Обобщение опыта работы по теме Развитие познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения их безопасному поведению на дороге
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 11 «Сказка» станицы Георгиевской»
Воспитатель: Кралевская Алла Викторовна
Обобщение опыта работы по теме: «Развитие познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения их безопасному поведению на дороге»
1.Вступление , актуальность проблемы.
Несчастные случаи на дороге занимают первое место среди печальной статистике детского травматизма и смертности. По прогнозам Всемирной организации здравоохранения количество пострадавших в ДТП в ближайшие годы будет расти.
Скорость движения, поток автомобилей на дорогах постоянно возрастают и будут увеличиваться в дальнейшем. Поэтому обеспечение безопасности на дорогах становится важной государственной задачей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких пешеходов – детей, которых уже за воротами дома подстерегают серьёзные опасности. Им предстоит жить при значительно большей интенсивности автомобильного движения.
Причиной ДТП чаще всего являются сами дети. Это может быть обусловлено как недостатками воспитания необходимых навыков соблюдения ПДД ( дети играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них), так и причинами заложенными в самом ребенке, т. е. из – за возрастных и психофизических особенностей детей дошкольного возраста.
В силу своего возраста дошкольники, находясь на улице, не всегда осознают опасность, не понимают, что движущийся автомобиль не может сразу остановиться при внезапном появлении пешехода на проезжей части. Дети считают, что если они видят автомобиль, то и водитель тоже их видит и объедет. Они не способны заметить приближающиеся транспортные средства и правильно оценивать дорожную ситуацию.
У дошкольника другие особенности слуха и зрения. Они реагируют только на те звуки, которые им интересны. Услышав сигнал автомобиля, дошкольники могут сделать роковой шаг навстречу опасности. Они боятся больших грузовых машин, автобусов и недооценивают опасность легковых автомобилей, мотоциклов, велосипедов.
Таким образом, актуальность проблемы по обучению дошкольников правилам безопасного поведения на улице связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что – то новое часто ставит детей перед реальными опасностями на улице. Чтобы избегать этих опасностей, очень важно уже с дошкольного возраста формировать у детей навыки безопасного поведения на дороге, воспитывать законопослушного гражданина.
Задача воспитателя развить в малыше понимание опасности, которую таит в себе автомобильный мир. В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие познавательных процессов. Большую роль в развитии этих процессов, несомненно, играет педагог, который создаёт условия в развивающей среде для активности ребенка. Это могут быть энциклопедии, настольно – печатные игры, дидактические игры, атрибуты к сюжетно – ролевым играм и так далее. Педагог также должен стремиться к тому, чтобы у детей была развита познавательная активность, т. е. они бы задавали вопросы, решали проблемные задачи.
Я считаю, что наиболее эффективной будет работа по обучению дошкольников безопасному поведению на дороге, если организовывать её через проблемное обучение, самостоятельную работу детей, диалог с ребенком, проектную деятельность, ситуации общения, широкое применение различных видов игр. Главным в этой работе должно быть пробуждение интереса ребенка, чтобы он сам охотно включался в любую деятельность, которая ему больше нравится. Чем разнообразнее будут формы работы с детьми, тем лучше у детей будут знания по безопасному поведению на дороге. Мое внимание привлекла тема: «Развитие познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения их правилам дорожного движения».
Цель работы по развитию познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста: формирование у детей необходимых умений и навыков, выработка положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- создание условий для обучения детей правилам безопасного поведения на дороге;
- усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на дороге;
- формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки ( ребенок должен не только правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом или ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои движения с движениями других людей и перемещением предметов);
- развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению безопасного поведения.
2.Практическая часть
В группе создан уголок по ознакомлению дошкольников с ПДД:
-настольный макет улицы (макеты домов, силуэты деревьев, транспортные игрушки, дорожные знаки, фигурки людей);
- настольно - печатные игры (домино, лото, разрезные картинки и т. д. );
- наглядный и иллюстративный материал ( виды транспорта, дорожные знаки, сюжетные картинки, схемы иллюстрирующие ситуации на дороге и т. д.);
- атрибуты сюжетно – ролевых игр ( транспортные игрушки, светофор, дорожные знаки, рули, жезл, фуражка полицейского и т. д.);
- дидактические и развивающие игры;
- книги по дорожной тематике;
- видео мультфильмы.
Формы и методы работы с детьми.
