технологическая карта по биологии 6 класс фгос по теме: Испарение. Листопад
№ 18 Дата _________________
Предмет: Биология
Класс: 6 класс
Тип урока: ОНЗ (технология деятельностного метода)
Технологическая карта изучения темы: «Испарение воды растениями. Листопад ».
Тема «Испарение воды растениями. Листопад ».
Цели Обучающие: усвоение учащимися сущности и значения испарения; развитие расчетно-измерительных умений и анализа результатов; опыта и стимулирование интереса к количественной оценке биологических явлений; формирование мировоззренческих представлений учащихся о единстве живой и неживой природы(на уровне растительного организма); знакомство со значением листопада в жизни растений.
Развивающие: продолжить развитие логического мышления, способствовать развитию у учащихся умений устанавливать причинно-следственные связи, используя прием «знаю, хочу узнать, узнал»; умений обобщать делать выводы, прогнозировать, выражать мысли в словесной форме.
Воспитательные: вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью, воспитывать бережное отношение к зелёным насаждениям
Формировать УУД:
Личностные УУД: проявлять познавательный интерес к изучению процессов происходящих внутри растительного организма; понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, свою успешность при изучении темы.
Регулятивные УУД: самостоятельно определять цель учебной деятельности; осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполнять задания в соответствии с целью; самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания.
Коммуникативные УУД: формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; организовывать учебное взаимодействие в группе.
Познавательные УУД: структурировать знания; анализировать текст и рисунки учебника; объектов живой природы (комнатные цветущие растения), проводить сравнительный анализ между фотосинтезом и дыханием.
Предметные УУД:
Изучить процесс испарение. Познакомиться с причиной сбрасывания листьев растениями.
Планируемые результаты Личностные:
Умения проводить самооценку на основании критерия успешности учебной деятельности
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение
( Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах работы в группе (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, раздаточный материал, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Основные понятия Листопад, испарение, чечевички, устьица
Межпредметные связи География, экология, краеведение, история, химия
Ресурсы урока:
учебник, презентация, д\я опыта, раздаточные таблицы
ТЕСТ
Уровень А Выберите правильный ответ:
1.В процессе фотосинтеза в атмосферный воздух выделяется:
а) кислород; б) углекислый газ; в) азот и углекислый газ.
2.Сложные процессы, протекающие в зеленых клетках растения приводят к образованию:
а) сахара, который затем превращается в крахмал; б) крахмала, который затем превращается в сахар; в) крахмала или сахара.
3.Дыхание растения, находящегося в темноте:
а) не прекращается; б) приостанавливается; в) происходит более энергично, чем на свету.
4.При дыхании зеленое растение поглощает:
а) азот; б) кислород; в) углекислый газ.
Уровень В Допишите предложения:
Дыхание происходит во всех ______________________ клетках.
При дыхании поглощается ______________________, а выделяется ______________________ .При дыхании органические вещества ______________________ .Для протекания процесса дыхания световая энергия ______________________ .При дыхании энергия ______________________ .Уровень С Почему культурные растения плохо растут на заболоченных почвах?
Организация пространства Индивидуальная, парная и групповая работа
Технология проведения
Содержание деятельности учителя Содержание деятельности учащихся
Организационный этап.
Организовывает актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности Громко прозвенел звонок – начинается урок. Наши ушки на макушке, глазки хорошо открыты. Слушаем, запоминаем, ни минутки не теряем. Вы настроились на урок, все школьные принадлежности к уроку у вас есть
Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку КУУД
Мотивация к учебной деятельности. Создает условие для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки Начнем урок, предлагаю пожелать удачи друг другу на уроке (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте); Девиз нашего урока: « Учителя на уроке поменьше, а самостоятельности на уроке больше!».
Контроль знаний. Тест
Мотивация друг друга на урок
Выполнение теста, проверка. Самооценка. КУУД
ПУУД
Построение проекта выхода из затруднения. Согласовать и зафиксировать цель и тему урока; организовать составление совместного плана действий; определить средства Нами было изучено 2 процесса протекающих в организме растений, назовите их (фотосинтез, дыхание). Сегодня мы изучим третий процесс, но что за процесс вы определите сами.
