Формирование познавательных интересов младших школьников в процессе организации исследовательской деятельности

Департамент образования и науки Кемеровской области
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Кемеровский педагогический колледж»

Кафедра педагогики и психологии






Формирование познавательных интересов младших школьников в процессе организации исследовательской деятельности

Выпускная квалификационная работа



Работа допущена к защите
« »_______________2014г.
Работа защищена
« »_______________2014г.
с оценкой________________






Выполнила:
Шишкина Нина Викторовна
студентка 3курса группы 111
Проверил:
Давыдова Александра Владимировна














Кемерово 2014
Содержание

ВВЕДЕНИЕстр.
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования познавательных интересов младших школьников. 
Психолого-педагогическая сущность формирования познавательных интересов младших школьниковстр.
1.2 Особенности организации исследовательской деятельности младших школьников стр.
1.3 Изучение педагогического опыта учителей начальных классов по формированию познавательных интересов младших школьников в процессе исследовательской деятельностистр.
Вывод по 1 главе...стр.
ГЛАВА 2. Условия формирования познавательных интересов младших школьников в процессе организации исследовательской деятельности.
2.1 Учет актуального уровня сформированности познавательных интересов, их содержания и широты при разработке программы исследовательской деятельностистр.
2.2 Систематическое и последовательное обучение практическим умениям и навыкам исследовательской деятельности с учётом возрастных особенностей младших школьниковстр.
2.3 Связь содержательной и технологической стороны исследовательской деятельности младших школьников с учебным процессом стр.
Вывод по 2 главе... стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...стр.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...стр.
ПРИЛОЖЕНИЯ...стр.




Введение.
В решении социально - экономических, культурных и духовных преобразований нынешней России особое место отводится школе. Задачи демократического преобразования нашего общества и будущего его процветания требуют подготовки поколения с высоким нравственным и интеллектуальным потенциалом. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Именно поэтому современная школа 21- го века должна вовлекать в исследовательскую деятельность младших школьников, чтобы научить детей изобретать, понимать и осваивать новое, формулировать интересы и осознавать возможности.
Ключевым элементом в решении указанных выше задач является познавательный интерес. Именно поэтому необходимо развивать и поддерживать у обучающихся их познавательный интерес, через их познавательную активность, необходимой мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы.
Проблема формирования познавательного интереса в младшем школьном возрасте является особенно актуальной, поскольку именно на этом этапе жизни ребенка учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности, а кроме того, именно исследовательская деятельность обеспечивает реализацию потребности детей в открытии нового, изучении окружающего многообразия мира.
В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. Здесь закладываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении и повседневной жизни. На это ориентированы специальные универсальные учебные действия. Усвоение предметного материала обучения из цели становится средством такого эмоционального, социального и интеллектуального развития ребенка, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию. Исследовательская деятельность - деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в  научной сфере: постановку проблемы (или выделение основополагающего вопроса), изучение теории, связанной с выбранной темой, выдвижение гипотезы исследования, подбор методик и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы, представление (презентация) выполненной работы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок расширяет представления о мире. Младшие школьники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Таким образом, именно исследовательская деятельность, организованная с учетом потребностей самих младших школьников, позволяет в полной мере решить проблему развития познавательного интереса.
Однако, изучая данный вопрос в педагогической литературе и периодических изданиях, мы столкнулись с тем, что ни теоретики, ни практики не рассматривают данные педагогические категории в единстве. Возникает парадокс: детская любознательность и постоянное стремление к эксперименту, исследованию окружающего мира, определяющая активную познавательную позицию ребенка, его интерес к сущности явлений не находит прямого воплощения в школьной практике. Именно это противоречие послужило причиной выбора нашей темы нашего дипломного исследования.
Тема: «Формирование познавательных интересов младших школьников в процессе организации исследовательской деятельности».
Цель: Выявление условий формирования познавательных интересов младших школьников в процессе организации исследовательской деятельности.
Объект: Формирование познавательных интересов младших школьников в процессе организации исследовательской деятельности.
Предмет: Каковы условия формирования познавательных интересов младших школьников в процессе организации исследовательской деятельности
Гипотеза: Формирование познавательных интересов младших школьников в процессе организации исследовательской деятельности будет успешной, если реализуются следующие условия:
-Обеспечивается учет актуального уровня сформированности познавательных интересов, их содержания и широты при разработке программы исследовательской деятельности;
-Обеспечивается систематическое и последовательное обучение практическим умениям и навыкам исследовательской деятельности с учётом возрастных особенностей младших школьников;
-Обеспечивается связь содержательной и технологической стороны исследовательской деятельности младших школьников с учебным процессом.
Задачи:
1. Выявить психолого- педагогическую сущность формирования познавательных интересов младших школьников в процессе организации исследовательской деятельности.