В своей работе я использую разные формы и методы:
- наглядные – наблюдения за транспортом и пешеходами, целевые прогулки, рассматривание дидактических картинок и иллюстраций, плакатов;
- словесные – беседы, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы, заучивание стихов, загадывание загадок, решение логических задач, проблемных вопросов;
- практические - развлечения в разнообразных формах – КВН, агитбригады и т. д.; организация разных видов игр.
Развитие познавательных интересов у детей осуществляю как в процессе непосредственно образовательной деятельности, так и в совместной деятельности в режимные моменты. НОД по обучению детей ПДД включена в образовательную область «Безопасность». Я считаю, что занятие будет увлекательнее и интереснее, а знания детей прочнее, если программный материал теоретических знаний дополнять стихами, загадками, игровым материалом. Чтобы сохранить у детей интерес на протяжении всего занятия я ставлю проблемный вопрос, который им нужно решить, или же нужно оказать помощь кому-то из героев, научить его чему – либо. Так на занятии в подготовительной группе по теме «Правила дорожные – правила надежные» фея Светофорных наук прислала детям волшебный «цветик – семицветик», на каждом его лепестке было написано задание и пожелание детям: «Я хочу узнать, кто из детей готов идти в школу. Ведь школьники должны хорошо знать ПДД, быть умными, внимательными на дорогах». Это вызвало у детей стремление показать, что они действительно знают ПДД, поэтому все задания они выполняли очень живо, с увлечением. На занятии также применяю прием «ошибка воспитателя». Он позволяет активизировать деятельность детей. Например, в игре «Поставь нужный знак» дети на рисунке с планом улицы, расставляют дорожные знаки. Я намеренно ставлю предупреждающий знак «Пешеходный переход» около пешеходного перехода. Дети замечают ошибку и не только исправляют ее, но и объясняют, почему они это сделали ( потому что это знак для водителя и он стоит недалеко то пешеходного перехода и предупреждает водителя, чтобы он снизил скорость).
На занятие по ознакомлению с дорожными знаками для быстрого и лучшего запоминания их использую стихи о дорожных знаках:
Эй, водитель, осторожно!
Ехать быстро невозможно
Знают люди все на свете
В этом месте ходят дети.
(знак «Дети»)
Эту зебру на дороге
Я нисколько не боюсь
Если все вокруг в порядке
По полоскам в путь пущусь.
(знак «Пешеходный переход»)
А также мнемотаблицы такого типа:
Форма знака в виде геометрической фигуры Цвет Вид знака
Рисунки на знаке Действия человека Действия водителя
Особый интерес у детей вызывает метод моделирования, когда на макете улицы дети сами создают опасные и безопасные дорожные ситуации и объясняют свою точку зрения. Играя, с макетом они, ставят себя в условия выполнения различных ролей: пешехода, водителя, регулировщика. Они обыгрывают собственно человеческие роли и отношения, моделируют ситуацию взаимоотношений в условиях дорожного движения. Например, пешеходы идут по тротуару, придерживаясь правой стороны, переходят улицу на зеленый сигнал светофора; водители ведут себя на дороге согласно сигналам светофора, пассажиры ждут автобус на остановке и т. д. При этом ребенок играет в тесном контакте с другими детьми.
А также же использую рисунки загадки. Например, найдите на этом рисунке пешеходов нарушителей или исправьте ошибки художника.
Основная работа по развитию у детей познавательных интересов проводится в совместной деятельности в режимные моментах, на прогулках. Целевые прогулки провожу один раз в месяц. На прогулках в старшей группе закрепляются знания детей о проезжей части, знакомятся с перекрестком, некоторыми дорожными знаками (пешеходный переход). Наблюдают за посадкой и высадкой пассажиров на остановке. На прогулках в подготовительной группе дети наблюдают за движением транспорта, работой водителя, Продолжают знакомиться с назначением дорожных знаков. Закрепляется правильное употребление пространственной терминологии: слева, справа, спереди, сзади, рядом, навстречу, на противоположной стороне и т. д. Именно во время прогулок происходит непосредственное восприятие детьми дорожных ситуаций, наблюдение за поведением пешеходов и водителей. Во время прогулок дети могут ответить на различные вопросы, например: Где едут машины? Из каких частей состоит машина? Какие машины проезжают по улице? Где ходят люди? Можно ли играть на дороге? Почему опасно играть на улице и дороге? Проводя целевые прогулки с детьми по улицам в разное время года, всегда обращаю внимание детей на такие важные моменты для безопасности движения: как освещение, погодные условия, состояние дороги, количество пешеходов, их двигательная активность (гуляют, или спешат, перебегают дорогу или спокойно идут по переходу). Зимой обращаю внимание детей на скользкую дорогу: можно поскользнуться и упасть; водителю трудно остановить машину (даже после того как он нажмет на тормоз, машина скользит и проезжает еще несколько метров). После таких экскурсий и прогулок предлагаю детям нарисовать рисунки.
