Педагогический опыт По теме: «Инновационные подходы в познавательном развитии. Использование занимательного математического материала в формировании элементарных математических представлений».
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ
По теме: «Инновационные подходы в познавательном развитии. Использование занимательного математического материала в формировании элементарных математических представлений».
КОСТЮК ЕЛЕНЫ НИКОЛАЕВНЫ
Воспитателя
Муниципального дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад №11 «Родничок»,
с. Зеленая Роща
Степновского муниципального района
2016 год
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
В.А.СухомлинскийАктуальность и перспективность опыта
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. « Математика- царица всех наук! Она приводит в порядок ум! ». Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель при формировании элементарных математических представлений – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека.
Ведущие идеи опыта.
Научить детей думать, хорошо ориентироваться в пространстве и в окружающем их мире, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимая самостоятельные решения.
Изучив литературу по педагогике, я пришла к выводу, что максимального эффекта при ФЭМП можно добиться, использую дидактические игры, занимательные упражнения, задачи и развлечения.
Поэтому, для углубленного изучения я и выбрала тему: «ФЭМП посредством дидактических игр».
Работая по данной теме, я поставила перед собой цель: организовать работу по ФЭМП детей дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями с использованием дидактических игр для развития памяти, внимания, воображения, логического мышления.
Для достижения поставленной цели я обозначила следующие задачи:
Активизировать умственную деятельность
Заинтересовывать математическим материалом
Увлекать и развивать детей
Закреплять полученные знания и умения
Упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке
Теоретическая база опыта
В дошкольном возрасте, на мой взгляд, игра имеет важнейшее значение.
Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.
Можно выделить следующие особенности занимательных игр предлагаемые детям для усвоения математических представлений.
Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.
Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств.
Все психологические новообразования берут начало в игре
Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике.
Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов.
Для развития познавательных способностей и интересов у дошкольников я использую следующие инновационные методы и приемы:
элементарный анализ (установление причинно-следственных связей);
сравнение;
метод моделирования и конструирования
решение логических задач;
экспериментирование и опыты
воссоздание и преобразование
информационно коммуникативные технологии
здоровьесберегающие технологии ( физминутки, динамические паузы, психогимнастики, пальчиковые гимнастики)
В зависимости от педагогических задач и совокупности применяемых методов, образовательную деятельность с воспитанниками я провожу в различных формах:
организованная образовательная деятельность (фантазийные путешествия, игровая экспедиция, занятие-детектив; интеллектуальный марафон, викторина; КВН, презентация, тематический досуг)демонстрационные опыты;
театрализация с математическим содержанием;
обучение в повседневных бытовых ситуациях;
беседы;
самостоятельная деятельность в развивающей среде
В формировании у детей математических представлений в своей работе широко использую занимательный математический материал. В непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений применяю различные дидактические игры: с цифрами, на ориентацию в пространстве, с использованием геометрических фигур, на развитие логического мышления, путешествия во времени. Чтобы уточнить и конкретизировать знания детей о числах, их назначении, геометрических формах, временных отношениях я применяю занимательные задачи, загадки. Развивать мышление детей помогают различные виды логических задач и упражнений, словесные игры, которые строятся на словах и действиях играющих. Задачи, загадки-шутки применяю при обучении решению арифметических задач, действий над числами, формировании временных представлений. Дети описывают предметы, выделяя их характерные признаки, находят характерные признаки сходства и различия, отгадывают по описанию, группируют предметы по различным признакам и свойствам. Одновременно у них формируется умение правильной форме высказываний: «я считаю, что…», «я думаю, что…», «моё мнение…», которые в повседневной жизни они используют редко. В качестве «умственной гимнастики» использую несложные занимательные задачи. Используя различные дидактические игры в работе с детьми, можно убедиться в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания, активно отвечают на вопросы. В работе мне помогают такие приёмы мотивации, как, общение с игровыми персонажами, которым необходима помощь. В данных ситуациях дети из обучаемых превращаются в обучающих, они размышляют, доказывают, делают умозаключение.
Технология опыта.
1.К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет, я знакомлю детей с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Такие игры как «Какой цифры не стало?», «Сколько?», «Путаница?», «Исправь ошибку», «Убираем цифры», «Назови соседей», дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия. Дидактические игры, такие как «Задумай число», «Число как тебя зовут?», «Составь цифру», «Кто первый назовет, которой игрушки не стало?» развивают у детей внимание, память, мышление.
