Рабочая программа кружка «Разговор о правильном питании» для учащихся 2 класса


Городской конкурс методик реализации программы
«Разговор о правильном питании»









Система педагогической работы
по реализации программы
«Разговор о правильном питании»



Участник:
учитель начальных классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №16»
города Калуги
(адрес: г. Калуга, пер. Дорожный, д.5,
телефон рабочий: 51-74-52)
Касьянова Наталья Сергеевна,
стаж работы в программе - 1 год



Калуга, 2013

Я, Касьянова Наталья Сергеевна, участник конкурса методик реализации программы «Разговор о правильном питании», учитель начальных классов МБОУ «МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №16» города Калуги, проживающая по адресу: г. Калуга, ул. Дружбы, д11, кв. 100, ознакомлена с условиями конкурса и полностью с ними согласна. Я даю согласие Организаторам конкурса на обработку представленных мною персональных данных.


6 марта 2013 г

Н.С. Касьянова
























Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, учебно – методического комплекта программы «Разговор о правильном питании», авторы М.М. Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макаева, Москва, ОЛМА Медиа Групп, 2009г. (программа разработана в институте возрастной физиологии Российской академии образования при поддержке ООО «Нестле Россия» и допущена Министерством образования Российской Федерации).
Программа «Разговор о правильном питании» предназначена для учащихся 2 классов
Она предполагает активное вовлечение в работу не только детей, но и их родителей.
Программа включает в себя разделы, освещающие наиболее важные проблемы, связанные с организацией рационального питания детей этого возраста. Занятия строятся с учётом возрастных особенностей и возможностей ребенка. В программе ребенку предлагается теоретический материал, множество практических занятий, чтение и обсуждение книг, просмотр и обсуждение детских спектаклей, интересные игры, участвуя в которых ребенок учится сам и учит своих друзей, родителей. Учащиеся в игре узнают о полезных блюдах, о традициях русской народной кухни, о режиме и культуре питания. Отличительной чертой программы является то, что на занятиях ученик трудится в коллективе. Дома он на практике усваивает полученные знания. Программа предполагает активное вовлечение в работу родителей: конкурс фотографий, конкурс плакатов, конкурс рисунков, конкурс блюд, подборка материалов для проектов, изготовление блюд.
Актуальность программы заключается в том, что она способствует воспитанию у детей представления о рациональном питании как составной части культуры здоровья, сохранения ими здоровья как главной человеческой ценности. Программа направлена не только на удовлетворение познавательного интереса младших школьников, но и способствует нравственному воспитанию учащихся, становлению активной гражданской позиции школьников, окажет неоценимую услугу как учителю, так и детям, и родителям
Целью программы является
формирование основ культуры питания как части общей культуры здоровья человека.
Основные задачи реализации данной программы:
1. Развивать представления учащихся о правильном питании;
2. Формировать полезные навыки и привычки;
3. Формировать ответственное отношение к своему здоровью;
4. Формировать представления о народных традициях, связанных с питанием;
5. Просвещать родителей в вопросах рационального питания.

Принципы реализации программы:

· научная обоснованность

· возрастная адекватность

· необходимость и достаточность информации

· последовательность изложения материала

· модульность структуры

· вовлеченность семьи в реализацию
Основные формы деятельности:
теоретические и практические занятия в классе;
научно- исследовательская работа;
игры, конкурсы и другие массовые мероприятия ;
проектная деятельность;
посещение театров;
экскурсии.
Место курса во внеурочной деятельности
На изучение курса «Разговор о правильном питании « во 2 классе отводится 1 час в неделю, всего 34 часа, включая практический и теоретический материал.

Прогнозируемые результаты изучения курса
Личностные
расширение и углубление знаний учащихся о культуре питания;
принятие учащимися правил здорового образа жизни;
формирование бережного отношения к своему организму, представления о том, что вредно и что полезно для здоровья;
развитие навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни;

Регулятивные
умение сохранять заданную цель;
развитие умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации, учитывать характер сделанных ошибок;
формирование умения ориентироваться в разнообразных способах решения жизненных ситуаций, стремиться к сотрудничеству;
умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.