2. Изучить особенности организации исследовательской деятельности с младшими школьниками.
3. Изучить педагогический опыт по формированию познавательных интересов младших школьников в процессе организации исследовательской.
4. Выявить и экспериментально проверить условия формирования познавательных интересов младших школьников в процессе организации исследовательской.
5. Разработать систему мероприятий по формированию познавательных интересов младших школьников в процессе организации исследовательской.
























Глава 1. Теоретические основы формирования познавательных интересов младших школьников.  
1.1. Психолого-педагогическая сущность формирования познавательных интересов младших школьников
Становление личности, как известно, заложено не в природе индивида, оно происходит в социальной детерминации его индивидуальной жизни, в системе тех общественных отношений, которые складываются в процессе всей жизни. Эта система определяет образ жизни человека и свойства его личности. В этих отношениях каждый человек является активным участником, он включен в них через деятельность и общение.
На этой основе формируются субъективные и психологические отношения личности к различным сторонам жизни общества, к другим людям, самому себе (Б. Ф. Ломов). [tony-alkash.narod.ru]
Сложность феномена «интерес» порождала различные суждения о его природе, оставляя, однако, за ним высокую оценку, Гельвеций: «На земле интерес есть великий волшебник, изменяющий в глазах всех существ вид всякого предмета». [http://ru.wikipedia.org/wiki/]
Через интерес устанавливается связь человека с объективным миром. Все, что составляет предмет интереса, почерпнуто человеком из объективной действительности, но далеко не все становится его интересом, а лишь то, что для него имеет необходимость и значимость. «Интерес, писал С. Л. Рубинштейн, всегда принимает характер двустороннего отношения. Если меня интересует какой-нибудь предмет, это значит, что этот предмет для меня интересен».
[azps.ru]
Интерес помогает связывать личные и общественные ценности. Человек не может вобрать все многообразие общественных ценностей, он избирает из них в соответствии со своими интересами то, что представляет для него личные ценности. Но личные ценности человека все же часть общественных. Если человек, будучи частью общества, не только использует, но и умножает общественные ценности он не только потребитель, но и созидатель.
Богатство человека составляет многообразие и разносторонний характер общественных ценностей. В силу этого расширение круга интересов личности является важнейшей задачей ее всестороннего развития. Человек, реализуя жизненные цели, удовлетворяет свои интересы, которые возникают на основе потребностей (в общении, познании, данной деятельности).
Итак, проблема интереса в современной социологии является одной из актуальных. Интерес в обществе выступает как одна из категорий причинного объяснения познания, идеологии, практической деятельности.
Как сложное и очень значимое для человека образование, интерес имеет множество трактовок в своих психологических определениях, он рассматривается как:
избирательная направленность внимания человека (Н. Ф. Добрынин, Т. Рибо) [voppsy.ru];
проявление его умственной и эмоциональной активности (С. Л. Рубинштейн)[ rubinstein-society.ru]
особый сплав эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающий активность сознания и деятельности человека (Л. А. Гордон) [ru.wikipedia.org]
активное познавательное (В. Н. Мясищев, В. Г. Иванов), эмоционально-познавательное (Н. Г. Морозова) отношение человека к миру;
структура, состоящая из потребностей (Ш. Бюллер) [hpsy.ru ];
специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью (А. Г. Ковалев) [voppsy.ru].
В школе основной деятельностью становится познавательная, направленная на изучение системы знаний в различных научных областях, раскрывающих общую картину мира: происхождение, развитие, закономерности и особенности изучения. Вот почему в книге познавательные интересы школьников рассматриваются в процессе обучения и учебной деятельности, осуществляемой учителем и учащимися. На основе деятельности происходит развитие и формирование важнейших личностных образований учащихся современной школы.
Познавательный интерес - это интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке.
Г.И.Щукина  в познавательном интересе выделяет ряд, по ее мнению, значительных для обучения и развития моментов. [nsportal.ru]
Ею сделаны акценты на единство объективной и субъективной сторон познавательной деятельности.
Любой учебный предмет и даже познавательная задача имеют объективные интересные свойства, заключенные в новых фактах, неизвестных явлениях, в связях и закономерностях, заставляющих по-иному рассматривать мир. При этом, поскольку каждый предмет своеобразен, все содержание обучения выступает перед учащимися очень разносторонне, разнообразно и привлекательно.
Однако все объективно интересные явления окружающего мира, заключенные и обобщенные в знаниях, находят свое отражение в познавательном интересе только тогда, когда приобретут для ученика субъективную значимость. Как указано у А.Н.Леонтьева- «личностную значимость». Процесс превращения объективно интересного в личностно значимое и составляет главное в становлении интереса школьника к учению.
