Методическая разработка занятия кружка по теме Прекрасная мысль теряет свою цену, если она дурно выражена или О том, как умение говорить сопутствует успеху
МОУ Ново-Харитоновская СОШ № 10
Раменский район
Московская Область
Методическая разработка занятия кружка по теме
Прекрасная мысль теряет свою цену, если она дурно выражена
или
О том, как умение говорить сопутствует успеху
АВТОР: Серебрянская Нелля Александровна,
кружок «Юный исследователь»
2016 г.
Краткая характеристика учебного занятия
Учебное занятие проводится в рамках изучения темы «рекомендации выступающему» и направлено на развитие коммуникативных умений средствами устной речи. Тип занятия: ознакомление с новым учебным материалом, первичное применение знаний. Упражнения по риторике выполняют важнейшую роль в развитии презентационных навыков обучающихся - они снимают страх публичных выступлений, который есть у большинства детей. Применение таких занятий в системе учит свободно выступать на конференциях и конкурсах, убедительно отвечать на экзаменах, ярко произносить речь, вести разговор легко и интересно.
Цель: создание условий для личностного развития обучающихся
Задачи:
развитие
интеллектуального потенциала с использованием предетного содержания учебного занятия;
общеучебных компетенций (в частности презентационных);
развитие навыков речевой культуры;
ораторского мастерства.
Ход образовательного мероприятия
1. Вхождение в тему. Определение целей занятия.
Цель: обеспечение мотивации обучения и осмысленности процесса обучения.
Обращение педагога: Многие из вас работают вместе со своими руководителями над проектами и исследованиями. Хочу спросить вас:
ЧТО НУЖНО ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ УСПЕШНО ПРЕДСТАВИТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ СВОЕЙ РАБОТЫ?
На доске перед вами различные варианты ответа. Выберите самый важный из них и покажите свой выбор, подняв карточку с номером ответа.
Работа с опросникомНа слайде ответы, обучающиеся поднимают номера.
В зависимости от результатов выбора, педагог организует полилог, направленный на целеполагание. Беседа заканчивается обсуждением смысла предложения
ПРЕКРАСНАЯ МЫСЛЬ ТЕРЯЕТ СВОЮ ЦЕНУ, ЕСЛИ ОНА ДУРНО ВЫРАЖЕНА (Вольтер).
2. Определение ожиданий обучающихся
Цель: концентрация внимания, обеспечение ответственности за результат обучения, создание психологически-комфортной обстановки.
Теперь вы уже задумались над тем, что любое представление результатов своей работы обязательно должно сопровождаться рассказом о ней. Кто из вас уже делал это? Как вы считаете, получается у вас выступать перед аудиторией с речью? Прошу вас отметить свои ощущения и мнения при помощи цветных стикеров. Цветовое обозначение показано на таблице.
Построение диаграммы предположений.
3. Интерактивная лекция
Цель: сообщение новой информации
Каждому человеку необходимо уметь говорить понятно, чётко, правильно выражать свои мысли и передавать их окружающим. В жизни бывают такие ситуации, когда необходимо будет красиво подать себя или свою работу. Выполнение исследования или проекта - это только часть работы, всех, кто этим занимается ожидает публичный этап - демонстрация полученных результатов аудитории слушателей.
Необходимо обладать презентационными умениями и навыками. И как бы замечательно вы не иллюстрировали своё выступление, самым главным украшением отчёта о вашей работе является РЕЧЬ.
НЕМНОГО ТЕОРИИ
Монологическая речь не предполагает высказываний слушающих, говорит всегда один человек. К монологической речи относятся лекции, доклады, выступления. Она требует от говорящего умения логически, последовательно излагать свои мысли, выражать их в ясной и отчётливой форме, а так же умения устанавливать контакт с аудиторией.
Достигнет ли ваше выступление цели, справитесь ли вы со своими задачами как оратор - зависит во многом от того, какой вы оратор. Ораторское искусство - это особое мастерство выступающего. Ораторами не рождаются и, значит, этому мастерству можно и нужно учиться.
