Опыт работы по применению осетинских игр на уроках


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение РСО-А
Профессиональный лицей №4
Опыт работы преподавателя физической культуры
Тезиевой А.А.

Владикавказ 2013г.
Физическое воспитание в нашем лицее составляет неотъемлемую часть процесса обучения и воспитания, служит целям укрепления здоровья, физического и духовного совершенствования учащихся, призвано обеспечивать всестороннюю физическую готовность к предстоящей трудовой деятельности.
Поскольку контингентов нашего учебного заведения являются в основном девушки, огромное внимание уделяю нравственному воспитанию. Оно направлено на формирование таких нравственных качеств, как патриотизм, коллективизм, чувство ответственности за своё поведение, умение подчинить личные интересы интересам общим. Целеустремленность, настойчивость и упорство, выдержка и самообладание, самостоятельность и инициативность, смелость и решительность, дисциплинированность, способность преодолевать трудности и другие черты характера успешно вырабатываются в процессе занятий физической культурой.
На уроках использую неограниченные возможности для эстетического воспитания личности. Это прежде всего, воспитание умения воспринимать и понимать прекрасное в движениях человеческого тела, в совершенстве его линий и форм. Широко использую на уроках аэробику, которая помогает укреплять мышцы, участвующие в процессе дыхания, что улучшает вентиляцию легких; увеличивает силу и производительность сердечной мышцы; укрепляет мышцы всего организма; благотворно влияет на тонус сосудов; нормализует кровяное давление; улучшает походку, осанку, настроении; корректирует фигуру.
Повышенный интерес у девушек вызывают уроки художественной гимнастики, где мною используются элементы хореографии, различные упражнения с предметами и без предметов, развивающие физические качества. В этом разделе активно развивается чувство ритма (так как используется музыкальное сопровождение), грациозность.
Также оживляют учебный процесс подвижные народные игры. Прежде всего, игра – это исторически сложившееся общественное явление, особый вид деятельности человека. Это традиционное средство педагогики. Испокон веков в играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений.
При проведении игр необходимо учитывать их направленность на достижение воспитательных, оздоровительных и образовательных результатов. В этом отношении руководящая роль должна принадлежать учителю физической культуры, ибо воспитательная, образовательная и оздоровительная ценность игр во многом зависит от умелого и правильного руководства ими.
Воздействие же игры на занимающихся определяется тремя положениями: во-первых, содержанием (сюжет, двигательные действия, правила); во-вторых, методическими приёмами; в-третьих, способом организации занятий.
Достижение желаемого результата физического воспитания при помощи подвижных игр возможно только при целенаправленном и систематическом педагогическом руководстве и контроле.
Наша республика многонациональна. Среди моих учеников есть и осетины, и русские, и армяне, и грузины, и дагестанцы, и греки, и украинцы, и белорусы, и кабардинцы и т.д. Поэтому на уроках мы изучает игры многих народов, но особый интерес у учащихся вызывают осетинские национальные игры. Средствами осетинских национальных игр стараюсь формировать у своих учеников устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к родной культуре, создать эмоционально положительные основы для развития патриотических чувств. Кроме того, это экскурс в историю. Игры знакомят с историей, бытом, и нравами своего народа. Ведь игра у осетин отражает не только трудовую деятельность народа, но и быт, культуру, этнографию. По играм осетин можно проследить жизнь Осетии в различные общественно-экономические формации.
Из числа осетинских народных игр были исключены игры, воспитывающие азарт, корысть, унижение достоинства (игры в альчики на деньги, игры с ножом, игра в разбойников, в слугу и господина и т.д.).
Прежде всего нужно сказать, что осетинские игры имеют свои правила, что имеет важное воспитательное значение. Правилами устанавливаются определенные взаимоотношения между играющими. В каждой игре, в зависимости от правил, играющие ставятся в определенные условия и наконец выбирается то или иное действие в рамках данной игры.
Точное выполнение правил игры и требований педагога дисциплинируют обучающихся, они начинают следить за своими действиями. В коллективных играх побеждает та команда, у которой действие всех её членов более согласованы и направлены в интересах коллектива. Поэтому в каждой игре участники должны точно представлять свои задачи и долг перед коллективом. Подчинение личных интересов интересам коллектива обязывает игроков преодолевать различные трудности достижении победы.
Опять-таки, учитывая, что основной контингент девушки, мною был выделен ряд осетинских игр, применяемый для женского пола и включающий все основные виды движений: ходьбу, бег, прыжки, метание в цель и т.д. Такие игры, как «Чука», «Шела», «Геккарис», «Метание с плеча», «Метание снизу», «Тохси», «Чехарда», «Борьба за флажки» и другие значительно повышают интерес к урокам легкой атлетики и профессионально-прикладной подготовки, где они мною и используются.
Большое воспитательное значение имеют игры с элементами соревнования. В этом отношении представляют интерес осетинские игры с метанием, толканием. Они просты, доступны и в то же время решают важные задачи физического воспитания. Элемент соревнования вызывает у обучающихся стремление к лучшему выполнению упражнений. Все это развивает конкретное мышление, умение сосредоточиться на главном, вырабатывается устойчивое внимание.
Специального инвентаря для осетинских игр нет, но приспосабливаю подручные средства. Также условия игр варьирую в зависимости от размера площадки, места проведения и физической подготовки учащихся.
Так, например, в игре «Метание с плеча» используется мешочек весом в 1000г, вместо 300-400г и усложнено исходное положение. В играх, связанных с метанием, для того, чтобы увеличить силу броска, цель отодвигается всё дальше и дальше.
Во внеурочное время мною был проведен нартовский турнир, который включил в себя элементы осетинских танцев, осетинские игры и вопросы по культуре и истории родного края.
В условиях преобразования общества, воспитание человека должно идти по пути гармонического сочетания духовного богатства, моральной чистоты и физического совершенства. Выполнение этой задачи ведущая роль принадлежит педагогу. В связи с этим, на преподавателей физической культуры возложена большая ответственность. Важным средством физического воспитания бесспорно являются подвижные игры, а в частности, и осетинские народные игры, которые наравне с гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными играми, плаванием, туризмом, в основе которых лежат физические упражнения. Умелое сочетание игр с другими видами спорта повышает качество физического воспитания. Я думаю, что включение отдельных национальных игр в программу по физической культуре значительно оживляет уроки, повышает интерес обучающихся к занятиям.
В каждом учебном заведении у нас в республике наряду с основными предметами преподается предмет «ТКО» (Традиционная Культура Осетин). Изучение осетинских национальных игр на уроках по физкультуре является прекрасным дополнением этого предмета.
Возвращаясь к традициям своих предков, мои ученики получают всестороннее гармоническое развитие.