«Значимость проектной деятельности в формировании познавательных интересов и познавательных действий дошкольников.»
«Значимость проектной деятельности в формировании познавательных интересов и познавательных действий дошкольников.»
Информатизация образования – это большой простор для проявления творчества педагогов, побуждающий искать новые, нетрадиционные формы и методы взаимодействия с детьми; она способствует повышению интереса у детей к обучению, активизирует познавательную активность, развивает ребёнка всесторонне.
С введением ФГОС образование в ДОО теперь рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребенка. Развитие ребенка осуществляется через ведущий вид деятельности - игру. Педагогам дошкольных образовательных учреждений нужно так построить и организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанники упражняли себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. При этом показателем развития ребёнка являются не знания и навыки, а способность организовать свою деятельность самостоятельно: поставить перед собой цель, оборудовать своё рабочее место, спланировать деятельность, приложить волевые усилия, выстроить логическую цепочку действий, добиваться задуманного результата, проявляя при этом положительные культурно-этические качества в общении с взрослыми и сверстниками. Федеральный государственный образовательный стандарт включает в себя требования к условиям реализации образовательных программ. Одним из необходимых условий в обучении и воспитании становится создание развивающего пространства в ДОУ. В своей деятельности строю предметно- пространственную среду так, чтобы дать возможность каждому ребенку наиболее эффективно развивать его личностные способности с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Стараюсь, чтобы деятельность ребенка была максимально разнообразной.
В основе Стандарта заложены принципы: (вот некоторые из них)
1. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
2. сотрудничество ДОУ с семьёй;
3. формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
Считаю, что стремление к формированию любознательного, инициативного, активного и самостоятельного ребенка возможно через проектную деятельность.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.
Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.
Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
В моей группе на протяжении последних трех лет ведется активная образовательная деятельность посредством метода проекта, благодаря которому дошкольники становятся уверенными в своих силах, снижается тревожность при столкновении с новыми проблемами, создается привычка самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия.
Метод проектов использую в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Данная форма взаимодействия ребенка и взрослого позволяет развивать познавательные способности, личность дошкольника, а также взаимоотношения со сверстниками. Он позволяет мне определить задачи обучения, сформировать предпосылки к познавательной активности, умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.
Технологию проектирования считаю очень актуальной, так как она позволяет рассмотреть явление, событие и проблему комплексно.
Так, например, мной реализованный краткосрочный, игровой проект
«Мы растем» нацеленный на формирование у детей культурно – гигиенических навыков. Данный проект помог не только за короткий промежуток времени сформировать у детей навыки самообслуживания, но и дал возможность познакомить детей с художественным словом (стишки, потешки, литературными произведениями, научил понимать детей схемы, а самое ценное, что дети свои усвоенные умения и навыки смогли переносили в игровую деятельность.
Творческий проект «Новый год» помог расширить знания детей не только о традициях празднования Нового года, но и благодаря совместной работе с родителями, дети узнали много нового и интересного о символах данного праздника, выучили новогодние стихи, песни с нетерпением ждали приближения чудесного праздника.
С целью развития устойчивого интереса к художественной литературе был разработан творческий проект «К. И. Чуковского», который я реализовала также во второй младшей группе. Проект способствовал развитию интереса у детей к сказке как к произведению искусства, к познанию окружающего мира, развитию творческих способностей и речи дошкольников.
Актуальность данного проекта заключалась в необходимости приобщения ребенка к сказкам, начиная с раннего детства. Дети с желанием слушали такие произведения как «Муха – Цокотуха», «Мойдодыр» и др,, которые в дальнейшем были обыграны детьми, благодаря изготовленным родителями макетам.
С детьми с группы старшей группы был продуман и реализован краткосрочный проект «Правила дорожные знай и выполняй», актуальность которого вытекла сама собой из ситуации возникшей в нашей группе, в которой явно прослеживалось повышающаяся самостоятельность и вместе с тем, недостаточная компетентность дошкольников в вопросах дорожного движения.Таким образом, использование проектной деятельности позволяет объединить всех участников педагогического процесса: педагогов, детей и родителей в единую команду. Из вышесказанного можно сделать вывод, что использование метода проекта играет важную роль в развитии познавательной инициативы детей.