Коммуникативные
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме и письменной;
умение устанавливать контакт со сверстниками;
эмоционально – позитивное отношение к процессу сотрудничества;
умение слушать собеседника; обращаться за помощью в случае затруднения к старшим;
понимание возможности различных позиций и точек зрения на предмет или вопрос;
способность строить понятные для партнера высказывания;
умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности;

Познавательные
развитие познавательной активности и интереса у учащихся к изучению данной темы;
приобретение знаний и навыков рационального и правильного питания;
формирование осознанного стремление выполнять правила здорового питания
(что полезно для питания, а что ему вредит);
умение находить в библиотеке, читать и обсуждать книги по заданной тематике;
формирование мотивации к проектной, научно- исследовательской работе;
овладение начальными формами исследовательской деятельности;
познакомиться с традициями русской кухни;
поиск и выделение необходимой информации.


В программе реализованы три этапа: подготовительный, основной, контрольный.
На подготовительном этапе начинается работа по созданию положительной мотивационной установки.
Для основного этапа характерно усиление мотивационной установки, сообщение основных сведений о правильном питании.
На контрольном этапе осуществляется контроль за степенью сформированности умения использовать полученные знания в жизни.
Все – или наиболее значимые результаты работы ученика должны фиксироваться учителем письменно и храниться в определенной системе, т. е. входить в портфолио ребенка.


Содержание программы
ТЕМА 1. Если хочешь быть здоровым. (2часа).
Знакомство учащихся с целями и задачами занятий, правилами поведения во время практических работ, работы в паре, группе. Анкетирование на тему: «Что мы едим». Знакомство с героями программы.
ТЕМА 2. Самые полезные продукты (2часа).
Продукты полезные и вредные. Продукты, которые необходимы каждый день. Как правильно есть. Просмотр и обсуждение мультфильма «Винни - Пух идет в гости».
ТЕМА 3. Как правильно есть. (3 часа).
Гигиена питания. Режим питания. Просмотр и обсуждение мультфильма «Винни - Пух и все, все, все». Презентация «Русская кухня».
ТЕМА 4. Из чего варят каши, и как сделать кашу вкусной. ( 2 часа)
Ежедневное меню. О кашах.
ТЕМА 5. Плох обед, если хлеба нет. (7 часов).
Что мы едим на обед. О хлебе и его качествах. Проект на тему: «Хлеб всему голова».
ТЕМА 6. Время есть булочки. (2 часа).
О пользе молока и молочных продуктов. Как приготовить бутерброды. Конкурс рецептов «Любимое блюдо нашей семьи»
ТЕМА 7. Пора ужинать ( 4 часа)
Продукты, которые необходимо есть на ужин. Посещение ТЮЗа, просмотр, обсуждение спектакля «Мыши любят сыр», конкурс рисунков.
Тема 8. Где найти витамины весной? ( 2 часа)
Значение витаминов и минеральных веществ в жизни человека. Разыгрывание ситуаций. Коллективный проект «Витаминная еда и полезна и вкусна»
Тема 9. Как утолить жажду (3 часа)
Значение жидкости для организма человека. Вода, которую мы пьём. Вода сырая, кипячёная, загрязнённая. Сколько стоит вода? Почему её надо экономить? Ценности разнообразных напитков. Экскурсия к источнику.
Тема 10. Что надо есть, если хочешь стать сильнее. (1 час)
Мои занятия в течение дня. Семейное меню.
Тема 11. На вкус и цвет товарищей нет. ( 2 часа)
Вкусовые качества продуктов, которые мы едим.
Тема12. Овощи, ягоды, фрукты - витаминные продукты. (3 часа)
Разнообразие овощей, фруктов, ягод, их значение для организма. Каждому овощу свое время. Встреча с медицинским работником.
Тема 13. Подведем итоги. (1 час) Праздник урожая». Анкетирование.
Календарно - тематическое планирование курса
«Разговор о правильном питании»
2 класс (34 часа)

