анализ работы школьной библиотеки за 2013-2014 учебный год
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Новоатьяловская средняя общеобразовательная школа»
627050 Тюменская область Ялуторовский район с.Новоатьялово ул.Школьная 20 тел.34-1-60
Анализ деятельности школьной библиотеки
за 2013-2014 учебный год
Библиотекарь:
Хайруллина Г.К.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Новоатьяловская средняя общеобразовательная школа»
627050 Тюменская область Ялуторовский район с.Новоатьялово ул.Школьная 20 тел.34-1-60
Анализ работы школьной библиотеки за 2013-2014 учебный год.
«Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась. Она росла вместе с человечеством, в неё кристаллизовались все учения, потрясающие умы, и все страсти, потрясавшие сердца».
А.И.Герцен.
Основными направлениями деятельности библиотеки в 2013-2014 учебном году являлись:
обеспечение участникам образовательного процесса – обучающимся, педагогическим работникам, родителям (иным законным представителям) обучающихся (далее – пользователям) – доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательного учреждения на различныхносителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий), магнитном (фонд аудио- и видеокассет), цифровом (CD-диски), коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях;воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала;
формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации;
совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной среды.
В библиотеке выделены следующие группы читателей:
обучающиеся начальной ступени – 41 человек;обучающиеся основной ступени – 65 человек;обучающиеся старшей ступени – 8 человек;педагогические работники – 14 человек.
Школьная библиотека работает над приобщением обучающихся к чтению и формированием навыков работы с информацией по следующим направлениям: работа с обучающимися, поддержка общешкольных мероприятий и работа с учителями и родителями.
Школьная библиотека расположена на 1 этаже. Режим работы библиотеки согласован с администрацией школы, является оптимальным и соответствует потребностям учебно-воспитательного процесса, самообразования и досуга обучающихся и преподавателей.
Библиотека оборудована 12-ю стеллажами для книг (2 стеллажа новые), имеется 1 компьютер, 2 – принтера для распечатки (1 цветной принтер), 3 парты.
В 2013-2014 учебном году вся работа велась в соответствии с годовым планом, согласованным с педагогом-организатором, утвержденным директором школы.
Школьная библиотека обслуживает 117 обучающихся и 27 сотрудника школы различными источниками информации. Читатели, использующие художественную литературу, мало. Сниженное посещение библиотеки связано с тем, что современные школьники шире используют материалы, полученные через Интернет. Число посещений за год – 2924 человек, книговыдача – 2407, основной фонд на сегодняшней день составляет – 9865 книг.
Основной фонд пополнился в этом учебном году.В течение 2012-2013 учебного года были обеспечены учебниками обучающиеся 1-3 классов, были получены учебники из Отдела образования для обучающихся по специальной (коррекционной) программе VIIIвида, электронные учебники (диски). Так же получили в дар в библиотеку от родителей детские художественные книжки. Общее количество новых поступивших книг и учебников, методической литературы, электронных учебников (диски)–598 шт.
Обеспеченность учебниками
Ступень % обеспеченности
I ступень (начальное образование) 100
II ступень (основное образование) 100
III ступень (среднее образование) 100
С интересом посещают библиотеку, общаются, с большой охотой берут журналы, соответствующие своему возрасту 1-7 классы, особенно хочу выделить 2 и 6 классы.
В 8-11 классах читаемость падает, так как нет современной литературы для этого возраста, читают литературу в основном программного материала и то не в полном объеме.
Обучающиеся интересуются энциклопедиями, справочниками. Количество их составляет 65 штук. Обучающиеся обеспечены учебниками в среднем на 86%. Требуется пополнение учебниками по следующим предметам: татарский язык, татарская литература, русский язык, английский язык, физика, физкультура, ИЗО, искусство, музыка, технология, ОБЖ.
Проводились рейды по сохранности учебников, которые выявляли, что не все обучающиеся относятся бережно к школьным учебникам. С такими ребятами проводились индивидуальные консультации.
