучаемому материалу, делает более легким процесс его усвоения, поддерживает внимание ребенка.
В своей работе я применяю следующие виды фронтальной и самостоятельной работы с иллюстративным материалом:
- нахождение ответов на вопросы связанные с иллюстративным материалом (объяснить название, определить характер героя, настроение, как автор добился такого эффекта, подобрать свое название и т.п.);
- сравнение и сопоставление иконы с картиной (слайд 7-8 урок 15 «Икона»);
- самостоятельное заполнение схем, таблиц по прочитанному материалу;
- «Расскажи, что знаешь» (по какому – либо изображению);
-подпиши фото, иллюстрацию (слайд 9 урок 1 «Россия – наша Родина»);
- подбор пословиц и поговорок к рисунку (иллюстрации);
- составление кроссвордов, ребусов, соотнесений с использованием иллюстративного материала;
- жизненные ассоциации (привести пример из жизни, из собственного жизненного опыта);
- цветовое выражение своего восприятия (нарисуй человека, у которого на душе радостно урок 9 «Православное учение о человеке»);
- работа с рисунком, схемой (выбрать молитву слайд 9 урок 4 «Православная молитва»);
- раскрась, проиллюстрируй притчу о добром Самарянине( уроку 12 «Милосердие и сострадание»);
- раскрась;
-прослушивание песни «Русь называется святой» нарисовать 3 образа Земли Русской из прослушанной песни (слайд 10 урок 1 «Россия – наша Родина);
-тестовые задания(слайд 11)
Очень важно, чтобы урок дополняла музыка , создавала определенное настроение, способствовала усвоению материала.
  Музыка по своей сущности считается явлением идеальным, она обладает огромной силой влияния на духовность человека. Ее воспитательная миссия заключается в призыве к добру. Посредством музыки происходит формирование сильной, творческой, жизнеспособной личности, она позволяет полнее ощутить ценность жизни, она облагораживает внутренний мир личности.
Способы  применения  музыки на уроках ОРКСЭ
1.     Создание музыкального фона
·        во время рассказа учителя
·        во время ознакомления с притчами ;·        во время просмотра галереи образов, картин и т.д.
2.     использование музыки как самостоятельной иллюстрации материала урока
-знакомство с биографией иконописца Григория Николаевича Журавлева
(слайд 12 урок 9 «Православное учение о человеке»);
-знакомство с заповедями (притча о маме слайд 13 урок 11 «Заповеди»)
Музыка способствует развитию интеллектуальных способностей личности. Оценочная деятельность, которая всегда присутствует в музыкальном восприятии, предполагает серьезные аналитические операции. 
Какую выбрать музыку? Это все зависит от того, что сопровождает музыка.
При чтении текста или просмотре презентации, групповой работе  это может быть красивая классическая музыка.
При изучении темы «Народные праздники» будет уместной народная музыка, позволяющая передать особенный колорит праздника.
Я стараюсь ещё и урок завершить какой-нибудь хорошей музыкой (слайд 13 урок 3 «Человек и Бог в православии» песня «Твори добро»)
Таким образом применение ИКТ, использование музыки и работа с иллюстрациями формирует навык исследовательской деятельности, способствует повышению качества образования, развивает личностные, регулятивные, метопредметные УУД.