Обобщение опыта по теме «Развитие познавательных интересов учащихся через деятельностный подход в обучении»
Не секрет, что в настоящее время происходит снижение интереса учащихся к обучению, в частности к процессу обучения математике. Поэтому я и выбрала методическую тему: «Развитие познавательных интересов учащихся через деятельностный подход в обучении математике».
Моё педагогическое кредо: «Привить детям любовь к получению знаний»
Принципиальным отличием образовательных Стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования как достижение главной цели образования - развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Процесс учения понимается не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности.
Таким образом, в сложившейся ситуации разработка методов формирования познавательного интереса школьника к изучению математики на основе деятельностного подхода к обучению является актуальной.
Деятельностный подход – это включение ребенка в учебно-познавательную деятельность.
Основной целью своей педагогической деятельности считаю создание условий для развития у учащихся качеств личности, необходимых для полноценной жизни в современном обществе.
Для достижения цели решаю следующие задачи:
-развитие способности и умений самостоятельной познавательной деятельности;
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности;
-подготовка к самостоятельному решению проблем в различных сферах деятельности;
- формирование опыта разнообразной деятельности (индивидуальной, коллективной).
Каждый учитель, и я в том числе, в образовательном процессе имеет дело с обучающимися, имеющими различные интересы, склонности, потребности, мотивы, особенности темперамента, мышления и памяти.
Поэтому учитывая данные психологического мониторинга и уровень обученности учащихся, класс можно разделить на три типологические группы:
репродуктивная подгруппа (обучаемые имеют низкий уровень теоретических знаний и практических умений по предмету, уровень интеллекта низкий и ниже среднего);
продуктивная подгруппа (обучаемые обладают средним уровнем знаний и умений по предмету и средним уровнем интеллекта);
творческая подгруппа (высокий уровень теоретический и практической подготовки по предмету и интеллект выше среднего и высокий).
На учащихся с низким уровнем интеллекта и ниже среднего составляется КАРТА РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.
На учащихся с высоким уровнем интеллекта и выше среднего, но игнорирующих познавательный мотив составляется Траектория индивидуальногоразвития учащегося.
На уроках используются технологические карты в зависимости от типа урока.
В своей педагогической деятельности использую следующие педагогические технологии:
Деятельностный подход
Использование ИКТ
Личностно-ориентированного обучения;
Технология «полного усвоения»
Дифференцированное обучение
Метод проектов
ИКТ использую для организации фронтального опроса, объяснения и закрепления нового материала, промежуточного и итогового контроля, подготовка простейших дидактических материалов, в том числе для решения задач по готовым чертежам на уроках геометрии, что ведет к значительной экономии времени.
Метод проектов развивает критическое и творческое мышление ученика, приобщает его к достижениям информационного общества и формирует умения самостоятельно конструировать собственные знания.
Планирование уроков математики на деятельностной основе дает возможность
устойчивых результатов обучения:
-позволяет повысить качество подготовки выпускников к ГИА: подавляющее большинство выпускников подтверждают итоговые оценки на экзамене
- мои ученики охотно и успешно участвуют в школьных предметных олимпиадах, ежегодно принимают участие в международной математической игре «Кенгуру», олимпиадах Уральского Федерального округа, в Межрегиональной заочной физико-математической олимпиаде, проводимой Всероссийской школой математики и физики «Авангард».
есть учащиеся, занявшие призовые места
Обобщение опыта
2007-2008гг.- методическая тема «Личностно ориентированный подход в обучении школьников математике» ( доклад на методическом объединении физико-математического цикла школы).
2008-2009гг. - методическая тема «Использование ИКТ на уроках математики» (презентация на методическом объединении физико-математического цикла школы).
2009-2010гг. - методическая тема «Деятельностный подход в обучении школьников математике» (доклад на методическом объединении физико-математического цикла школы).
Современный педагог в своей профессиональной образовательной деятельности использует различные современные средства обучения. Но, к сожалению, проектор и экран не всегда позволяют достичь нужного эффекта. Применение интерактивных технологий позволяет учителю эффективнее управлять демонстрацией визуального материала, организовать групповую работу и создавать собственные инновационные разработки, не нарушая при этом привычный ритм и стиль работы. Поэтому следующим этапом своей работы я планирую изучение и внедрение в педагогическую деятельность интерактивных SMART технологий.
15