Статья на тему Компетентностный подход в преподавании биологии. Роль исследовательской деятельности в формировании ключевых компетенций.

Компетентностный подход в преподавании биологии. Роль исследовательской деятельности по биологии в формировании ключевых компетенций.
Посмотрите, сколько любознательности, сколько
жадного стремления к исследованию высказывают дети.
Как охотно они обращаются к природе, с какой радостью
изучают все действительное, а не призрачное, как их
занимает всякое живое явление».
Н.Л. Добролюбов
«Не в количестве знаний заключается образование, но в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь». Эту мысль высказал немецкий педагог 19 века А. Дистервег. Компетентные люди нужны были всегда.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения (ФГОС) основным результатом деятельности современной школы должна стать не сама по себе система знаний, умений, навыков учащихся, а комплекс компетентностей. Компетентностный подход в образовании предполагает формирование таких умений и развитие на их основе таких способностей, которые позволяют человеку максимально развивать себя и быть нужным обществу.
К ключевым компетенциям:
Ценностно-смысловые компетенции
Общекультурные компетенции
Учебно-познавательные компетенции.
Информационные компетенции
Коммуникативные компетенции
Социально-трудовые компетенции.
Компетенции личностного самосовершенствования
Исследовательская деятельность школьников – одна из прогрессивных форм обучения в условиях модернизации современного образования. Она выступает в учебном процессе как образовательная работа, связанная с решением творческих задач в области биологии. Включение школьников в исследовательскую деятельность по биологии как урочную, так и внеурочную носит дифференцированный характер, способствует формированию ключевых компетенций личности школьника.
Учебно-познавательная компетенция - это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Для формирования учебно-познавательной компетенции на уроках подбираю задания:
связанные с постановкой цели, проблемы, выдвижение гипотезы;
на анализ, сравнение, обобщение;
установление причинно-следственных связей.
Например, сравнение. Сравнить – рассмотреть одно в связи с другим для установления сходства и различия или для установления преимуществ одного перед другим (Словарь русского языка).

Схема 1. 1 2 3 4
Рассмотрите схемы строения соцветий. Найдите черты сходства соцветий.
Используя учебник, определите типы соцветий, указанные на схеме под цифрами 1-4.

1 2 3 4
Рис.1. Соцветия: 1 - пшеницы, 2 - овса, 3 - петрушки, 4 - пижмы
Рассмотрите рисунки соцветий пшеницы, овса, петрушки, пижмы.
Сравните их со схемами соцветий и установите соответствие между ними. Из каких соцветий состоят изображенные сложные соцветия? Результаты исследований оформите в виде таблицы
Сравнительная характеристика соцветий
Виды соцветий
Признаки соцветий
Названия растений с такими соцветиями





Умения анализировать, сравнивать, систематизировать и обобщать знания хорошо проявляются при составлении таблиц.
Признаки усложнения растений в процессе эволюции
Признак
Низшие споровые
Высшие споровые
Голосемен
ные
Покрытосеменные



мохообразные
Папоротнико
образные



Среда обитания






Анатомо-морфологические особенности строения






Особенности размножения






Выполнение исследовательской работы по биологии способствует формированию у обучающихся умений:
определять тему и цель исследовательской работы, мотивировать актуальность проекта,
определять предмет и объект исследования,
ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы,
находить пути решения промежуточных задач,
определять последовательность выполнения работы, способы сбора и анализа информации,
уметь анализировать и обобщать материал, представлять полученный материал в виде схем, таблиц, диаграмм,
владеть лабораторно-практическими навыками: ставить опыты, эксперименты,
сравнивать и классифицировать биологические объекты,
анализировать строение органов живых организмов,
устанавливать взаимосвязь между строением и функциями клетки, тканей, органов и организма в целом, организма и окружающей средой.
Информационные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Каждый, кто занимается исследовательской деятельностью с учениками, знает, что выполнить работу невозможно без анализа научной литературы. Поэтому учить работать школьников с научно-познавательной литературой начинаю с формирования умений обращаться с учебным пособием по предмету. На уроках работаем над созданием алгоритма действий школьников при изучении текста:
осмыслено и целенаправленно прочитать текст;
разбить на смысловые блоки;
выделить главное в содержании каждого блока;
рассмотреть и разобрать схемы, таблицы;
выделить главные понятия, выписать в тетрадь или словарь;
выделять главные идеи текста, те, которые подлежат запоминанию в соответствии с учебной целью.
составить 1-2 вопроса к смысловому блоку;
проанализировать, сравнить, систематизировать и обобщать изученный материал;
представить полученную информацию в иной форме изложения: плана, опорной схемы, сравнительной или обобщающей таблицы, конспекта, тезисов.
Для организации исследовательской деятельности ресурсы Интернет становятся незаменимыми при поиске теоретической информации, ознакомлении с другими исследовательскими проектами, получении информации о проведении конкурсов, в которых обучающиеся могут принять участие. Вот примеры некоторых сайтов, которыми пользуются мои ученики:
«Научная сеть» – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]   На этом сайте приводится интереснейшая и достоверная научная информация по разным отраслям науки, в том числе и по основным разделам биологии.
Биологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] .
«Редкие и исчезающие животные России» – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]   – на сайте представлена информация о животных России, внесенных в Красную книгу, а также их фотографии, рисунки, аудиофайлы – записи голосов, видеосюжеты.
«Новости биологии» – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 
«Кирилл и Мефодий. Животный мир» – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 
Краеведческий материал- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Формирование коммуникативной компетентности ученика. Любой урок – это всегда общение. Общаясь, мы учимся слушать и слышать друг друга, понимать, рассуждать, думать, спорить, излагать всевозможные идеи. Коммуникативные умения формируют навыки общения, ведения диалога и развития монологической речи, поэтому изложение материала на уроке, ответ на вопросы, беседа, умение составлять и задавать свои вопросы - традиционные формы нашей с ребятами работы. Очень нравиться учащимся выступать с сообщениями, докладами, рефератами. Умение общаться вырабатывается на уроках-конференциях. С большим интересом школьники готовятся к ролевым урокам, которые часто использую при изучении многообразия систематических групп животного и растительного мира, на обобщающих уроках. Ребята, в зависимости от своих возможностей и способностей, выбирают себе роль-профессию. Например, художник-оформитель, ландшафтный дизайнер, ученый-натуралист, пчеловод, энтомолог, орнитолог, корреспондент, режиссер. Такие уроки имеют профессиональную направленность.
Компетенции для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения. Компетенция не сводится только к знаниям или только к умениям. Компетенция является сферой отношений, существующих между знанием и действием в практике, ступенью к профессиональному самоопределению.
Процент выпускников, поступающих в учебные заведения среднего и высшего профессионального уровня с биологическим уклоном постоянно составляет 40 - 50 % от числа всех выпускников.
Каждый учебный предмет вносит свой вклад в формирование ключевых компетенций. Задача учителя – предметника определить, какие именно компетенции на своем уроке можно развивать наиболее эффективно.



Рисунок 5Рисунок 4Рисунок 115