Другой важной стороной ценности познавательного интереса в процессе обучения Г.И.Щукина указывает на то, что в процессе обучения наиболее ощутимо проявляется закономерность перехода внешнего во внутреннее, что составляет суть проблемного и развивающего обучения.
Психологи С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, анализируя психологическую структуру познавательного интереса, пришли к заключению, что это сугубо личностное образование, сопряженное с потребностями, в котором в слитном, органическом единстве все важные для личности процессы: интеллектуальные, эмоциональные, волевые.
[http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola] Н.Г.Морозова  предлагает определение познавательного интереса в таком виде: «Познавательный интерес можно определить как эмоционально-познавательное отношение (возникающее из эмоционально-познавательного переживания) к предмету или к непосредственно мотивированной деятельности, отношение, переходящее при благоприятных условиях в эмоционально-познавательную направленность личности».
В психолого-педагогической литературе познавательный интерес выражен в своем развитии различными состояниями. Некоторые психологи условно различают последовательные стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес, которые в известной мере помогают более или менее точно определить состояние избирательного отношения ученика к предмету и степень влияния его на личность. И хотя эти стадии не все принимают и выделяются они чисто условно.
Любопытство - элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека. По утверждению Б.Г.Ананьева эта стадия интереса эмотивна, поскольку вместе с устранением внешних причин исчезает и его избирательная направленность. Для человека это элементарная ориентировка, связанная с новизной ситуации, может и не иметь особой значимости, она, как известно, зафиксирована уже у обезьян. На стадии любопытства ученик довольствуется лишь ориентировкой, связанной с занимательностью того или иного предмета, той или иной ситуации. Эта стадия еще не обнаруживает подлинного стремления к знанию. И, тем не менее, занимательность как фактор выявления познавательного интереса может служить его начальным толчком.
Любознательность - ценное состояние личности. Она характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии интереса обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворенности деятельностью. Эту стадию называют значимостью действия, имея в виду побуждение любознательности деятельностью, когда встречаемые трудности заставляют искать причины неудач и выхода из создавшейся ситуации. В возникновении загадок и их расшифровки и заключается сущность любознательности, как активного видения мира, которое развивается не только на уроках, но и в труде, когда человек отрешен от простого исполнительства и пассивного запоминания.
Познавательный интерес на пути своего развития обычно характеризуется познавательной активностью, ясной избирательной направленностью учебных предметов, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению личности в существенные связи, отношения, закономерности познания. Эта стадия характеризуется поступательным движением познавательной деятельности школьника, поиском интересующей его информации. Любознательный школьник посвящает свободное время предмету познавательного интереса и имеет достаточно высокий показатель и в учении.
      В психолого-педагогической литературе отмечается, что познавательный интерес - это значительный фактор обучения, определяющий мотив учебной деятельности школьника. И делается акцент на то, что очень важно знать его проявления, признаки, по которым можно судить о наличии его у учащихся, о том, какие стороны, приемы обучения вызывают интерес, какие оставляют его нейтральным, а какие вовсе гасят интерес к учению.
Г.И.Щукина выделяет несколько показателей познавательного интереса, которые в научной литературе связаны с его структурой: [nsportal.ru]
Показатель интеллектуальной активности, который является проявлением интереса учащихся в учебном процессе. Об активности можно судить по многим действиям.
Это вопросы ученика, обращенные к учителю. Вопрос выражает стремление постичь еще неясное, глубже проникнуть в предмет своего интереса. Самостоятельно заданный вопрос выражает поиск, активное стремление найти первопричину, любой самостоятельный вопрос уже показатель возникающего или существующего познавательного интереса, поэтому уважение к вопросам учащихся, обстоятельные ответы на них, побуждение школьников к заданию вопросов - это не только показатель, но и важнейший путь укрепления интереса к знаниям.
 Инертный, равнодушный к учению ученик не задает вопросов, его интеллект не тревожат нерешенные вопросы.
Отчетливым показателем интеллектуальной активности, сопутствующей интересу школьника, является их активное оперирование приобретенным багажом знаний и умений. Познавательный интерес не уживается со штампом и шаблоном, поэтому привлечение приобретенных знаний к различным ситуациям и задачам свидетельствует об их гибкости, их свободном использовании и может способствовать, стремлению глубоко, проникнуть в познание.
В ряде исследований психологи убедились в том, что этот показатель - свободное и мобильное оперирование знаниями - очень ясно запечатлевает познавательный интерес высокого уровня.
Активная оборачиваемость приобретенных научных знаний - очень значимый показатель интереса, который обозначает, что сами знания превратились уже в метод познания новых, а познавательный интерес поднялся на высокий уровень своего развития.
Таким образом, первый и самый основной параметр показателей познавательного интереса, который учитель может обнаружить без достаточных усилий, - это интеллектуальная активность школьника, в которой собираются все ее проявления в познавательном интересе.
