ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
М.В. Гражданкина,
ГБОУ СО «ЦПМСС «Речевой центр»,
г. Екатеринбург, Россия
В настоящее время здоровье детей и подростков относится к важнейшему направлению государственной политики в сфере образования. В связи с этим Федеральный государственный образовательный стандарт впервые определяет такую составляющую, как здоровье обучающихся, в качестве одного из важнейших результатов образования, а здоровьесбережение - как приоритетное направление в деятельности образовательного учреждения.
Несомненно, формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик».
По данным института возрастной физиологии Российской академии образования, трудности в обучении испытывают около 15-40% школьников, и это отражается на состоянии здоровья [1]. Результаты масштабного эксперимента по изучению психолого-педагогических аспектов адаптации первоклассников к обучению подтверждают общую неблагоприятную ситуацию, свидетельствующую о низких адаптационных ресурсах организма и плохом здоровье.
По мнению М.В. Антроповой, незавершенность и неравномерность созревания отдельных органов и систем так же негативно влияет на приспособительные реакции у детей. К таким системам относится и речь, нарушение которой затрудняет процесс адаптации. Учитывая, что речевое развитие - это ведущий компонент подготовки ребенка к школе, без определенного уровня развития речи обучение не просто затруднено, а практически невозможно. Так, И.И. Мамайчук, Е.М. Мастюкова, НЛ. Коновалова, И.А. Коробейников указывают на трудности социальной адаптации у детей с речевой патологией. Детям с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) труднее адаптироваться к учебным нагрузкам, так как отставание в речевом развитии лежит в основе многих форм интеллектуальных, сенсорных и двигательных нарушений.
О.Н. Юрченко указывает, что младшие школьники с ТНР характеризуются низкими показателями физического развития и соматического здоровья, преобладанием отрицательных эмоций, негативным отношением к школе, низкой работоспособностью. Дети с речевой патологией отличаются низким адаптационным потенциалом организма, вспыльчивостью, эмоциональной лабильностью и малоэффективными антистрессорными реакциями. Так, без своевременной коррекции и помощи у детей с ТНР могут возникнуть серьезные психологические и даже соматические нарушения, а кроме того может произойти усугубление и закрепление речевого дефекта. Поэтому в работе педагога-психолога очень важно использовать технологии, нацеленные на охрану здоровья учащихся.
По словам Н.К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии - это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся» [2]. Данные технологии должны удовлетворять основным принципам здоровьесбережения: непрерывность и преемственность - работа ведется регулярно и на каждом занятии; комплексный подход - единство в действиях педагогов и медицинских работников; соответствие содержания и организации обучения индивидуальным особенностям учащихся; формирование положительных установок - в любом действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.
Адаптация ребенка к школе происходит постепенно и для каждого ребенка индивидуально. Одним из основных направлений работы педагога-психолога в образовательном учреждении является сохранение психологического здоровья всех участников образовательного процесса, в первую очередь, учащихся.
С 2011-2012 учебного года в ГБОУ СО «ЦПМСС «Речевой Центр» (г. Екатеринбург) реализуется программа психолого-педагогического сопровождения «Адаптация первоклассников с тяжелыми нарушениями речи» с целью профилактики нарушения их психологического здоровья на начальном этапе адаптации к школе. Задачи: создание условий для социально-психологической адаптации детей к школе; развитие у детей когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе; адаптация учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к возрастным и индивидуально личностным возможностям и потребностям учеников; просвещение родителей и педагогов в вопросах психологических особенностей протекания адаптационного периода у первоклассников с ТНР, специфики работы с учащимися, имеющих трудности в школьной адаптации.
Поставленные задачи реализуются посредством осуществления следующих направлений работы: психологическая диагностика; психологическое просвещение; психологическое консультирование; коррекционно-развивающая работа; диспетчерская функция (обеспечение взаимодействия со всеми структурами, влияющих на процесс адаптации).
Структура программы:
Работа с педагогами
Цель: оказание комплексной научно-методической, организационной и психологической помощи, обеспечивающей сохранение психологического здоровья учащихся на начальном этапе адаптации к школе.
Задачи: повышение психологической компетентности педагогов; создание доброжелательного климата, доверительных отношений, выработка стратегии индивидуального подхода к учащимся.
Формы работы: 1) консультирование педагогов (по вопросам, касающимся организации педагогической поддержки детей в наиболее острый период первичной адаптации, по результатам психолого-педагогической диагностики учащихся); 2) выступление на педагогических советах, методических объединениях учителей начальных классов, специалистов коррекционно-диагностического отделения («Психологические особенности первоклассников», «Эффективные методы работы с детьми с трудностями в адаптации», «Психологические особенности учащихся с ТНР» и т.д.).
Работа с родителями
Цель: повышение уровня психолого-педагогической компетенции родителей. Задачи: повышение психологической компетентности родителей в вопросах возрастной психологии; создание доброжелательного климата, доверительных отношений с родителями; формирование комфортной образовательной среды.
Формы работы: 1) выступления на родительских собраниях («Адаптация первоклассников», «Психологические особенности младших школьников с ТНР», «Как повысить учебную мотивацию?» и т.д.); 2) работа клуба «Счастливый родитель» («Как развить способности», «Почему дети не хотят идти в школу», «Развитие коммуникативных качеств первоклассников»); 3) индивидуальное консультирование по запросу.
Работа с учащимися
Цель: создание благоприятных социально-психологических условий для успешной адаптации первоклассников в ситуации школьного обучения.
Задачи: развитие коммуникативных навыков, необходимых для установления благоприятных межличностных отношений со сверстниками и педагогами; развитие когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе; формирование у учащихся внутренней позиции школьника, устойчивой самооценки; снижение школьной тревожности; оказание помощи учащимся в усвоении школьных правил; создание благоприятного психологического климата в классе.
Формы работы: 1)диагностика адаптированности первоклассников (методика исследования оценки уровня школьной мотивации (Р.В. Овчарова), методика Г.Н. Казанцевой для изучения мотивов учения, «Беседа о школе» (Т.А. Нежнова), «Определение мотивов учения» (М.Р. Гинзбург), «Определение адаптации первоклассников» (Л.М. Ковалева), анкета для изучения социально-психологической адаптации к школе учащегося с ограниченными возможностями здоровья и т.д.); 2) коррекционно-развивающая работа (коррекционно-развивающая программа «Адаптационные занятия с первоклассниками» автор-составитель - С.И. Тукачева, коррекционно-развивающая программа «Формирование школьной мотивации у младших школьников с ТНР» составитель - Н.Е. Горбунова).
Диспетчерская функция осуществляется благодаря внедрению «Индивидуальной карты учета динамики развития ребенка», которая заполняется педагогами и специалистами «Речевого Центра». Благодаря данному документу можно получить информацию об актуальном развитии каждого учащегося, а также проследить динамику его развития. С целью наблюдения за протеканием адаптационного периода, также 2 раза в год проводится психолого-медико-педагогический консилиум – в начале и конце года.
Анализируя полученные данные мониторинга, можно говорить об эффективности данной программы. Таким образом, применение здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога способствует успешному прохождению адаптационного периода первоклассников, а систематическая работа с педагогами и родителями оказывает влияние на благополучие психологического климата в семье и школе.
Библиографический список:
Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 144 с.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005. – 320 с.