п\п
Дата
Тема
Характеристика деятельности учащихся
Теория
Практика



Если хочешь быть здоровым (2 часа)
2


1

Вводное занятие.
Что мы едим.
Разговор на тему: « Что мы едим». Знакомство с героями программы.
1


2

Как мы едим.
Анкетирование. Разговор на тему : «Хорошие и плохие манеры».
Чтение детских книг.
1




Самые полезные продукты (2часа).

2

3

Продукты полезные и вредные.
С-р игра «Мы идем в магазин
И-с «Разложи продукты на разноцветные столы». Конкурс поделок из пластилина.

1

4

Ты идёшь в гости
Тест «Самые полезные продукты»
Просмотр и обсуждение мультфильма «Винни - Пух идет в гости».

1



Как правильно есть. (3 часа)
1
2

5.

Гигиена питания.
Игра-обсуждение «Законы питания». Игра «Чем не стоит делиться». Соревнование »Кто правильно покажет время завтрака, обеда, ужина» Конкурс плакатов «Законы питания»

1

6

Режим питания.
Тест. Д. игра «Помоги Кате» (Когда что едят)
Просмотр и обсуждение мультфильма «Винни-Пух»
0,5
0,5

7.

Русская кухня.
Соревнование »Кто правильно покажет время завтрака, обеда, ужина». Тест. Д. игра «Помоги Кате» (Когда что едят)
Просмотр презентации «Русская кухня»
0,5
0,5



Из чего варят каши, и как сделать кашу вкусной. (2 часа)

2

8.

Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной?
Игра «Пословицы запутались», «Знатоки», «Угадай сказку», «Поварята»

1

9.

Когда еда бывает вкусной?
Обсуждение и инсценировка сказки «Гуси- лебеди»

1



Плох обед, если хлеба нет. (7часов).
1
6

10.

Плох обед, если хлеба нет.
Д.и «Угадай-ка», «Секреты обеда», «Советы хозяюшки». Чтение книг
1


11.

Коллективные игры.
Рисование на тему:
«Как хлеб на стол пришел»
Разучивание игры «Каравай»
Обсуждение, рисование.

1

12.

Что мы знаем о хлебе?
Обсуждение на тему : «Как работать над проектом?» Выбор темы, распределение обязанностей, сбор материала для проекта: «Что я знаю о хлебе?»

1

13.

Проект на тему: «Хлеб – всему голова».
Презентация проектов

1

14.

Кукольный спектакль «Абрикосовое дерево».
Просмотр спектакля

1

15.

Кукольный спектакль «Абрикосовое дерево».
Обсуждение спектакля, рисование

1

16.

Экскурсия на хлебозавод
Экскурсия

1



Время есть булочки. (2 часа).
1
1

17.

Полдник. О пользе молока и молочных продуктов.
Конкурс – викторина «Знатоки молока»
И.Д «Это удивительное молоко»
Кроссворд «Молоко»
Подбери рифму
1


18

Как приготовить бутерброды.
Конкурс рецептов «Любимое блюдо нашей семьи»
Рецепт «Забавный бутерброд".
Демонстрация
Презентация рецептов ( проектов) «Любимое блюдо нашей семьи»

1



. Пора ужинать ( 4 часа)
1
3

19.

Пора ужинать.

Игра «Объяснялки»
Игра «Что можно есть на ужин, завтрак, обед, полдник».
Д. и. «Варим борщ, компот»

1

20.

Каким должен быть ужин?
Рассказы детей. Кроссворды. Игра «Выбери продукты». Рецепт от бабушки.

1



ТЮЗ «Мыши любят сыр».
Просмотр спектакля

1

21.

Что нам есть помогает?
Обсуждение спектакля, рисование
1




Где найти витамины весной? ( 2 часа)

2

22.