Другой показатель познавательного интереса - это эмоциональные проявления. Так как это эмоционально благополучный фон познавательной деятельности ученика.
Процесс деятельности ученика сопровождают интеллектуальная радость и соответствующие ей эмоциональные проявления. Найденный способ решения задачи, приносящий удовольствие удачный ответ, успех деятельности оказывают сильные влияния на укрепление познавательного интереса. Эмоциональные проявления бывают связаны с процессом озарения, внезапно возникшей радостной перспективой найденного решения и уверенности в своих силах. Проявлений подобных переживаний множество, они очень индивидуальны, и, лишь зная своих учеников, учитель может видеть, что именно заинтересовало и какое впечатление на них произвел тот или иной акт обучения. Мимика, жесты, возглас, обмен впечатлениями с соседом, обостренность в позе, подчас полнейшая тишина и боязнь нарушить ее - все это эмоциональные проявления познавательного интереса.
Следующий показатель психологи тесно связывают с предыдущим - это волевые проявления.
Параметром показателей познавательного интереса у младших школьников являются регулятивные процессы, которые во взаимодействии с эмоциональным настроем выражены в особенностях протекания познавательной деятельности учащихся.
Прежде всего, они проявляются в сосредоточенности внимания и слабой отвлекаемости. В этом смысле по количеству отвлечений некоторые исследователи судят об отсутствии или слабости интереса школьника.
Весьма ясным показателем познавательного интереса является поведение ученика при затруднениях. Устойчивый и достаточно глубокий интерес сопряжен со стремлениями преодолеть трудности, попробовать различные пути для разрешения сложной задачи. Школьники, у которых отсутствует познавательный подлинный интерес, встречаясь с трудностями, прекращают работу на полпути, находят различные объяснения для прекращения того или иного вида деятельности. Те же, кто обладает стойким познавательным интересом, уходя, забирают с собой нерешенную задачу, чтобы на досуге подумать над ней и найти причину ее сложности.
Результатом познавательного интереса выделяют еще один показатель - свободный выбор деятельности.  
Распознавание познавательного интереса возможно не только в сфере учебной деятельности, но и за ее пределами, так как школьник руководствуется интересом не только на уроках. Наоборот, свободная деятельность его в еще большей мере раскрывает и характер, и глубину, и локализацию, и осознание познавательного интереса.
В свободном выборе, оказывая предпочтение определенной области знаний, деятельности, кругу чтения, занятия в часы досуга, школьник раскрывает и свои интересы, и свои потенциальные возможности, и все накопленные им в учении и трансформированные в желанной работе способы познавательной и практической деятельности.
Свободный выбор деятельности в часы досуга, предпочтение тех или иных занятий в свободное от уроков время - важнейший показатель интересов и склонностей учащихся.
Вот почему познавательный интерес, представляет собой важный фактор учения, является в то же время жизненно необходимым фактором становления личности. Жизнь, лишенная познавательного интереса, тускнеет, личность лишена того значительного внутреннего стимулятора, который постоянно подталкивает ее движение, открывает перед ней новые перспективы, позволяет переживать радость интеллектуального удовлетворения в любой деятельности, какой бы человек не занимался. 
Как же пробудить интерес к учению или учебному предмету? Как сделать учебный труд не только интересным в настоящем, но и воспитывать стойкий познавательный личностный интерес для будущего образования и самообразования?
Г.И.Щукина    выделяет ряд условий для укрепления познавательного интереса: [nsportal.ru/]
- максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся. Главной почвой для развития познавательных сил и возможностей учащихся, как и для развития, подлинно познавательного интереса, являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, ситуации противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, и встать на определенную точку зрения.
- Второе условие, обеспечивающее формирование познавательного интереса, состоит в том, чтобы вести учебный процесс на оптимальном уровне развития учащихся. Путь обобщений, отыскание закономерностей, которым подчиняются видимые явления и процессы, - это путь, который в освещении множества запросов и разделов науки способствует более высокому
· уровню обучения и усвоения, т.к. опирается на оптимальный уровень развития школьника. Именно это условие и обеспечивает укрепление и углубление познавательного интереса на основе того, что обучение систематически и оптимально совершенствует деятельность познания, ее способов, ее умений.
При всем разнообразии и специализации, пишет Г.И.Щукина, предметных умений выделяются такие, например, как умение читать книгу (работать с книгой) анализировать и обобщать, умение систематизировать учебный материал, выделять существенное, основное, логически строить ответ, приводить доказательства и т.п. Эти обобщенные умения основаны на комплексе эмоциональных и регулярных процессов. Они и составляют те способы познавательной деятельности, которые позволяют легко, мобильно, в различных условиях пользоваться знаниями и за счет прежних приобретать новые.
