Конспект классного часа с элементами ролевой игры Курить или жить
Классный час с элементами ролевой игры "Курить или жить?"
Цели:
Познавательная – расширение знаний о вреде курения.
Развивающая – развитие умения выступать перед аудиторией своих сверстников, отстаивать свою точку зрения.
Воспитательная – воспитание у учащихся ответственности за своё здоровье, устойчивого негативного отношения к курению.
Информация к размышлению: Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации. (Оноре де Бальзак)
Подготовительный этап: классному часу может предшествовать конкурс рисунков, плакатов о вреде курения.
Оборудование: плакаты с антиникотиновым содержанием
Ход классного часа
Учитель: Французский писатель Оноре де Бальзак сказал: “Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации”. Так ли это? Сегодня на классном часе мы попробуем в этом разобраться и ответить на главный вопрос, в котором и скрывается тема нашего мероприятия “Курить или жить?”
Проблема курения стоит перед человечеством уже многие сотни лет и если вслушаться в статистические данные, то последствия курения очень ужасающие. Вот послушайте: – из каждых 100 человек, умерших от хронических заболеваний легких, 75 курили;
из каждых 100 человек, умерших от ишемической болезни сердца, 25 курили;
из каждых 100 человек, начавших курить, заядлыми курильщиками становятся 80;
каждый 7-й длительно курящий человек страдает тяжелым заболеванием кровеносных сосудов;
если человек начал курить в 15 лет, продолжительность его жизни уменьшается более чем на 8 лет;
выкуривая 20 сигарет в день, человек дышит воздухом, загрязненность которого в 1000 раз превышает санитарные нормы;
4000 химических веществ, содержащихся в табачном дыме, наносят непоправимый вред здоровью не только курящих, но и тех, кто находится рядом с ними. Пассивное курение еще опаснее.
Учитель: А теперь, давайте послушаем историческую справку о том, как европейцы приобщились к курению
Из истории приобщения европейцев к курению:
Ученица: Табак родом из Америки. Первыми европейцами, попробовавшими его в 1492 г., были матросы знаменитой флотилии адмирала Христофора Колумба.
Жители Кубы, где Колумб высадился 27 октября 1492 г., называли траву для курения “сига-ро”. И хотя в представлении набожных испанцев пускать дым из ноздрей, как это делали островитяне, могли лишь черти, многие матросы, да и сам адмирал, втянулись в это занятие.
В Англии, в эпоху Елизаветы I, курильщиков приравнивали к ворам и водили по улицам с веревкой на шее.
В России во времена царствования Михаила Федоровича Романова, уличенных в курении в первый раз наказывали 60 ударами палок по стопам, во второй – обрезанием носа или ушей. После сильнейшего пожара в Москве в 1634 г., причиной которого, как стало известно, было курение, оно было запрещено под страхом смертной казни.
Торговля табаком и курение были разрешены в России в царствование Петра 1, который стал сам заядлым курильщиком после посещения Голландии.
Учитель: Итак, давайте разберёмся в причинах распространения курения среди подростков и обсудим отрывок из книги М. Твена “Приключения Тома Сойера”, в котором автор очень выразительно описал ощущения ребят от первой затяжки и неприятные последствия курения:
“После вкусного обеда, состоявшего из рыбы и яичницы, Том сказал, что теперь ему хочется научиться курить. Джо ухватился за эту мысль и объявил, что он тоже не прочь. Гек сделал трубки и набил их табаком. Они растянулись на земле, опираясь на локти, и начали очень осторожно, с опаской втягивать в себя дым. Дым был неприятен на вкус, и их немного тошнило, но все же Том заявил:
– Да это совсем легко! Знай, я это раньше, я уж давно научился бы.
– И я тоже, – подхватил Джо. – Плевое дело!..
Разговор продолжался, но вскоре он начал чуть-чуть увядать, прерываться. Паузы стали длиннее. Пираты сплевывали все чаще и чаще... Несмотря на все их усилия, им заливало горло, и каждый раз после этого начинало ужасно тошнить. Оба сильно побледнели, и вид у них был очень жалкий”.
Учитель: Объясните, пожалуйста, что же произошло в детском организме, если он настолько бурно прореагировал на табак (обсуждение)
Одной сигареты достаточно, чтобы увеличить сердцебиение, повысить артериальное давление и нарушить нормальное кровообращение и газообмен в легких.
Подумайте над вопросом: “Почему подростки начинают курить?”
Возможные ответы учащихся:
– из любопытства;– за компанию;– стремление показать себя “крутым” и взрослым;– слабая воля;– нечем занять досуг;– непонимание опасности курения;– “покурю и смогу бросить”;– не занимаюсь спортом;– влияние рекламы, кино, телевидения;– наличие карманных денег и т.д.Учитель: А теперь об этом и о другом в сценке из школьной жизни
Сценка
Ученица:
Что случилось в нашем классе? Почему огонь и дым?
1 мальчик (выглядывая из-за ширмы):
Это мы сигару курим,Повзрослеть скорей хотим.
Ученица:
Вы не знаете, что такое курение?Это же заблуждение: вы не повзрослеете, А отравитесь и заболеете! От курения не взрослеют,А болеют и стареют. Не пройдёт и пары лет, Станешь ты, как старый дед.
2 мальчик: У меня головокружение, прекратить пора курение.
1 мальчик: Пожелтели наши лица…Мы же не самоубийцы!
Ученица: Как противен этот дым!
1 и 2 мальчики (хором, бросая сигареты): Курить больше не хотим!
