Статья Сказкотерапия. Прием совместной словесной импровизации в работе с детьми средней группы.
Муниципальное бюджетное дошкольноеобразовательное учреждение « Детский садобщеразвивающего вида №6 « Аленушка»Менделеевского муниципального района РТ
Сказкотерапия.
Прием совместной словесной импровизации в работе с детьмисредней группы.
Подготовила:
Малышева Елена
Владимировна
Г. Менделеевск
2016 год
Прием совместной словесной ипровизации
в работе с детьми средней группы.
Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром человека, мощный инструмент развития. Сказка окружает нас повсюду. Интерес психологов к сказке существует давно. Однако только в последние годы возникла сказкотерапия как самостоятельное направление практической психологии.
Конкретный язык сказок открывает детям путь наглядно – образного и наглядно – действенного постижения мира человеческих отношений, что вполне адекватно психическим особенностям дошкольников.
Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображение и научить критически воспринимать окружающее.Важнейшим условием, позволяющим человеку стать субъектом саморазвития, является достижение им некоторого определенного уровня развития самосознания, то есть уровня знания о своем Я, отношение к своему Я, и управление своим Я. Развитие самосознания ребенка осуществляется через преодоление противоречия между внешней регуляцией, системой требований, предъявляемых ему взрослым (обучение, воспитание), и его собственной спонтанной активностью. По мере взросления источник развития перемещается внутрь личности, возникает противоречие между Я – действующим и Я – отражённым, становящееся двигателем восхождения к Я-творческому.
Сказка является одним из сильных развивающих и психотерапевти-ческих средств–прежде всего за счёт своей метафоричности.
Понимание и проживание через сказку содержания свойственного внутреннему миру любого человека, позволяют ребёнку распознать и обозначить собственные переживания и собственные психические процессы, понять их смысл и важность каждого из них.
Специалисты по возрастной психологии считают, что лечение сказками можно использовать в любом количестве и для детей любого возраста. Играть в сказку – это не только развлечение. На основе волшебных сюжетов, бытовых и литературных сказок сказкотерапевты составляют серьезные методики.
Терапия сказкой помогает ребенку справиться со многими внутренними переживаниями. Маленькому человечку всегда проще передать нормы поведения и умение ориентироваться в разных жизненных ситуациях в игровой форме. С помощью сказочной метафоры ребенок сам делает нужные выводы. Рассказ о какой-нибудь капризной принцессе или «зайце-хвастуне» всегда эффективнее ваших нотаций.
Сказкотерапия помогает замкнутому ребенку раскрыться, а слишком агрессивного и непоседливого учит задумываться. В процессе сказочной игры дети развивают речь и фантазию, творческие способности и логическое мышление. Разыгрывая сказочное представление или обсуждая сказку, они приобретают навыки общения.
Как может проходить терапия сказкой в группе детского сада? Ведущий подбирает сказочные истории на разные темы. Например, о страхе и смелости, о добрых и злых поступках, о жадности и т.д. Сказки можно просто рассказывать и обсуждать с детьми, придумывать свои. Хорошо применять при этом пальчиковые и другие игрушки.
Этот метод позволит узнать о ребенке много нового. Например, отчего «Аленушка» или «Иванушка» боится темноты или часто плачет. Выражая свои внутренние переживания через сказочного героя, ребенок (иногда даже сам того не подозревая) может подсказать вам решение конкретной проблемы.
Сказочный тренинг можно построить в виде спектакля, где воспитатель превратится в режиссера, а дети – в актеров. Сказочное лицедейство очень им сродни, и это поможет обыграть любые ситуации легко, играючи.В такое занятие при необходимости можно включать различные физические упражнения, логопедические и другие дополнительные развивающие и терапевтические занятия.
Примерный план сказочного тренинга.
1. Вспомнить прошлое занятие и проговорить с детьми, какую сказку они разыгрывали, к каким выводам пришли.
2. Познакомить ребят с новой сказочной историей на определенную тему (например, «К чему приводит жадность»). Хорошо изобразить ее в лицах – так сказка быстрее вызовет у ребят эмоциональный отклик.
3. Упражнения и игры для закрепления нового опыта.
4. Выводы, к которым привело занятие. Важно, чтобы разыгранное сказочное действие было связано с реальной жизнью.
Для занятий по методу сказкотерапии хорошо использовать сказочные декорации и костюмы, музыкальный фон. Детям очень нравятся ритуалы, с которых занятие начинается и заканчивается. Например, катание яблочка по тарелочке – она «начинает показывать сказку». Можно просто передавать из рук в руки любой «волшебный» предмет (клубочек, золотое яйцо, плюшевого сказочного героя и т.д.). Пусть дети поздороваются друг другом и пожелают всем счастья.
Безусловно, все мы используем приемы сказкотерапии в своей работе. Одним из них является словесная импровизация.
Я хотела бы познакомить вас с персонажем, который помогает мне в работе как с замкнутыми так и с гиперактивными детьми, так и с детьми с неустойчивым эмоциональным фоном. Это – Буратино. Этот сказочный персонаж хорошо известен нашим детям. Он живет в нашей группе, и дети его очень полюбили. Они доверяют ему свои проблемы, рассказывают о своих успехах на занятиях, делают ему замечания, если он совершает проступки.
Не каждый ребенок готов говорить о своей проблеме со взрослым. А Буратино - это ребенок, очень похожий на них. Он бывает и хулиганистым и рассудительным, наивным и доверчивым, может совершать необдуманные поступки, он остается открытым ко всем людям. Происходит совместная словесная импровизация ребенка и сказочного персонажа. Тем самым дети становятся более открытыми, учатся анализировать свое поведение и поступки, исправлять их.
Например, на прогулке произошла следующая ситуация - один ребенок толкнул другого, тот ударился и заплакал. А толкнувший ребенок даже не хочет извиняться. После прогулки подобную ситуацию разыгрываем с Буратино. Он обидел Пьеро и теперь тот ревет и не хочет играть с Буратино. Буратино спрашивает совет у ребят. Дети указывают на ошибку и подсказывают пути примирения. Ну а провинившийся на прогулке ребенок делает свои выводы, извиняется и обещает впредь так не поступать. Он сам приходит к данному решению. Это лишь один из примеров. Ежедневно подобных ситуаций может быть много.
Любой из вас при желании может стать хорошим сказкотерапевтом. Для этого нужно самому стать сказочником и немного волшебником – и дети не останутся у вас в долгу.