Урок литературного чтения для 4 класса по теме «Штрихи к портрету»
Урок внеклассного чтения в 4 классе по теме:
«Штрихи к портрету» (по главам из повести «Детство»).
Цель урока:
- познакомить учащихся с главами из повести «Детство», обеспечить усвоение понятия «литературный портрет»;
- развивать у учащихся умение работать с текстом, выделять главные мысли, ставить вопросы, делать обобщения и выводы;
- создать условия для воспитания общечеловеческих ценностей и интереса к художественному слову.
Оборудование:
портреты писателя в разные годы жизни, пословицы, элементы русской избы.
1. Вступительное слово учителя.
Сегодня продолжим работу по теме, начатой на уроках литературного чтения.
Какую тему изучаем? (Штрихи к портрету).
Что такое портрет?
Портрет – это изображение в литературе внешнего облика героя, служащее для раскрытия его внутреннего мира.
В словаре даётся следующее значение слова «портрет».
Портрет – 1)Изображение какого–нибудь человека или группы людей на фотографии или на картине. 2)Описание внешности персонажа в литературном произведении.
2. Чтение стихотворения Е. Матвеевой «Портрет» (поэтическая трактовка понятия «портрет»).
Портрет – души зеркало.
Он – тайн людских тайник.
Он с самого начала
К сокровищам привык.
В нём всё: лицо, манеры,
Движенья рук и взгляд –
О странностях так смело
С твоих страниц кричат.
Мой автор, добрый гений,
Создатель вечных строк,
Портретов – откровений,
Дающих нам урок,
Ты думаешь, ты веришь,
Что тайные слова
Читателю доверишь
А ОН поймёт всегда!
3. Постановка учебной задачи:
попытаться понять портретные зарисовки наших авторов.
4. Чтение детских сочинений «Каким я представляю детского писателя?».
Надеюсь, что эти представления относятся к нашему автору. Это Л.Н.Толстой.
5. Биография Толстого.
Что о нём знаете?
6. Сообщение учителя сведений жизни Л.Н.Толстого с демонстрацией портретов в разные годы жизни.
Писать он начал в 22 года и после успеха первой повести почувствовал, что настоящее его призвание – литература. В Ясную Поляну он вернулся уже известным писателем. Здесь он создал почти все свои произведения.
Это родовое имение Льву Николаевичу досталось в наследство. Став владельцем Ясной Поляны, Толстой с головой ушёл в хозяйственные заботы.
Граф Лев Николаевич Толстой любил крестьянский труд и сам много трудился. В летние месяцы целыми днями он пропадал на покосе с крестьянами, на пасеке, и каждый день в самых разных местах Ясной Поляны он делал многочисленные зарисовки лиц и пейзажей в записных книжках и черновиках.
Он был сплетеньем всех корней
России, ствол его корона,
Певец её трудов и дней,
Её сермяга и корона.
В нём встретились, схлестнулись в нём
Её дворянство и крестьянство.
В непостоянстве – день за днём –
Её живое постоянство.
Туляк в нём видит земляка,
Родную душу – парижанин.
Рабочая его рука
Своею мощью поражает.
Л.Н.Толстой считал, что главное в человеке – нравственная чистота.
Попробуем в этом разобраться.
7. Работа по содержанию глав из повести «Детство» Л.Н.Толстого.
1) Что читали дома?
В ходе работы над произведением автор тщательно оттачивал каждую фразу, чтобы показать, как важен для человека его периоды жизни.
2) Сообщение о детстве писателя.
Лев Николаевич родился 9 сентября 1828 года в имении отца Ясная Поляна, недалеко от Тулы. Там прошло его детство. Сейчас в Ясной Поляне музей.
Семья Толстых была дружной, и детям казалось, что все люди, и их окружающие, очень хорошие. Самой любимой у них была игра в муравейных братьев. Её придумал старший брат – Николенька. Как-то он объявил, что у него тайна, когда она откроется, все люди станут счастливыми, будут любить друг друга и сделаются муравейными братьями. Николенька говорил, что тайну муравейных братьев он написал на зелёной палочке, которую зарыл в лесу, на краю оврага.
Родители Льва Николаевича принадлежали знатному роду. Но когда мальчику было три года – умерла мать, а в девять лет он потерял отца. Воспитанием будущего писателя занялась тётушка.
Лев Николаевич Толстой пожил долгую, удивительную жизнь. Многое он испытал в своей жизни, участвовал в Кавказкой и Крымской войнах с турками, где подвергался смертельной опасности; был путешественником и сельским хозяином, педагогом и писателем.
Может он писал автопортрет?
Л.Н.Толстой скорее писал портрет ровесника, принадлежавшего к тому поколению людей, чья молодость пришлась на середину века.
3) Разбор главы «Детство».
Чем привлекает вас рассказчик?
С каким чувством он делится своими впечатлениями о детстве с читателями?
Докажите текстом.
Если бы вас попросили нарисовать портрет матери нашего героя, кого бы в первую очередь представили?
Перечитайте вопрос в конце главы.
Порассуждайте об этом.
Какие картины из жизни героя представили вы в связи с ужасной картиной маминой смерти?
Кем для вас является мама? Семья?
Соотнесите свои мысли с пословицами.
Основой бытия русского народа является особый национальный характер (доброта, милосердие) и национальный образ жизни.
4) Инсценировка басни «Старый дед и внучек».
5) Чтение по ролям главы «Игра».
Какое событие раскрыло характер героя?
Какую главную мысль в последнем вопросе раскрыл автор?
6) Составление словесных портретов по главе «Ивины».
Дайте словесную характеристику героям, не называя их.
Угадайте героя по описанию.
8. Итог.
Сегодня мы с вами познакомились с человеком, чьё имя хорошо известно не только в нашей стране, но и во всём мире, произведения которого переведут на разные языки.
Кем для вас является Л.Н.Толстой?
Ребята, всему этому, о чём мы сейчас говорили, учат рассказы Л.Н.Толстого.
Он прожил 82 года, и всю свою жизнь литературе, истории, музыке, рисованию, медицине. Но главное, он любил детей. В то время мало было школ, дети бедных людей вообще не могли учиться. Лев Николаевич открыл в Ясной Поляне школу для бедных детей и сам учил их. Вот так он обращался к мальчикам – учащимся Яснополянской школы: «Спасибо, ребята, что ходите ко мне. Я рад, когда вы хорошо учитесь. Только, пожалуйста, не шалите. А то есть такие, что не слушают, а только сами шалят. А то, что я вам говорю, нужно для вас будет. Вы вспомните, когда уже меня не будет, что старик говорил вам добро.
15