Примеры лучших ораторов показывают, что сухое, деловое выступление, когда передается только “голая информация”, как правило, вызывает скуку и даже раздражение, слушается без интереса. Ораторы используют специальные приёмы, чтобы разнообразить, украсить свою речь.
К таким приёмам относятся использование речевых оборотов (образных выражений): сравнений, метафор, эпитетов. Ораторы используют крылатые слова, пословицы, поговорки. Не малую роль играет словарный запас выступающего. Чем он богаче, тем ярче, разнообразнее речь.
Прежде чем перейти к тренировочным упражнениям по отработке умения говорить, нужно понимать, что от вас требуется.
А требуется не много.
НУЖНО
Уметь презентовать свою работу.
Обладать культурой речи.
Обладать красноречием.
Интерактивный метод работы над базовыми понятиями КАРУСЕЛЬ
Что означают понятия?
ПРЕЗЕНТОВАТЬ
КУЛЬТУРА РЕЧИ
КРАСНОРЕЧИЕ
Работа над понятиями организуется по методу смены групп. Правила работы:
Группа разбивается на три команды. Перед каждой группой задание на листе. Необходимо из опорных слов составить определение понятию, расставив их в порядке смыслового единства. Каждая группа пишет своим цветом. Необходимо составить определение только одного понятия, которое осталось.
После поворота «карусели по кругу» происходит обсуждение и выбор лучшего определения понятия.
Справка
ПРЕЗЕНТОВАТЬ - это красиво подавать себя, свою работу.
КУЛЬТУРА РЕЧИ - владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме, это умение правильно точно и выразительно передать свои мысли средствами языка
КРАСНОРЕЧИЕ
Красноречие – это способность говорить на любую тему.
Красноречие – это умение донести свою мысль до слушателя так, чтобы она показалась интересной.
Красноречие – это идеальное владение словом.
Красноречие – это способность выстроить аргументированную и убедительную речь.
Успех публичного выступления оратора во многом зависит от культуры речи, её богатства, ясности, точности, насыщенности информацией. Высокий уровень культуры речи предполагает совершенствование техники речи.
К составляющим техники речи относятся:
Дикция - это чёткость и ясность произношения, слов, и отдельных звуков и фраз.
Звукопроизношение - умение чётко и правильно произносить отдельные звуки.
Сила голоса - это не только громкость, но и сила воздействия на психику: волю, чувства, сознание.
Темп речи - число слов, произносимых в минуту. Оптимальный темп - 120 слов минуту.
Тембр голоса - это звуковая окраска голоса, которая создает оттенки голоса.
Интонация - выделение голосом отдельных отрезков речи, слов, фраз, предложений.
Без интонации все богатства языка были бы мертвы.
Родиной ораторского искусства считают Древнюю Грецию. Здесь по законам страны каждый должен был защищать себя в суде сам, а для этого нужно было уметь говорить.
Перикл, Демосфен, Цицерон - вот имена великих ораторов, чьи пламенные речи изучаются до сих пор в риторике
- Кто знает, что это за слово?
Риторика – наука об ораторском искусстве.
Огромным трудом и работой над собой прославился Демосфен. Он был непревзойдённым оратором. С рождения он имел слабый голос, речь его была шепелявой, с большими дефектами. Попытки публично выступать кончались негодованием и свистом толпы: никто не хотел слушать такого оратора. И Демосфен был упорен. Несколько лет тренировался в произнесении речей, ходил на берег моря и старался перекричать шум бури. Каждый день он набирал в рот мелкие камешки и, держа их во рту, часами произносил речь, стараясь произносить отчётливо каждое слово... И Демосфен стал тем, кем он хотел стать: слушать его речи съезжались со всей Греции.
4. Эмоциональная разрядка
Цель: Снятие напряжения и усталости, расслабление или восстановление энергии
5. Проработка содержания темы
Цель: развитие ЗУНиКов.
Теперь переходим к практической части занятия. Сначала нужно подготовить речевой аппарат.