Курильщик (выходит под музыку имитируя курение)::Вы – сплошная малышня, не пример вы для меня,Испугались наставления. Продолжаю я курение.Я – не хлюпик, не сопляк, буду я курить табак! (Пускает дым и падает в обморок.)
Ученица:
Эх, не слушал ты меня, не протянешь ты и дня,Смерть его уж стережёт, только врач его спасёт.Доктор, доктор! (Звучит сигнал скорой помощи)
1 мальчик: Дайте, доктор, нам ответ, будет, жить он или нет?
Доктор: Может, ноги не протянет, только инвалидом станет…
Гл. Курильщик (в изумлении поднимается):: Объясните, что со мной? Неужели я больной?
Доктор: Что за глупые вопросы? Это всё от папиросы!
2 мальчик: Так что же такое курение?
Доктор:
Это дым из носа и рта.… А в лёгких – сажа, грязнота.Зачем вы себя засоряете, и жизнь свою сокращаете?
Ученица:
Курильщикам разум надо иметь,Неплохо бы им поскорей поумнеть!
Выходят 4 учащихся изображая органы.
Сердце:
Работаю как вол, стучу не прекращая, Чтобы хозяин ел, гулял, кино смотрел. Работал и ходил, короче, чтобы жил.А он вместо заботы – пробежек по субботам,Прогулок и зарядки дымит лишь без оглядки.
Лёгкие:
Вам скажем по секрету, рак лёгких мимо пробегал.Себе он жертву новую искал, но в этот разНас, к счастью, не заметил!Его коварных лап сумели избежать,А год пройдёт иль пять, совсем хозяин ослабеетОт сигарет, от табака, а вместе с ним – и мы.Эх, знал бы он, как страшно умирать в руках болезни этой жуткой,Курить бы сразу бросил.
Желудок:
Ой, как больно, нету сил,А ведь мозг его просил, Чтоб голодный не курил.Помню это как сейчас, Закурил хозяин раз,Так котлета заявила:“Мне тут неприятно!”А компот так разозлился, В едкий уксус превратилсяИ давай наружу рваться.Как же тут не испугаться!Словом, он меня не любит!Никотином тихо губит!
Мозг:
Я – Мозг! Я бедный, несчастный, обкуренный мозг.Ведь он понимает, что никотином травится,Но ничего не может поделатьИ только, бедняга, мается.Учиться стал еле-еле, и со здоровьем плохо.Не может бросить, духом слаб.Ведь он уже 5 лет как раб.Как же можно было так себя травить,Как же можно себя так не любить!
Курильщик: Да, ерунда всё это. Миллионы людей курят во всём мире. Я слышал по телеку, что женщины курят, что бы не полнеть. А жёлтые зубы, запах изо рта, сморщенная кожа – не беда, кому не нравится пусть не смотрит. А ещё сигарета зимой помогает согреться.
Учитель: Ребята, а давайте покажем, чем же опасна сигарета нашему курильщику.
Игра “Пачка сигарет” (из бумаги делаются макеты сигарет и упаковываются в пачку. Внутри каждой сигареты пишутся последствия курения (болезни). Учащиеся вытягивают сигарету и читают вслух содержимое).Учитель: Возникает вопрос: может ли человечество жить без сигареты? Ответ однозначный – может. До открытия Америки табак не был известен в Европе, и позабыть его – вот лучшее, что можно придумать для человека.
Учитель: Действительно, в тканях лёгких и бронхах при курении накапливается грязь и гной. Если вскрыть грудную клетку курильщика, то нежно-розовые лёгкие будут иметь цвет сажи и разрушатся при первом же прикосновении, как сгоревшая бумага. фЛегкие:
Курить иль не куритьУ вас готов ответ?Что ж, вы решайте сами.Пусть на минуту тихо станет в залеПодумайте, чего хотите вы?Прислушайтесь, что сердце скажетИ разум ваш, какой вам даст совет?Силен ты или слаб?Свободен или раб?
Доктор (курильщику):
Запомни: человек не слаб,Рожден свободным. Он не раб.Сегодня вечером как ляжешь спатьТы должен так себе сказать:“Я выбрал сам себе дорогу к светуИ, презирая сигарету, Не стану ни за что курить.Я – человек! Я должен жить!”
Курильщик: Ладно, ладно убедили. С сегодняшнего дня бросаю курить. Но знаете, когда тебе предлагают покурить за компанию, бывает очень трудно сказать “нет”.
Учитель: Вот по этому давайте сейчас проведём парный тренинг “ Да и нет”
Парный тренинг “Да и нет”
Один участник тренинга предлагает закурить, другой отказывается, причём нужно это делать, не произнося слова “нет”
– Давай покурим!
– Мне нельзя!
– Почему?
– Родители увидят!
– А мы за угол отойдём!
– Сказал, не буду, значит, не буду, мне тренер не разрешает!
– Давай подымим?
– Спасибо, мне и так хорошо!
– Да мы одну на двоих
– Я недавно болел и по этому не буду!
Учитель: Так почему мы отказываемся от курения и выбираем жизнь?
Курильщик: Да потому, что:
Мои аргументы против курения
Курение разрушает организм.
Курение приводит к неизлечимым болезням.
Курение снижает физическую активность.
Курение портит цвет кожи.
Никотин забирает свободу, человек становится его рабом.
Учитель:
Недаром гласят народные мудрости:Кто курит табак – тот сам себе врагТабак уму не товарищКурильщик – сам себе могильщик.
И повторю слова нашего милого доктора:
“Я выбрал сам себе дорогу к светуИ, презирая сигарету, Не стану ни за что курить.Я – человек! Я должен жить!”Так что мы выбираем курить или жить?
Мы выбираем жизнь!