Создание благоприятной эмоциональной атмосферы познавательной деятельности учащихся - важнейшее условие формирования познавательного интереса и развития личности ученика в учебном процессе. Это условие связывает весь комплекс функций обучения - образовательной, развивающей, воспитывающей и оказывает непосредственное и опосредованное влияние на интерес.
Из этого условия Г.И.Щукина   выводит ещё одно важное условие, обеспечивающее благотворное влияние на интерес и на личность в целом - благоприятное общение в учебном процессе.
Стремление к общению с товарищами, с желанными учителями само по себе может быть сильным мотивом учения и в то же время способствовать укреплению познавательного интереса.
Так же велика роль учителя для поддержания познавательного интереса. В частности: дополнительным источником поддержания интереса является - поощрение учителем конечных и промежуточных результатов учебного труда школьников: трудоемкий или длительный учебный процесс необходимо прерывать и его положительные промежуточные результаты подкреплять, причем такие поддержки учителя должны носить не эпизодический, а систематический характер. В таких случаях накопление эмоциональной усталости от волевых усилий снимается положительными эмоциями удовлетворения.
Подводя итоги о вышесказанном нами можно сделать выводы, что интерес выступает как:
избирательная направленность человека на объекты и явления окружающей действительности;
тенденция, стремление, потребность человека заниматься именно данной областью явлений, данной деятельностью, приносящей удовлетворение;
мощный побудитель активности человека, под влиянием которого психические процессы протекают интенсивно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной;
особое, избирательное, наполненное активными замыслами, сильными эмоциями, волевыми устремлениями отношение личности к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам (В. Н. Мясищев).[ [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]]









1.2 Особенности организации исследовательской деятельности младших школьников.
Младший школьный возраст является периодом впитывания, накопления знаний об окружающем мире и отношении к нему человека. Особенность здоровой психики ребенка - познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины мира. Именно в младшем школьном возрасте происходит становление познавательных интересов. Важно не упустить возможность развить познавательный интерес.
Развитие личности ученика предполагает максимальную реализацию его активности, инициативы и самостоятельности в процессе обучения. Создание для этого условий - важная задача на всех ступенях системы непрерывного образования. Становление познавательных интересов учащихся, воспитание активного отношения к труду происходит, прежде всего, на уроке. Учение с увлечением раскрывает, мобилизует творческие способности ученика, активизирует позицию в обучении и одновременно существенным образом перестраивает его внутренний мир. Это позволяет рассматривать познавательный интерес в сопряженности с воспитанием мировоззрения, нравственности личности средствами учебной деятельности.
При рассмотрение исследовательской деятельности определим составные данного понятия.  В основе исследовательской деятельности лежит понятии деятельность – специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которого составляет его целесообразное изменение и преобразование в интересах людей. Учебная деятельность отличается от всех остальных видов деятельности одной важной особенностью. В результате других видов деятельности всегда получается некоторый материальный или интеллектуальный продукт. Учебная же деятельность построена иначе. Дети под руководством учителя оперируют научными понятиями, усваивая их. Однако при этом никаких изменений в саму систему понятий они не вносят. Д.Б. Эльконин отмечал: «Результат учебной деятельности, в которой происходит усвоение научных понятий, - прежде всего изменение самого ученика, его развитие.[ www.allbrains.narod.ru/fst6.html]
Но для того, чтобы организовать обучение, необходимо, в первую очередь, сформировать соответствующие мотивы у ребенка, которые придали бы учебной деятельности присущий ей одной смысл для данного ученика. С.Л. Рубинштейн понимает учение как «...совместное исследование, проводимое учителем и учеником» [imp.rudn.ru]. Исследование определяется нами как творческий процесс познания мира, себя и бытия себя в мире, то есть обучение навыкам исследовательской деятельности может быть отнесено к творчеству. Исследование - универсальный типов мыслительной деятельности, адекватно соответствующий социокультурным задачам образования. «Исследование - способ производства нового знания, характерный для науки как специализированная форма познавательной деятельности. В отличие от непосредственного восприятия, осознания, размышления и т.п., исследование предполагает явную фиксацию цели и средства познания, ориентируется методологическими формами воспроизводимости результатов, их доказательности и объективности» [ru.wiktionary.org]. Различаются два взаимосвязанных уровня исследования: эмпирический и теоретический. Эмпирическое исследование направлено непосредственно на объект и опирается на данные наблюдения и эксперимента. Теоретическое исследование связано с совершенствованием и развитием понятийного аппарата науки и направлено на всестороннее познание объективной реальности в ее существенных связях и закономерностях. Оба этих вида исследования органически взаимосвязаны и предполагают друг друга в целостной структуре научного познания. Эмпирическое исследование, выявляя новые данные наблюдения и эксперимента, стимулирует развитие теоретического, ставит перед ним новые задачи. Теоретическое исследование, развивая и конкретизируя теоретическое содержание науки, открывает новые перспективы объяснения и предвидения фактов, ориентирует и направляет эмпирическое.  