Наиболее эффективной формой обучения дошкольников навыкам безопасного поведения на дороге является игра. Ведь игра – это любимое занятие дошкольников. В игре легче обучать, так как, чтобы стать участником игры, ребенок должен освоить определенные правила. Во время игры дети начинают лучше осознавать кто такие водитель, пешеход, регулировщик, у них возникает уважение к людям этой профессии. В своей работе я использую различные игры: настольно – печатные игры, дидактические игры, развивающие игры, обучающие игры, сюжетно – ролевые игры, подвижные игры, игры – тренинги, игры на подиуме, Настольно – печатные игры , очень наглядны и привлекательны для детей, например
- игра «Собери знак», - закрепляет знание дорожных знаков и правила их выполнения, развивает память, внимание, мышление.
- игра «Правила пешехода» - с помощью этой игры дети учатся правильно и безопасно переходить улицу. Закрепляется умение складывать разрезные картинки .- Детское домино «Дорога», «Дорожные знаки» – дети учатся строить дорогу и быстро запоминают знаки.
- игра «Дорога в школу» - развивает находчивость, наблюдательность.
Дидактические и развивающие игры :- «Учим дорожные знаки» - ребенок подбирает к дорожной ситуации соответствующие дорожные знаки и объясняет, почему именно этот знак выбрал
- «Как избежать неприятностей» - по содержанию стихотворения дети должны узнать свою картинку и объяснить, как выйти из опасной ситуации и не попасть в нее.
- «Дорожная азбука» - взрослый показывает красную картинку «Нельзя», а ребенок показывает зеленую «Можно». Например, «Нельзя играть на проезжей части», ребенок находит картинку «Можно играть там, где не ездят машины».
В процессе подвижных игр у детей закрепляются и совершенствуются навыки и умения действовать в непрерывно изменяющихся условиях, наилучшим образом реагировать на неожиданную ситуацию. Так же подвижные игры развивают у детей внимание, быстроту реакции, а это очень важно при поведении на улице. Дети охотно играют в эти игры. Каждую неделю ан прогулке мы разучиваем одну новую игру. Когда дети хорошо усвоят правила игры, они выбирают понравившуюся им игру, распределяют роли и играют самостоятельно. Например, игра «Красный, желтый, зеленый», «Регулировщик», «Знающий пешеход» «Огни светофора», «Веселый трамвайчик» и др. Но наиболее интересна для детей сюжетно – ролевая игра.
Сюжетно ролевую игру провожу по такому плану:
Информационная часть
Распределение ролей
Создание проблемной ситуации
Так, например, при проведении сюжетно – ролевой игры «Пешеходы» напоминаю детям о правилах пешеходов, о том, что разрешено и что запрещено им, вспоминаем дорожные знаки. Затем распределяем роли – пешеходы, машины (дети одевают нагрудные знаки разных машин). Далее моделируем дорогу. Ставлю перед детьми проблемную задачу – дети отправляются на экскурсию в город, им нужно выбрать безопасный путь, соблюдая ПДД.
Сюжетно – ролевые игры провожу как в группе, так и на прогулке, на площадке с дорожной разметкой и переносными дорожными знаками. Подключение детей к обыгрыванию правил дорожного движения в различных играх готовит детей к жизни, практическому переносу знаний о ПДД в повседневную жизнь.
Дети очень любят театр, как в качестве зрителей, так и в качестве актеров. Их привлекает возможность перевоплощения, необычность ситуации. Поэтому для развития интереса у детей к изучению ПДД я привлекла их к организации работы агитбригады «Светофорик». . На мой взгляд это одна из наиболее интересных и продуктивных форм работы с детьми. В содержание работы агитбригады включены постановки музыкально – познавательных развлечений для детей «Светофор в гостях у героев сказки «Теремок», «Как колобок ПДД учил».
Чтение художественной литературы, например «Умный Светофор» М.В. Дружининой, «Автомобиль» Н. Носова, «Моя улица», «Велосипед» С. Михалкова, «Новые приключения Буратино», просмотр обучающих мультфильмов, также дают детям возможность лучшего усвоения и запоминания материала по безопасности дорожного движения.