Идет работа по заполнению электронного каталога. В течение 2013-2014 учебного года были проведены библиографические уроки по плану, мероприятия «День Букваря», «Прощание с Букварем», «Папа, мама, я – читающая семья», День знаний, праздник для первоклассников «Посвящение в читатели», День учителя, Праздник осени, Новый год, КВН «Юные друзья книги», конкурс «Сказочное поле», урок мужества «Мы дети страшных лет», Школьная элита. В конце 2013-2014 учебного года вместе с активом библиотеки провели итог «Самый читающий класс», «Самый активный читатель года», «Самый активный читатель класса». Победители были объявлены и награждены в празднике «Школьная элита».
С 20 по 30 мая в нашей школе прошла «Декада школьных библиотек». 20 мая провели праздник «Самая читающая семья». Праздник открыли литературно-музыкальной композицией, посвященной великим русским детским писателям. В празднике победила семья Мукменовых. В 8-9 классах провели литературный вечер, посвященный местным нашим писателям. В младших классах прошли викторины, конкурсы, посвященный А.Барто, К. Чуковскому, С.Маршак.
Были организованы тематические выставки и проведены мероприятия в рамках предметных недель.Каждый месяц были обновлены стенды, посвященные русским и зарубежным писателям.
Выставки, проведенные в течение 2013-2014 учебного года:
«Знакомьтесь, новый учебник!»;
«Нет наркомании»;
«Вся гордость мира от матерей»;
«Мои любимые сказки»;
«Тюменская область сегодня»;
«Новые издания»;
«Афганистан – грозовой перевал». Выставка, посвященная 23 февраля;
«Творчество сибирских татар»;
«Без матери нет ни поэта, ни героя»;
«Герои Великой войны»;
Что за прелесть эти сказки;
Выставки, посвященные юбилярам-писателям;
«Мы живем в Сибири», книги писателей Тюменской области;
«Куда пойти учиться».
70 лет Тюменской области;
Воинскому долгу остались верны;
«Сатиры смелый властелин»;
«Как молния сверкать во тьме, и путь указывать заблудшим»
Беседы:
«День пожилых людей»;
«Взгляд со стороны»;
« Моя 7 Я»;
Человек порядочный…»;
«Слово не воробей»;
«Семейные ценности»;
«Вол – требовательность к себе»;
«Экология души»;
«Великая Отечественная война в жизни нашей страны»;
Абитуриенту «Куда пойти учиться»;
Рекомендательные беседы при выдаче книг;
Беседы о прочитанном;
Беседы о новых книгах, поступивших в библиотеку;
Работа с родителями:
Предоставление родителям информации о новых учебниках (составление списка учебников, необходимых школьникам к началу учебного года;
Выступления на родительских собраниях с обзором формуляров «Что читает ваш ребенок», с обзором литературы по воспитанию детей в семье;
Согласование заказа на художественную литературу;
Праздник «Папа, мама, я – читающая семья»;
Организация уголка «Мастерская Деда Мороза»;
Знакомство с уголком читателя, советами для родителей о развитии читательского интереса детей.
Работа с активом:
Привлечение актива библиотеки по обслуживанию читателей;
Привлечение актива библиотеки к сбору книг от задолжников;
Вместе с активом библиотеки организована «Скорая помощь» по ремонту книг;
Привлечение актива библиотеки в течение года к подготовке мероприятий по плану.
На 2014-2015 учебный год школьная библиотека ставит следующие задачи:
организовывать мероприятия по привлечению пользователей к работе с различными информационными носителями, в том числе электронными;
внедрять новые, эффективные формы работы, новые технологии по формированию у читателей навыков независимого библиотечного пользователя;
организовывать мероприятия, ориентированные на воспитание нравственного, гражданско – патриотического самосознания личности, формирование навыков здорового образа жизни;
особое внимание уделить работе с «трудными» детьми и их родителями;
наладить более активную и полную работу с родителями;
планировать работу библиотеки с учётом норм времени рекомендованных в работе школьной библиотеки;
завершить работу по систематизации фонда;
продолжить работу по заполнению электронного каталога (по мере поступления).
Библиотекарь: _______________ Хайруллина Г.К.