Источник исследования как вида деятельности - в свойственном человеческой природе стремлении к познанию. Ведущей ценностью исследования является ценность процесса движения к истине. Именно поэтому исследование главное средство развития науки, которая стремится к построению предельно объективной картины мира. Наука выступает как сложное социальное создание человечества, единственное, и ни с чем несравнимое, ибо больше, чем литература и искусство, она носит всемирный характер, слабо связана с формами государственной и общественной жизни. Это социальное всечеловеческое образование, ибо в основе ее лежит для всех равно обязательная сила научных фактов и обобщений. Под понятием исследовательской деятельностью – понимается активное творческое отношение личности к миру, которое выражается в мотивационной готовности и интеллектуальной способности к познанию реальности путем практического взаимодействия с ней, к самостоятельной постановке разнообразных исследовательских целей, к изобретению новых способов и средств их достижения, к получению разнообразных, в том числе неожиданных, непрогнозировавшихся результатов исследования и их использованию для дальнейшего познания. Понятие исследовательской деятельности связано с рядом близких понятий, образующих единое смысловое значение: интеллектуальная активность, познавательная активность, любознательность и исследовательское поведении. В этом отношении исследовательская деятельность находится в одном ряду с такими фундаментальными понятиями как научение, интеллект, творчество, образуя с ними неразрывную связь. Так же существует проблема - соотношение и использование понятий «активность», «поведение», «инициативность» в изучаемой нами области. Д.Н.Узнадзе считал, что активность, подчиненная любознательности и жажде знаний, является именно поведением. Б.Г.Ананьев показал, что вопрос о том, является ли поведение человека более общим понятием, чем деятельность, или наоборот, должен решаться в зависимости от выбранного аспекта рассмотрения. Он рассматривал личность «как субъекта поведения, посредством которого реализуется потребность в определенных объектах и ситуациях». Он связывал с понятием «поведение» не столько тактики, приспособленные к отдельным ситуациям, сколько стратегии достижения далеких целей, общих идей и принципов мировоззрения. «Именно стратегическая организация поведения включает интеллект и волю в структуру личности, соединяя их с потребностями, интересами, всей мотивацией поведения личности». Б.Г.Ананьев также был согласен с классификацией Д.Н.Узнадзе, в соответствии с которой активность, подчиненная любознательности, является формой поведения.
В научной школе М.И. Лисиной используется понятие «познавательная активность» и указывается, что в ряде отношений оно близко к терминам «любознательность» и «исследовательское поведение» (или просто «исследование»), которые используются в западной психологии. Кроме того, встречается смешанное употребление этих терминов - например, Д.Б.Годовикова рассматривает познавательную активность ребенка как следствие его ориентировочно-исследовательской деятельности в новой ситуации. Применительно к детям, особенно дошкольникам, понятия «исследовательская активность», «исследовательская деятельность», «исследовательское поведение» имеют больше сходного между собой, чем принципиально различного. Эти различия состоят в акцентировании того или иного аспекта. В понятии «исследовательская активность» больше подчеркнут потребностно-мотивационный аспект, в «исследовательском поведении» - аспект взаимодействия с внешним миром, в «исследовательской деятельности» - аспект целеустремленности и целенаправленности. Исследование, исследовательское поведение - это неотъемлемая часть поведения любого живого существа, условие его выживания в изменяющейся среде, условие развития и даже здоровья. Программы исследовательского поведения начинают развертываться практически с момента появления живого существа на свет, наряду с программами пищевого и оборонительного поведения. Экспансия поискового поведения - одна из трех главных тенденций в поведении и развитии любой системы, вытекающая из принципа максимума информации, по Г.А.Голицыну.
В западной психологии это термин, обозначающий мотивационную направленность на исследование физического и социального окружения, символических структур и т.д. Оно близко к понятию потребности в новых впечатлениях, которую Л.И. Божович рассматривала как базовую потребность ребенка, и к понятию познавательной активности по М.И.Лисиной. Мотивация исследовательского поведения может в ряде случаев оказываться более сильной, чем пищевая и оборонительная. Исследовательская деятельность выступает как универсальная характеристика, пронизывающая все виды деятельности человека. Она выполняет важнейшие функции в развитии познавательных процессов всех уровней, в научении, в приобретении социального опыта, в социальном развитии и развитии личности. Исследовательской  деятельность подразделяется на модели, которые характеризуется разностью поставленных целей и задач, и что следствие разным педагогическим воздействием на ребенка.  В качестве исследовательской деятельности могут выступать определенные модели, от которых зависят не только ход и цели эксперимента, но и его учебная сущность для которой он организуется. 
