Доклад на тему: Программа «Разговор о правильном питании»
МБОУ «ООШ с. Смородинка»
Доклад на тему:
Программа «Разговор о правильном питании»
как способ развития индивидуальных
творческих способностей детей
Выполнила:
учитель начальных классов
Зеленская Н.В.
Актуализация темы.
Если посмотреть на современное состояние образования в России, то можно увидеть, что оно характеризуется качественными изменениями в области содержания, которое направлено на развитие творческого мышления учащихся. И эффективность работы школы в данном направлении определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность школьника, готовит его к творческой познавательной и общественно-трудовой деятельности. Главной целью школы, как социального института, в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, обще учебных умений, навыков самообразования и, конечно, творческих способностей.
Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Сегодня многие педагоги уже осознают, что истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач. Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе, особенно начальной, нужно учить творчеству.
Для того, чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности.
В своей педагогической деятельности большое внимание я уделяю именно внеурочной деятельности, так как в ней имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. Эти возможности можно успешно реализовать, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы воспитания и обучения, а так же на собственное педагогическое творчество. Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества. Данный социальный заказ усиливает внимание к проблеме развития творческой активности учащихся, которая способствует становлению индивидуальности человека, его самовыражению, самореализации и успешной социализации.
Мы выполняем заказ общества и государства. Образовательные стандарты дают нам ориентир на развитие системы воспитания и обучения, которые ожидают от нас семья, общество и государство. С этой целью в стандартах второго поколения предложена модель выпускника начальной школы. Эта модель стала и моим ориентиром. А ключевыми направлениями работы стали такие личностные характеристики ученика, как любознательность, активность, заинтересованность в познании мира, способность к организации собственной деятельности, готовность самостоятельно действовать.
Современное обучение должно ориентироваться на интересы и потребности учеников и основываться на личном опыте ребенка. Основной задачей образования становится актуальное исследование окружающей действительности. Учитель и ученики идут этим путем вместе, от проекта к проекту.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
2. Программа «Разговор о правильном питании» как способ развития индивидуальных творческих способностей детей
Современному обществу необходимо не только всесторонне развитая личность, но и здоровая физически. В связи с этим в нашей школе реализуется экспериментальная работа в рамках программы «Разговор о правильном питании». Данную программу я реализовала в 1 классе в 2011-2012 учебном году. Цель программы «Разговор о правильном питании» – формирование у детей основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни. Учебно-методический комплекс «Две недели в лагере здоровья» реализуется в рамках программы «Разговор о правильном питании» и являются её содержательным продолжением. Опыт показал, что при реализации первого года программы “Разговор о правильном питании” постепенно, в течение учебного года, у детей формировалось представление о том, как можно сохранять и укреплять здоровье, соблюдая законы правильного, рационального питания. Важно и то, что благодаря этой программе многие мамы и папы смогут познакомиться с основами рационального питания как составной части здорового образа жизни. Практика показывает, что многие родители безграмотны в этом вопросе либо не предают особого значения проблеме питания. Многие считают, что правильное питание ребенка требует больших финансовых затрат, но необходимо показать родителям, что полезная и здоровая пища далеко не самая дорогая. К тому же важно не только то, что ест ребенок, но и как организовано его питание. Оно должно быть сбалансированное и рациональное, что обеспечит содержание в рационе всех необходимых для роста и развития ребенка питательных веществ. Программа “Разговор о правильном питании” решает не только задачи здоровьесбережения, но и способствует развитию личности ребенка в целом.
Реализация первого года программы:
1.Классные часы (беседы, устные журналы, круглые столы)
Чем же мы питаемся?(Из чего состоит наша пища)
Вкусно или полезно? Полезно и вкусно! (Что нужно есть в разное время года)
Приятного аппетита!( Где и как готовят пищу)
Предпочтенье отдаю я молочной каше….(молоко и молочные продукты)
Полезная еда (морепродукты)
Правильное питание. Что это?2.Внеклассные мероприятия: (праздники, викторины, КВН, витаминные ярмарки).
Пейте дети молоко!
Если хочешь быть здоровым.
