Анализ работы школьной библиотеки за 2013-2014 учебный год

Анализ работы
библиотеки МАОУ СОШ №14 за 2013-2014 уч. год.

Планируя работу на 2014-2015 учебный год, библиотека ставила перед собой следующие задачи:
- обеспечение фонда библиотеки информационными ресурсами, соответствующими требованиям Министерства образования РФ.
- организация библиотечно-библиографического обслуживания учебного процесса в соответствии с уставом, учебными планами и школьной темой.
- формирование экологической культуры учащихся, приобщение к ценностям русской и мировой культуры.
- пропаганда здорового образа жизни.
При решении этих задач руководствовалась следующими нормативно-правовыми документами:
- Закон РФ «Об образовании»;
- Закон Пермской области «Об образовании в Пермской области»;
- Концепция модернизации российского образования на период до 2013 г;
- Закон о библиотечном деле;
- Руководящие материалы по библиотечному делу;
- Устав МАОУ СОШ 14;
- Учебные планы и программы школы;
- Документы по охране труда, технике безопасности, пожарной безопасности.

Организация библиотечного обслуживания.

В течение учебного года библиотека работала стабильно: соблюдался режим работы. По возможности, выполнялись все заявки учителей и учащихся, осуществлялся контроль по срокам пользования литературой и по сохранности учебников. 100% обеспеченность по учебникам была достигнута за счёт перехода школы на самофинансирование. В 2013 году поставка учебников была осуществлена через ООО «ТД Учебники» и КВО г. Березники. Заказ был выполнен в срок. Всего за 2013-2014 учебный год было получено, доставлено и оприходовано 1058 экземпляров учебной литературы на сумму 299 576 руб. 40 копеек.

Общее число читателей – 868 чел.
Состав читателей: Начальное звено – 348 чел
Основное звено – 400 чел
Основное общее звено - 54 чел.
Учителя и сотрудники -63 чел.
Родители – 3 чел.



Всего
учащихся
Записаны в школьной библиотеке
Посещали библиотеку в текущем году



Человек
%
Человек
%

1 – 4 классы
348
340
97,9
315
91,5

5 – 9 классы
400
392
97,7
384
91,4

10-11 классы
54
54
100
54
100

Всего:
802
786
98,7
753
91,8




Количество учащихся и сотрудников
Читатели
Посещения
Книговыдача



Человек
%



2008-2009
учебный год
777
73
598
43
84,6
79,6
10948
10245 худ.
10870 учеб

2009-2010
учебный год
723
73
597
47
84,1
87
10692
10464 худ.
10820 учеб.

2010-2011
учебный год
818
73
794
45
81,2
83,3
11374
10600 худ.
10544 учеб.

2011-2012
Учебный год
819
70
796
48
97,1
68,5
11389
10692 худ.
10585 учеб.

2012-2013
Учебный год
809
71
796
48
96,1
68,6
11399
10692 худ.
10585 учеб.

2013-2014
Учебный год
815
71
790
53
96,9
74,6
12695
10695 худ.
10585 учеб.







Работа с фондом.


Работа с фондом включала: комплектование, рейды по проверке сохранности учебников, выделение устаревшей и ветхой литературы, регистрация и замена утерянной, ремонт ветхой, санитарная обработка, обеспечение сохранности фонда, списание, занесение вновь поступивших книг в соответствующие базы данных. В течение учебного года получено 1058 экземпляров учебной и художественной литературы на сумму 299 576,40 руб.

Необходимо отметить, что хотя и обеспеченность учебной литературой в школе 100%, достигается это за счет устаревших учебников и уменьшения количества классов. Денег на комплектование фонда учебной литературы выделяется крайне мало. Школьный учебник рассчитан на четырехлетний срок использования (письмо №115-106/14 от 3 августа 1988 г.) и по истечении этого срока должен быть заменен. Но согласно новому письму Министерства образования от 11.01.2011 срок учебных пособий продлён до 10 лет. В связи с внедрением в образовательный процесс новых ФГОС в школе первой ступени, наличие рабочих тетрадей на печатной основе стало обязательным. Сегодня библиотека занимается и обеспечением учащихся тетрадями на печатной основе. На сегодняшний день фонд учебной литературы нуждается в серьезном обновлении. С 2011 года вводятся новые образовательные стандарты для начальной школы. Все классы 1 ступени обучаются по новым учебникам, соответствующим ФГОС. Кроме этого, необходимо продолжить смену учебников английского языка на другую линию авторов и, хотя бы, частично заменить наиболее старые учебники в средней параллели.
Проводится работа по сохранности учебной литературы. Совместно с классными руководителями проводятся рейды по проверке состояния учебников. Конечно, проверить все учебники у всех учащихся невозможно, но дети должны знать требования по использованию учебной литературы и относиться к учебникам бережно.
Для обеспечения учёта при работе с фондом ведётся следующая документация:
- книга суммарного учёта фонда учебной литературы;
- книга суммарного учёта фонда художественной литературы;
- инвентарные книги (7 штук);
- папка для актов на списание учебной литературы;
- папка для актов на списание художественной литературы;
- картотека учёта учебников;
- картотека и тетрадь учёта электронных носителей информации (ННИ);
- тетрадь учёта изданий, принятых взамен утерянных;
- читательские формуляры.
Фонд расставлен по таблицам ББК (Библиотечно-библиографическая классификация). Режим сохранности фонда соблюдается. Абсолютно все издания, поступившие в библиотеку, технически обрабатываются. В библиотеке имеется штамп. Постоянно ведётся картотека новых поступлений. Продолжается работа по составлению алфавитного и систематического каталогов.