Так же рассматривая и анализируя разные варианты понятий «исследовательская деятельность» я пришла к такому выводу, что Щукина исследовательскую деятельность оценивает, как не просто процесс, а как творческий процесс двух субъектов, т.е. из её определения можно понять, что в исследовательской деятельности присутствует творчество учителя и его ученика.
Под исследовательской деятельностью - понимается творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного, результатом которой является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом. (Г.И.Щукина).
Исследовательская деятельность учащихся – деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
Исследовательская деятельность предполагает наличие следующих видов деятельности:
Знакомство с нормами, эталонами, критериями научности, научными традициями, областью исследования;
Изучение теории, посвященной данной проблематике;
Подбор методов и методик исследования, практическое овладение ими;
Сбор собственного материала, его анализ и обобщение;
Собственные выводы
Этапы работы в исследовательской деятельности:
выбор темы;
выявление проблемы исследования;
постановка цели и задач исследования, определение объекта и предмета исследования;
выдвижение гипотезы;
сбор информации по проблеме;
выбор методов и методики исследования;
проведение наблюдений и эксперимента;
отбор и структурирование материала в соответствии с темой и целями исследования;
оформление проекта;
защита проекта



1.3 Изучение педагогического опыта учителей начальных классов по формированию познавательных интересов младших школьников.
Специальные исследования, посвященные проблеме формирования познавательного интереса, показывают, что интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуется по крайней мере тремя обязательными моментами:
1) положительной эмоцией по отношению к деятельности;
2) наличием познавательной стороны этой эмоции;
3) наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности (Г. И. Щукина, Н. Г. Морозова).
Отсюда следует, что в процессе обучения важно обеспечивать возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Эмоциональное состояние всегда связано с переживанием душевного волнения: отклика, сочувствия, радости, гнева, удивления. Именно поэтому к процессам внимания, запоминания, осмысливания в таком состоянии подключаются глубокие внутренние переживания личности, которые делают эти процессы интенсивно протекающими и оттого более эффективными в смысле достигаемых целей.
Изучая труды передовых учителей, например, таких как Иваненко Елена Владимировна учитель начальных классов МКОУ СОШ № 11 г.Черкесска, Мартынова Лариса Борисовна учитель начальных классов г. Вейделевка, Гончарова Александра Владимировна учитель начальных классов г. Новосибирска и Кравцова Софья Алексеевна учитель начальных классов г. Междуреченска, пришла к выводу, что они умело применяют метод и входящие в него приемы создания эмоционально-нравственной ситуации. Прежде всего, они используют прием создания ситуаций нравственных переживаний.
У Иваненко Елены Владимировны одним из приемов, входящих в метод эмоционального стимулирования учения, можно назвать прием создания на уроке ситуаций занимательности введение в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов. Подбор таких занимательных фактов вызывает неизменный отклик у учеников. Часто школьникам самим поручается подбирать такие примеры.
Мартынова Лариса Борисовна использует для повышения интереса к учению анализ отрывков из художественной литературы, посвященных жизни и деятельности выдающихся ученых и общественных деятелей. Успешно применяются и такие приемы повышения занимательности обучения, как рассказы о применении в современных условиях тех или иных предсказаний научных фантастов, показ занимательных опытов.
В роли приема, входящего в методы формирования интереса к учению, выступают и занимательные аналогии.
Эмоциональные переживания вызывают путем применения приема удивления. Необычность приводимого факта, парадоксальность опыта, демонстрируемого на уроке все это при умелом сопоставлении данных, при убедительности этих примеров неизменно вызывает глубокие эмоциональные переживания у учеников.
Одним из приемов стимулирования является сопоставление научных и житейских толкований отдельных природных явлений.
Гончарова Александра Владимировна для создания эмоциональных ситуаций в ходе уроков считает, что большое значение имеет художественность, яркость, эмоциональность речи учителя. Без всего этого речь учителя, конечно, остается информативно полезной, но она не реализует в должной мере функцию стимулирования учебно-познавательной деятельности учеников. В этом, между прочим, еще раз проявляется отличие методов организации познавательной деятельности от методов ее стимулирования.
Входящие в методы формирования интереса приемы художественности, образности, яркости, занимательности, удивления, нравственного переживания вызывают эмоциональную приподнятость, которая в свою очередь возбуждает положительное отношение к учебной деятельности и служит первым шагом на пути к формированию познавательного интереса. Вместе с тем среди основных моментов, характеризующих интерес, было подчеркнуто не просто возбуждение эмоциональности, но наличие у этих эмоций собственно показательной стороны, которая проявляется в радости познания.