2. Вторая группа математических игр (игры – путешествие во времени) . Они служат для знакомства детей с днями недели, названиями месяцев, их последовательностью.
3. В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Моя задача - научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.
4. Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагаю узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашиваю: "Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?" (поверхность крышки стола, лист бумаги т.д.).
5. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели, тем самым развивая логическое мышление.
Отбирая игры, я исхожу из того, какие программные задачи буду решать с их помощью, как игра будет способствовать развитию умственной активности детей, воспитанию нравственных сторон личности.
Я всегда помню, что руководство дидактическими играми осуществляется в соответствии с возрастными особенностями детей.
В своей работе применяю новаторские идеи и педагогические технологии следующих авторов: Т.И. Ерофеева «Математика для дошкольников», З.А. Михайлова «Занимательная математика дошкольников», Т.М. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду», Е. В. Колесникова «ФЭМП», В.В.Волина «Праздник числа»
Также условием успешной реализации программы по формированию элементарных математических представлений является организация предметно – пространственной, развивающей среды.
С целью стимулирования интеллектуального развития детей мною был оборудован уголок занимательной математики, состоящий из развивающих и занимательных игр, создан центр познавательного развития, где расположены дидактические игры и другой игровой занимательный материал: простейшие варианты игр «Танграм», , «Кубики и цвет», «Веселый счет» и т.д. Я собрала библиотеку книг для развития логического мышления. Загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы, лабиринты, кроссворды, ребусы, головоломки, и физкультминутки с математическим содержанием.Организация развивающей среды осуществляется с посильным участием детей, что создает у них положительное отношение и интерес к материалу, желание играть.
Я работаю в тесном сотрудничестве с воспитателями. Регулярно выступаю на педсоветах и семинарах, даю индивидуальные консультации, провожу открытые мероприятия
Семья играет в воспитании ребёнка основную, долговременную и важнейшую роль. Использую разные формы работы с родителями:
- знакомлю с занимательными и развивающими играми
-общие и групповые родительские собрания
-консультации «Дидактическая игра в жизни ребенка». «Яркие и интересные игры»
-проекты с участием родителей
- изготовление дидактических игр совместно с родителями
-мастер-класс для родителей
-участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов
-совместное создание предметно-развивающей среды
Я прилагаю все усилия к тому, чтобы знания и умения полученные детьми в детском саду - родители и дети закрепляли дома.
Анализ результативности
Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребёнка. Обучая детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!
Для обследования уровня развития элементарных математических представлений детей моей группы, использую следующие методы контроля:
- анализ деятельности детей на занятиях;
- анализ деятельности детей в процессе занимательных дидактических игр и упражнений.
- анализ общения детей в процессе игр, самостоятельной деятельности.
В качестве критериев оценки уровня математического развития использовалась пятибалльная система.
5 - баллов - ребёнок оперирует свойствами объектов, обнаруживает зависимости и изменения в группах объектов в процессе группировки, сравнения; сосчитывает предметы в пределе 10. Устанавливает связи увеличения (уменьшения) количества, чисел, размеров предметов по длине, толщине, высоте, и т.д. Проявляет творческую самостоятельность в практической, игровой деятельности, применяет известные ему способы действия в иной обстановке.
4 - балла - ребёнок различает, называет, обобщает предметы по выделенным свойствам. Выполняет действия по группировке, воссозданию фигур. Обобщает группы предметов по количеству (числу), размеру. Считает в пределе 3 - 7. Самостоятельно осуществляет действия, веющие к изменению количества, числа, величины. Затрудняется в высказываниях, пояснениях.
1- 3 балла - ребёнок различает предметы по отдельным свойствам, называет их, группирует в совместной со взрослым деятельности. Пользуется числами в пределах 2- 5, допускает ошибки. Выполняет игровые практические действия в определенной последовательности; связи между действиями (что сначала, что потом) не устанавливает.
Результат исследования на начала учебного года.
5 - баллов (красный) - 2чел.
4 – балла (голубой) - 7чел.
1 - 3 балла (зеленый) - 6чел.
Результат исследования на конец года.
5- баллов (красный) - 4чел.
4- балла (голубой)- 7чел.
1-3 балла (зеленый)- 4чел.
Благодаря использованию продуманной системы дидактических игр в регламентированных и нерегламентированных формах работы, дети усвоили математические знания и умения по программе без перегрузок и утомительных занятий.
От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.