Для развития у детей познавательных интересов при обучении правилам безопасного поведения на дороге использую также художественное творчество. Дети охотно рисуют, лепят из пластилина, например, машины, светофор и т. д., принимают участие в конкурсах рисунков. Так были проведены выставки рисунков на тему «Дорожные знаки», «Нужно правила движения выполнять без возражения», «Придумай новый дорожный знак» ( совместная работа родителей и детей). Дети не только нарисовали новый знак,, но и рассказали о нем. Например, я придумала знак, который запрещает водителям разговаривать по телефону за рулем, потому что водитель отвлекается и может произойти авария; или мой знак предупреждает водителей, что рядом находится детская поликлиника и дорогу переходят мамы с детьми, водители должны быть внимательными. В практике работы применяю проведение «Минуток безопасного поведения». Они проводятся еженедельно во второй половине дня. На них внимание детей переключается на вопросы безопасного движения, путем разбора проблемного вопроса. При этом ребенок получает полезные сведения по безопасности движения, например, вопросы:
- Почему надо переходить улицу на перекрёстках или на пешеходных переходах?
- Почему опасно перебегать проезжую часть?
- Почему стоящая машина может быть опасна? и др.
Очень нравится детям «Тренинг безопасности», который включает в себя логические задачи: «Витя с Колей подошли к переходу, посмотрели на светофор: зеленый свет, можно идти, но только они дошли до середины дороги, как на светофоре появился желтый свет. Что делать? Витя говорит: «Бежим назад!», а Коля: «Нет, вперед!». Как надо поступить?
И дорожные задачки, например: Два мальчика и три девочки вышли из школы. Когда они подошли к пешеходному переходу, зелёный сигнал уже начал мигать. Мальчики побежали через дорогу бегом, а девочки остались дожидаться следующего сигнала. Сколько ребят правильно перешли дорогу? Такие упражнения развивают у детей логическое мышление, заставляет их думать, они не просто дают однозначные ответы, а доказывают, почему они так думают, приводят свои доводы.
Ещё одной из форм работы по развитию интереса к изучению ПДД являются досуги и развлечения – праздник «Посвящения в пешеходы», КВН «Красный, желтый, зеленый».
Интересным методом работы является проектная деятельность. Она реализуется только в триаде: педагоги – дети – родители. Проектная технология погружает ребенка в ту проблему, которая ему интересна, которую нужно решить. Так в ходе проекта «От кареты до ракеты» дети искали ответы на вопросы о происхождении транспорта, об истории его развития. Вся информация была систематизирована – оформлен альбом «Из истории транспорта», составлена классификационная таблица «Виды транспорта», выставка рисунков «Транспорт из прошлого» и так далее. Итогом стало проведение занятия «Путешествие по реке времени».
Роль родителей в развитии познавательных интересов детей.
Формирование у дошкольников опыта безопасного поведения на дороге требует обоюдного участия детского сада и семьи. В группе для родителей оформлен уголок «Внимание дорога», где помещаются рекомендации и советы для родителей, рисунки детей, занимательные игры для детей, папки – передвижки. Эффективной формой работы с родителями является проведение совместных мероприятия родителей и детей: игра – соревнование «Дорожная грамота». Веселые старты «Папа, мама и я – лучшие пешеходы», конкурсы рисунков. Проводимые для родителей игротеки знакомят детей с играми, в которые нужно играть с дошкольниками, чтобы вызвать у них интерес к изучению ПДД. Родители охотно их используют для занятий с детьми дома, ведь они хорошо понимают, чтобы добиться хороших результатов можно лишь совместной деятельностью детей и взрослых.
Заключение
После проведения целенаправленной работы, разных видов деятельности, эффективного использования развивающей среды, активной работы с родителями я заметила, что дети стали более внимательными, наблюдательными, у них возрос интерес к «дорожной проблеме». Дети не просто механически заучивают правила, а понимают их смысл. Они анализируют опасные ситуации на дороге, решают логические задачи . Многие дети могут давать оценку действиям водителя, пешехода и пассажира.
В планах на будущее я хотела бы более широко привлекать родителей к взаимодействию для достижения более высоких результатов в изучении правил дорожного движения. Я уверена, что только в тесном контакте с родителями можно выработать у детей твердые навыки безопасного поведения на дороге.
Моя цель добиться, чтобы каждый ребенок, переходя из детского сада в школу, овладел прочными знаниями правил дорожного движения, так как школьникам предстоит самостоятельно переходить дорогу, выполнять обязанности пешехода и пассажира.