Основным источником интересов к самой учебной деятельности является прежде всего ее содержание. Для того чтобы содержание оказало особенно сильное стимулирующее влияние, оно должно отвечать целому ряду требований, сформулированных в принципах обучения (научность, связь с жизнью, систематичность и последовательность, комплексное образовательное, воспитывающее и развивающее влияние и т. д.) Однако имеются и некоторые специальные приемы, направленные на повышение стимулирующего влияния содержания обучения. К ним в первую очередь можно отнести создание ситуации новизны, актуальности, приближения содержания к самым важным открытиям в науке, технике, к достижениям современной культуры, искусства, литературы, к явлениям общественно-политической внутренней и международной жизни. С этой целью учителя подбирают специальные примеры, факты, иллюстрации, которые в данный момент вызывают особый интерес у всей общественности страны, публикуются в печати, сообщаются по телевидению и радио. В этом случае ученики значительно ярче и глубже осознают важность, значимость изучаемых вопросов и оттого относятся к ним с большим интересом.
Кравцова Софья Алексеевна ценным методом стимулирования интереса к учению считает метод познавательных игр, который опирается на создание в учебном процессе игровых ситуаций. Игра давно уже используется как средство возбуждения интереса к учению. В практике работы учителей используются настольные игры с познавательным содержанием.
К методам стимулирования и мотивации учения мы относим также метод создания ситуаций познавательного спора. Известно, что в споре рождается истина. Но спор вызывает и повышенный интерес к теме. Некоторые учителя умело используют этот метод активизации учения. Они, во-первых, умело используют исторические факты борьбы различных научных точек зрения по той или иной проблеме. Научные споры ведутся и на современном этапе развития науки. Включение учеников в ситуации научных споров не только углубляет их знания по соответствующим вопросам, но и невольно приковывает их внимание к теме, а на этой основе вызывает новый прилив интереса к учению.
В качестве приема стимулирования учения в ряде школ используется анализ жизненных ситуаций. Этот метод обучения непосредственно стимулирует учение за счет максимально возможной конкретизации знаний.
Одним из действенных приемов стимулирования интереса к учению является создание в учебном процессе ситуаций успеха у школьников, испытывающих определенные затруднения в учебе. Известно, что без переживания радости успеха невозможно по-настоящему рассчитывать на дальнейшие успехи в преодолении учебных затруднений. Вот почему опытные учителя так подбирают для учеников задания, чтобы те из них, которые нуждаются в стимулировании, получили бы на соответствующем этапе доступное для них задание, а затем уже переходили бы к выполнению более сложных упражнений. Например, с этой целью используются специальные сдвоенные задания, одно из которых вполне доступно для ученика и создает базу для последующих усилий по решению более сложной задачи. Ситуации успеха создаются и путем дифференциации помощи школьникам в выполнении учебных заданий одной и той же сложности. Так, слабоуспевающим школьникам могут быть даны карточки-консультации, планы предстоящего ответа, которые позволяют им на данном уровне подготовленности справиться с соответствующим заданием, а затем уже выполнить упражнение, аналогичное первому, самостоятельно. Ситуации успеха организуются учителем и путем поощрения промежуточных действий школьников, т. е. путем специального подбадривания его на новые усилия. Важную роль в создании ситуации успеха играет обеспечение благоприятной морально-психологической атмосферы в ходе выполнения тех или иных учебных заданий. Благоприятный микроклимат во время учебы снижает чувство неуверенности, боязни. Состояние тревожности при этом сменяется состоянием уверенности. Итак, мы весьма кратко охарактеризовали группу методов и входящих в них разнообразных приемов стимулирования интереса к учению.
Процесс обучения опирается не только на мотив познавательного интереса, но и на целый ряд других мотивов, среди которых особенно значимыми являются мотивы долга и ответственности школьников в учении. Эти мотивы позволяют ученикам преодолевать неизбежные затруднения в учении, испытывать радость, чувство удовлетворения от преодоления трудностей в учебе.
Предъявление учебных требований. Метод предъявления требований к учащимся определяется правилами поведения, критериями оценки знаний по всем предметам, правилами внутреннего распорядка, Уставом средней общеобразовательной школы. Надо иметь в виду, что стимулирование долга и ответственности в учении должно сочетаться с методами приучения школьников к выполнению учебной работы, учебных требований, так как отсутствие таких навыков может вызвать отставание школьников в учебе, а соответственно и нарушения дисциплины. Большую роль здесь играет пример других учеников и самих учителей. Поощрение и порицание в учении. Метод поощрения школьников применяется в целях поддержания и развития хороших начал в их поведении, в учебной деятельности. Круг поощрений в советской школе весьма разнообразен. В учебном процессе это похвала учителя, выставление повышенной оценки и др. Применение порицаний и других видов наказания является исключением в формировании мотивов учения, и, как правило, этот метод применяется лишь в вынужденных ситуациях. Только умелое сочетание разнообразных методов стимулирования в своем единстве может обеспечить успешность учения школьников.
13PAGE 15


13PAGE 142215




15