Правильное питание – залог здоровьяВ здоровом теле – здоровая… еда!Здоровье – это правильное питание3. Работа с родителями
На родительском собрании «Правильное питание - залог здоровья» родители познакомились с данной программой. Благодаря этой программе многие мамы и папы смогли познакомиться с основами рационального питания, как составной части здорового образа жизни. На первом собрании было проведено мини – исследование «Правильно ли питается ваш ребенок?», которое показало, что многие родители безграмотны в этом вопросе либо не предают особого значения проблеме питания. Многие считают, что правильное питание ребенка требует больших финансовых затрат и по карману лишь очень обеспеченным семьям. Теперь родители моих учеников знают, что полезная и здоровая пища далеко не самая дорогая. К тому же важно не только то, что ест ребенок, но и как организовано его питание. Оно должно быть сбалансированное и рациональное, что обеспечит содержание в рационе всех необходимых для роста и развития ребенка питательных веществ. В начале 1 класса в анкете на вопрос о необходимости проводить кружок все родители дали положительный результат. Вместе с родителями обговорили меню тех детей, которые имеют плохой аппетит. В классе все дети получают завтрак. Дети с удовольствием ходят в столовую, покупают дополнительно обеды, печёное с соком, чаем. Родители с большим желанием стали участвовать в проводимых в классе мероприятиях, праздничные столы для детей накрывают с учетом здорового питания.
Одним из ведущих принципов программы является принцип игры. Через игру младший школьник учится, осваивает окружающий мир. Уроки носят творческий характер. Например, записать любимые блюда, решить кроссворд, оформить салфетку, придумать стихи, разыграть диалог, выполнить практическое задание. Авторы программы сделали все для того, чтобы занятия с детьми были яркими, эмоциональными содержательными и вызывали самостоятельный поиск ребенка.Программа «Разговор о правильном питании» – это ступенька формирования здорового образа жизни младших школьников.
На следующий год планирую, как можно больше проводить мероприятий совместно с родителями, привлекать семьи к участию в конкурсах, беседах и т.д. Также вместе с ребятами примем участие в конкурсах на региональном уровне предлагаемых компанией «Нестле».
3. Результативность
Анализируя свою деятельность, я исхожу из целей: развитие познавательной сферы первоклассников; сплочение классного коллектива; повышение уровня самостоятельности при выполнении учебных действий; развитие основ самообразования и исследовательской деятельности; создание положительной мотивации к учебной деятельности.
Что приобрели учащиеся при выполнении проектно-исследовательских работ? Прежде всего, навыки различных видов деятельности. Каждый что-то обдумывал, предлагал, работал с дополнительной литературой, т.е. мыслительная деятельность. Была и коммуникативная деятельность – все делились своими мыслями, идеями, задавали вопросы. Была и практическая работа. Работа по выполнению проектов была групповой, такая организация подразумевала распределение ролей, выполнение работы каждым учеником и объединение усилий каждого в единый результат.
Основными методами исследования полученных в ходе эксперимента результатов являются: наблюдение, анкетирование, психологическое тестирование. Творческий потенциал каждого учащегося раскрыт, каждый ученик публично продемонстрировал достигнутый результат, он был значим и интересен для детей, дети выступали в роли литераторов, историков, художников, ученых и т.д. Кругозор детей расширился, мыслительная деятельность активизировалась. Можно говорить и о приобретенных компетенциях детей, а именно – узнали, как сделать, сумели сделать, и будут делать самостоятельно сами в новых ситуациях. Процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания успеха, осознание собственных умений, компетенции. Дети готовы и хотят выполнять коллективно следующий проект.
4. Адресная направленность.
Опыт может быть адресован учителям, готовым перестроить взаимодействия с учащимися посредством проектной деятельности для развития специальных проектных умений, творческих качеств учащихся, обуславливающих в дальнейшем конкурентоспособность в современном постоянно меняющемся мире.
Данный опыт может быть рекомендован для использования учителям, которые:
-готовы к осуществлению творческого подхода в обучении и воспитании,
-готовы выйти за рамки программного материала,-способны к саморазвитию, изучая инновационные компьютерные технологии,
-не боятся скрупулезной работы, требующей временных затрат.
Литература.
Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников // Начальная школа.- 1998 г.-№4.-с.80-81.
Безрукова «Педагогика. Проектная педагогика». Учебное пособие, 2006г., издательство «Деловая книга»