Для чего нужны витамины?
Где найти витамины весной?
Игра «Отгадай название». Игра «Вкусные истории».Д.и. Морские продукты» Рецепты запасоы на зиму.

1

23.

Коллективный проект «Витаминная еда и полезна и вкусна»
Работа над проектом, презентация.

1



Как утолить жажду (3 часа)
1
2

24.

Что такое вода и зачем она нужна человеку?
Д.и. «Из чего готовят соки»
Игра «Посещение музея Воды»
1


25.

Как утолить жажду?

И.д. «Мы не дружим с сухомяткой». Игра «Праздник чая»

1

26.

Экскурсия на родник
Прогулка, обсуждение

1



Что надо есть , если хочешь стать сильнее. (1 час)
1


27.

Что надо есть, если хочешь стать сильнее.
Игра «Мой день»
Игра «Меню спортсмена»
1




. На вкус и цвет товарищей нет. ( 2 часа)
1
1

28.

Вкусовые качества продуктов
Пр. р. «Определи вкус продукта»,
«Какой сок?»
Конкурс – викторина «Что за чудо пирожки»
Игра «Приготовь блюдо»

1

29.

Русская народная сказка «Мужик и медведь»
Чтение, обсуждение, рисование.
1




Овощи, ягоды, фрукты - витаминные продукты. (4 часа)
1
3

30.

Овощи, ягоды, фрукты- витаминные продукты
КВН

1

31.

Овощи, ягоды, фрукты- витаминные продукты
Встреча с медицинским работником.
1


32.

Каждому овощу – свое место
Д.и по сказке «Вершки и корешки» Загадки, конкурс – соревнований

1

33.

Каждому овощу – свое место
«Самый оригинальный овощной салат», конкурс поэтов об овощах

1



Подведем итоги. (1 час)

1

34.

Итоговое занятие «Что нужно есть и чего есть не надо»
Подарки для друга.
Игра «Правильно - неправильно».
«Собираем урожай». «Доскажи словечко» и т.д. Анкетирование.

1


Примечание
Д.и.-дидактическая игра
И.с- игра- соревнование
И.д – игра – демонстрация
С.р –сюжетно- ролевая игра


Данная программа является программой открытого типа, т.е. она открыта для расширения, определенных изменений с учетом конкретных педагогических задач, запросов детей и их родителей. Содержание ее вариативно и гибко.









Информационно - техническое обеспечение программы
Литература
Надеждина Н. А. во саду ли в огороде - М.: Детская литература, 1972г.
Начальная школа №8, 1992г.
Начальная школа №4, 1995г.
Ладодо К. С., Отт В. Д., Фатеева Е. М. и др. Основы рационального питания детей. – Киев, 1987г.
Степанов В. Русские пословицы и поговорки от А до Я: словарь – игра. – М., АСТ – ПРЕСС, 1998г.
Программа М.М. Безруких, Т.А. Филипповой «Разговор о правильном питании
Методическое пособие М.М. Безруких, Т.А. Филипповой «Разговор о правильном питании»М: ОЛМА Медиа Групп , 2008
Рабочая тетрадь М.М. Безруких, Т.А. Филипповой «Разговор о правильном питании».М: ОЛМА Медиа Групп , 2011.
М. Ивин «Хлеб сегодня, хлеб завтра». М: Детская литература, 1980 г.
А. Митяев «Ржаной хлебушко- калачу дедушка». М: Детская литература, 1990г.
Энциклопедия для детей ( том 31) Древние цивилизации/ М. Аксенова. Д.Володихин, И. Стрикалов. М: Мир энциклопедий Аванта +, 2008 г
Технические средства обучения
Компьютер.
Интерактивная доска.
Мультимедийный проектор.
Принтер.
Сканер.

Видео-и аудиопродукция
Компьютерные презентации по отдельным темам, мультфильмы.

Наглядные и иллюстративные пособия
Настенные таблицы
Муляжи продуктов питания
Натуральные продукты
Плакаты