Воспитательная работа.

В части воспитательной работы с учащимися библиотека решала следующие задачи:
- обеспечение информационными ресурсами мероприятий по планам воспитательной работы классных руководителей;
- воспитание гражданственности и патриотизма;
- продвижение чтения.
Задачи воспитания учащихся решались во всех направлениях деятельности библиотеки.
Для массовой работы с детьми была выбрана форма видеоурока. В 2013-2014 учебном году было проведено два крупных массовых мероприятия. В рамках «Недели детской книги» для учащихся 4а и 3а классов был проведен библиотечный урок «Мой друг словарь». Для первоклассников удачно прошло ставшее уже традиционным «Посвящение в читатели».
В течение года работали выставки, посвящённые юбилейным датам отечественных и зарубежных писателей. Было оформлено 3 тематические выставки к годовщине Победы в Великой отечественной войне. Так же, регулярно велся литературный календарь с указанием юбилейных дат.
Для работы и проведения мероприятий были подготовлены презентации в Power Point:
1 «1 мая – всемирный день трудящихся»
2 «8 Марта»
3 «Опасности, которые подстерегают по дороге в школу» и другие презентации, посвященные творчеству разных писателей.
По заявкам учителей начальных классов были подготовлены и проведены библиотечные уроки с демонстрацией подготовленных презентаций по темам: «Снаружи смотришь- дом, как дом» (о школьной библиотеке) и «Где живет вселенная» (о словарях)
К сожалению, в библиотеке нет ни одного стенда, куда можно поместить информацию о том или ином событии и огромное количество материалов лежит на полках невостребованным. Очень проблематично оформлять выставки.



Административно-хозяйственная деятельность.

Библиотека функционировала согласно режиму работы, утвержденному директором школы. Библиотека занимает специальное помещение на третьем этаже общей площадью 86,6 кв.м. Абонемент и читальный зал совмещены и имеют общую площадь 71,8 кв.м.
Имеется книгохранилище для хранения учебников первой ступени: 14,8 кв. м. Для пользователей предусмотрено 16 посадочных мест. Библиотека оснащена 3-мя персональными компьютерами с выходом в интернет. Имеется один принтер, подключённый к компьютеру библиотекаря. Четко разделены фонд художественной литературы, фонд учебной литературы и фонд электронных ресурсов. Нехватка стеллажей ощущалась и раньше, но сейчас эта проблема стала ярче. Но все решают финансы.
Регулярно проводилась санитарная обработка помещений библиотеки. Правда, закрывать библиотеку на санитарный день не удавалось, уборка проводилась после 14 часов, когда основной поток учащихся уменьшался. Осуществлялся контроль за соблюдением правил техники безопасности и противопожарной безопасности, а так же за сохранностью мебели и компьютерной техники.
В этом году удалось принять участие в семинаре библиотекарей «Требования обеспечения ОУ учебной литературой, согласно новому ФП» в г. Пермь. Привезла много полезных материалов, разработок. Выступила с презентацией и рассказом о семинаре на городском МО библиотекарей. Конечно, хотелось бы и в дальнейшем принимать участие в подобных мероприятиях. Они дают хорошие ориентиры в работе, обогащают опытом.
Работа ведётся, и работа очень большая. Проделан огромный объем внутрибиблиотечной работы, которую никто не видит, но которая отнимает все рабочее время. Все мероприятия, запланированные в прошлом году, удалось реализовать. Но ещё много вопросов предстоит решать. Поэтому, задачами библиотеки на следующий год являются:
Продолжить работу по автоматизации информационно-библиотечной деятельности.
Продолжить работу по оснащению библиотеки ресурсами, способствующими реализации образовательных задач ОУ.
Лоббировать интересы библиотеки – выделение более значительных сумм на комплектование фонда учебной литературы.
Продолжить освоение АИБС «Марк».
Приступить к созданию ЭК художественной литературы.
Предусмотреть расширение ассортимента информационных библиотечных услуг на базе новых технологий и автоматизации.
Выйти с предложением к администрации школы об установке в библиотеке копировально-печатающего устройства для нужд учащихся.
Пройти курсы повышения компьютерной грамотности и курсы по освоению АИБС «МАРК-SQL-версия для школьных библиотек»
Продолжить комплектование фонда библиотеки документами на нетрадиционных носителях информации.
10. Сделать заявку руководству на приобретение информационного стенда для оформления выставок и стеллажей для книг.

Заведующая библиотекой МАОУ СОШ №14: Фролова Н.П.

Муниципальное автономное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №14













Анализ работы библиотеки
МАОУ СОШ №14 за 2013-2014 учебный год.







Составила: Фролова Н.П.
Заведующая библиотекой














Березники, 2014










13PAGE 15






15