Игра “Вступительный экзамен в театральный институт”
У вас есть листочки с текстами. Эти тексты необходимо четко и правильно произнести перед “приемной комиссией”. (У каждого своя скороговорка.)
“Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши.
Становись скорей под душ, смой с ушей под душем тушь.
Смой и с шеи тушь под душем, после душа вытрись суше.
Шею суше, суше уши и не пачкай тушью уши”
Как известно бобры добры, добротою бобры полны.
Если хочешь себе добра, надо просто позвать бобра.
Лишь подумай, дружок, о бобре – будешь по уши ты в добре.
Если ты без бобра добр, значит сам ты в душе бобр!
Снега лавина сползла с половины, Сползла с половины пологой горы.
Ещё половина снежной лавины лежит на пологой горе до поры.
Пришёл Прокоп – кипел укроп, ушел Прокоп – кипел укроп.
Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп
Упражнение “Выделение интонацией”
Произносим фразу “Я тебе говорила, что защита твоего проекта состоится пятого апреля”, выделяя интонацией по очереди каждое слово.
(Для этого упражнения нужны девять человек).
Мы видим как меняется смысл фраз.
Упражнение «Краткость – сестра таланта»
Опишите содержание сказки тремя предложениями, Условие:
- Отражена ли основная сюжетная линия произведения?
- Представлены ли все главные действующие лица?
- Показана ли поучительная идея, мораль сказки?
Упражнение “Оратор”
Задание для 1 группы
Красноречие – это умение донести свою мысль до слушателя так, чтобы она показалась интересной.
Наблюдая за муравейником, мы обнаружили, что муравьи могут переносить предметы, которые весят в несколько раз больше, чем они сами.
Опишите события так, чтобы у слушателя захватывало дух и побежали мурашки по коже.
Задание для 2 группы
Красноречие – это идеальное владение словом.
Измените содержание текста максимально, заменив слова их синонимами.
Почти все муравьи живут в муравейниках, которые они либо строят самостоятельно, либо преобразуют под них различные полости в земле, древесине, под камнями или в жилье человека. Жизнь муравьев в муравейнике отличается высочайшей организованностью и порядком. Каждый член большой семьи четко знает свои функции и выполняет их предельно старательно. Коммуникация между насекомыми происходит с помощью химических сигналов, и новости распространяются здесь очень быстро. Например, уже через несколько минут после гибели матки об этом будет знать каждый муравей. Каждый муравейник начинается с маленькой норки под камнем, в которой прячется самка. Не питаясь и не показываясь на поверхности, она откладывает первые яйца и кормит первых своих помощников специальными пищевыми яйцами.
И только после того, как первое потомство превратится из личинок во взрослых муравьев, самка начнет получать от них пищу. Они же начнут ухаживать за яйцами и расширять муравейник.
Задание для 3 группы
Красноречие – это способность выстроить аргументированную и убедительную речь.
ХОД ЭКСПЕРИМЕНТА: Найдите муравейник в лесу, парке или в саду. Положите конфету на расстоянии полуметра от муравейника. Погуляйте минут пятнадцать, подумайте, как вы находите дорогу домой. Вернитесь к муравейнику. Посмотрите, что произошло. Пока вы гуляли, муравьи нашли конфету и проложили к ней дорожку. Целая цепочка из муравьёв протянулась от муравейника до конфеты. ПОЧЕМУ ТАК ПРОИЗОШЛО?
Ответьте на вопрос убедительно: приведите доказательства и сделайте на их основе выводы.
6. Подведение итогов занятия
Цель: получение эмоциональной и содержательной оценки процесса и результатов обучения.
Итак, давайте вернемся к нашей диаграмме. После занятия, думаю ваше мнение о своих ораторских качествах изменились, изменилось и ваше мнение о важности умения говорить. Обозначьте своё измененное знание в новой таблице цветными стикерами.
Свои ощущения от занятия выразите мне смайликами. А жестами?
ВЫВОДЫ
Презентационные умения и навыки, это:
навыки монологической речи;
умение уверенно держать себя во время выступления;
артистические умения.