Демонстрация опыта. Для опыта взяли ветку комнатного растения бальзамин с низко расположенными листьями. Предварительно полили растение теплой водой. Ветку поместить в колбу. Примерно через 2 часа на стенках баночки появились капельки воды. Что произошло? Определяем тему, цель, ставим задачи. высказывают свои предложения.
Проводят анализ. Отвечают на вопросы. Определяют тему урока, цель урока, ставят задачи. С помощью учителя проговаривают название следующего этапа РУУД
КУУД
Реализация построенного проекта. «Открытие нового знания». Организует подводящий диалог.
Организует формирование нового знания в речи
Посмотрим еще опыт
За 3 дня до урока срезали ветку бальзамина с листьями и поместили её в колбу наполненную водой комнатной температуры. Уровень воды отметили полоской цветной бумаги. На поверхность воды налили слой масла, чтобы защитить от испарения. Прибор с растением взвесили на весах. Он весил 205 гр. Повторное взвешивание провели перед уроком. Прибор стал весит 199г.
Как вы думаете, почему колба с веточкой стала весить меньше?
Почему нарушилось равновесие весов?
Почему появились капельки на внутренних стенках колбы?
Итак, на опытах мы убедились, что листья испаряют воду.
Откуда в растениях берётся вода?
Что заставляет подниматься воду из корней в другие части растения?
Растения испаряет до 80-90% воды, поглощенной корнем.
Докажите мне это работа с учебником стр. 99
Как вы думаете, через что вода будет испаряться из листьев?
Какие факторы влияют на испарение
Значение испарения?
( работа с учебником в паре стр. 99)
Растения живут в разных климатических зонах. Многим, порой не хватает влаги. Как растения приспособились к экономии влаги
приспособления
Заполните схему. Используя материал учебника и факт из жизни.
Смотрят видеофрагмент. Производят анализ полученной информации. Отвечают на вопросы
(её поглощают корни растения из почв)
( воду заставляет подниматься из корней в другие части растения корневое давление)
Работа с учебником стр. 99.Отвечают на вопрос
(через устьица)
(время суток, влажность, температура, состояние устьиц )Работа в паре с учебником стр.99. Чтение текста, ответ на вопрос
Заполняют схему ЛУУД
РУУД
КУУД
ПУУД
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Проверить с помощью эталона свое умение определять по гербарному образцу вид соцветия 1.Видоизменение листьев
2. Опушение листовой пластинки
3. Восковой налет на листьях
4. Поворот листа к свету ребром
5. Способность некоторых степных растений сворачивать лист в трубочку
6. Мелкие кожистые листья Проверка схемы.
Самооценка своей работы КУУД
ЛУУД
Физкультминутка.
Глазки крепко закрываем
Дружно до пяти считаем
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем Физкультминутка. Какое явление изображено на слайде ( листопад)
Что происходит с листьями перед листопадом/ работа с текстом стр. 99
Значение листопада? Отвечают на вопросы.
Работа с текстом, анализ полученной информации ЛУУД, КУУД
,РУУД
ПУУД
Первичный контроль знаний 1.Значение листопада заключается в :а) удаление вредных веществ,
б )удаление вредных веществ и уменьшение испарения воды,
в) изменение листьев,
г) уменьшение испарения воды,
2. Продвижению воды из корней в листья способствует:
а) корневое давление;
б) фотосинтез;
в) рост корня;
г) испарение .3. Значение испарения:
а) выделение кислорода,
б) передвижение воды и минеральных веществ ,охлаждение растения
в) передвижение веществ по растению,
г) выделение углекислого газа.
4. Что не является приспособлением растений к наименьшему испарению:
а) восковый налёт на листьях;
б) видоизменённые листья кактуса;
в) колючки у барбариса;
г) опушённая листовая пластинка.
Выполняют тест.
Проверка теста в паре. Самоанализ своей работы
1-б; 2 – г; 3 –б; 4 – в. РУУД
ПУУД
Рефлексия учебной деятельности на уроке Зафиксировать достижение поставленных целей; оценить собственную деятельность на уроке и деятельность класса; обсудить домашнее задание Мы переходим к последнему этапу - подводим итог работы
-Вспомним тему урока
-Оцените свою деятельность на уроке
Домашнее задание п.19, пов 18,17 пересказ. Называют следующий этап. Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.
Делают самооценку РУУД
ЛУУД