Дополнительные задания
РЕЧЕВАЯ ПЕРЕСТРОЙКА
Участники тренинга рассаживаются в круг. Ведущий дает задание первому участнику - рассказать в нескольких фразах о том, как прошел его вчерашний день. При этом, как отмечает ведущий, все другие участники и особенно следующий по кругу (по часовой стрелке) должны слушать предельно внимательно, стараясь запомнить каждое слово из сказанного.
Задача следующего участника - повторить сказанное предыдущим (сохраняя при этом повествование от первого лица). Но при этом структуру каждой фразы надо изменить, переставив слова и целые части. При этом некоторые слова (особенно слова-паразиты) можно выбрасывать, а какие-то добавлять для изящности. Примеры: "Я встал в семь утра и стал собираться на работу" - "В семь утра я встал, а потом стал собираться на работу", "Я стал собираться на работу, но перед этим встал, в семь утра" "На обед я съел отбивную с картофельным пюре, выпил стакан компота" - "Картофельное пюре и отбивную я съел на обед и выпил компота стакан", "Компота стакан выпил я на обед, а съел отбивную с пюре картофельным" "Вечером смотрел телевизор, потом пропылесосил, а потом лег читать, так и заснул" - "Вечером пропылесосил, а перед этим посмотрел телевизор, заснул, но перед этим лег читать", "Вечером телевизор смотрел, пылесосил потом, книгу читал, потом заснул" Если участник затрудняется повторить или сделать перестройку в фразе, остальные могут ему помогать. После каждой фразы или после отдельной "истории" ведущий организует блиц-обсуждение: - Какой вариант лучше?
- Почему этот вариант лучше?
Упражнение «Факты-эмоции-призыв»
Если речь оратора направлена на мотивационную сферу слушателя (слушателей), идеальным построением структуры сообщения является: 1. Факты. 2. Эмоции. 3. Призыв. Ведущий объясняет участникам тренинга почему это так: - излагая факты, оратор подготавливает почву для воздействия, - проявляя эмоции, он показывает значимость этих фактов, - призывая, оратор показывает путь, которым можно воздействовать на объективную ситуацию, - если оратор начнет с призыва или с эмоций, он может быстро отпугнуть слушателей, продемонстрировать слишком явно свою заинтересованность. Перед каждым участником ставится задача: придумать какую-то проблемную ситуацию (можно сугубо вымышленную), выступить здесь и сейчас перед аудиторией, изложив в своем докладе по очереди: 1. Хотя бы два факта, относящихся к проблеме (сама проблема держится предварительно в секрете, она раскрывается по ходу выступления). 2. Хотя бы две эмоции, которые вызывают у докладчика изложенные выше факты. 3. Призыв к хотя бы двум разным действиям. Ведущий может продемонстрировать пример: - За последние два месяца в нашем городе я ни разу не встречал оранжевых голубей. Я специально ходил по улицам и наблюдал за голубями. Я при этом знаю - прочитал на "Википедии", - что оранжевые голуби существуют. - У меня это вызывает сильное удивление: почему у нас в Энске нет оранжевых голубей? Неужели жители Энска не настолько горды, чтобы завести у себя оранжевых голубей?! - Я предлагаю сделать из бумаги двух оранжевых голубей и выпустить их на волю. Можно повесить щит с социальной рекламой: "Оранжевые голуби, добро пожаловать в Энск!" В конце упражнения проводится обсуждение: - Что вызвало трудности? - Заметили ли слушатели эффекты воздействия на себя?
Информационные источники
Коммуникативное упражнение "Факты - эмоции - призыв" [Электронный ресурс] // А. Я. Психология (azps.ru) : [web-сайт]. 24.10.2012. – Режим доступа: http://azps.ru/training/oratio/facty_emocii_prizyv.html (24.10.2012).
Коммуникативное упражнение "Речевая перестройка" [Электронный ресурс] // А. Я. Психология (azps.ru) : [web-сайт]
Откидач Г.В., http://festival.1september.ru/articles/528687/