Программа коррекционной работы с детьми ОВЗ и с обучающимися по специальной коррекционной программе VIII вида на ступени основного общего образования.
Рассмотрено Утверждаю:
на заседании Директор МОУ ИРМО
педагогического совета № 1 «Большеголоустненская ООШ»
Протокол № 1 ________Л. Г. Чикалина
от 29.08.2013 г. «______»_________ 2013 г.
Программа
коррекционной работы с детьми ОВЗ
и с обучающимися по специальной коррекционной программе
VIII вида
на ступени основного общего образования.
Авторы:
Чикалина Лариса Глебовна, директор
Обоева Оксана Семёновна,
педагог-организатор
Программа
коррекционной работы с детьми ОВЗ
и с обучающимися по специальной коррекционной программе VIII вида
на ступени основного общего образования.
МОУ ИРМО «Большеголоустненская ООШ»
Программа коррекционной работы направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и детям обучающимся по специальной коррекционной программе VIII вида в освоении основной образовательной программы основного общего образования.
Приоритетными направлениями программы на этапе основного общего образования становятся формирование социальной компетентности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, развитие адаптивных способностей личности для самореализации в обществе.
Основу данной программы составляют принципиальные положения:
во-первых, коррекционная работа включается во все направления деятельности образовательного учреждения;
во-вторых, содержание коррекционной работы – это программа оптимальной педагогической, психологической и медицинской поддержки детей, направленной на преодоление и ослабление недостатков психического и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель программы коррекционной работы - оказание комплексной психолого-социально-педагогической помощи и поддержки обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и занимающимся по специальной коррекционной программе VIII вида и их родителям (законным представителям),осуществление коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении основных и дополнительных общеобразовательных программ основного общего образования, дополнительных образовательных программ.
Задачи:
выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими основной образовательной программы основного общего образования;
определение особенностей организации образовательного процесса и условий интеграции для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью выраженности (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
осуществление индивидуально ориентированной социально-психолого-педагогической и медицинской помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
разработка и реализация индивидуальных программ, учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии, сопровождаемые поддержкой классного руководителя;
обеспечение возможности воспитания и обучения по дополнительным образовательным программам социально-педагогической и других направленностей, получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;
формирование зрелых личностных установок, способствующих оптимальной адаптации в условиях реальной жизненной ситуации;
расширение адаптивных возможностей личности, определяющих готовность к решению доступных проблем в различных сферах жизнедеятельности;
развитие коммуникативной компетенции, форм и навыков конструктивного личностного общения в группе сверстников;
реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации и профессиональной ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Программа предусматривает как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Это формы обучения в общеобразовательных классах и в специальных (коррекционных) классах VIII вида по общей образовательной программе начального общего образования или по индивидуальной программе, обучение по индивидуальной программе обучающихся VIII вида. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы.
Программы коррекционной работы основного общего образования и начального общего образования являются преемственными. Программа коррекционной работы основного общего образования обеспечивает:
создание специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса;
дальнейшую социальную адаптацию и интеграцию детей с особыми образовательными потребностями.
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
Преемственность. Принцип обеспечивает создание единого образовательного пространства при переходе от начального общего образования к основному общему образованию, способствует достижению личностных, метапредметных, предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, необходимых обучающимся с ограниченными возможностями здоровья для продолжения образования. Принцип обеспечивает связь программы коррекционной работы с другими разделами программы основного общего образования: программой развития универсальных учебных действий у обучающихся на ступени основного общего образования, программой профессиональной ориентации обучающихся на ступени основного общего образования, программой формирования и развития ИКТ-компетентности обучающихся, программой социальной деятельности обучающихся.
Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка.
Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, формы обучения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения, классы (группы).
Направления работы
Программа коррекционной работы школы на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные модули (направления), отражающие её основное содержание:
диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их педагогического обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания основной образовательной программы начального общего образования и коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Нормативные документы и педагогические литературные источники, используемые в образовательной программе
Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993 г. (с поправками)
Закон Российской Федерации "Об образовании" от 31.12.2012 г. (с последующими дополнениями и изменениями).
Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989г
Постановление Правительства РФ от 18.08.2008 № 617 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ограниченными возможностями здоровья».
Письмо Министерства образования РФ от 24.01.2003г. №01-50-25/32-05 «О защите конституционных прав на образование и иных социальных прав детей-инвалидов, страдающих умственной отсталостью».
Письмо Министерства образования РФ от 14.03.2001 года №29/1448-6)
«О направлении Рекомендаций по порядку проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида».
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом РФ Д.А.Медведевым 04.02.2010, Пр-271.
8. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения Авт.Малофеев Н.Н., Никольская О.С. ., Кукушкина О.И., Гончарова Е.В.
Характеристика содержания
Диагностический модуль
Цель: выявление характера и интенсивности трудностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи.
Задачи
Планируемые результаты
Виды и формы деятельности
Сроки
Ответст-
венный
Медицинская диагностика
Определить состояние физического и психического здоровья
Выявление состояния физического и психического здоровья детей
Изучение истории развития ребенка, беседы с родителями, наблюдение учителя, анализ результатов
сентябрь
Классный руководитель
Психолого-педагогическая диагностика
Первичная диагностика для выявления детей «группы риска»
Создание банка данных обучающихся, нуждающихся в специализированной помощи. Формирование характеристики образовательной ситуации в ОУ
Наблюдение, анкетирование родителей, беседы с педагогами
сентябрь
Классный руководитель
Анализ причин возникновения трудностей в обучении. Выявление резервных возможностей.
Индивидуальная коррекционная программа, соответствующая выявленному уровню развития обучающегося
Разработка индивидуальной коррекционной программы
до 10.10
Классный руководитель
Социально-педагогическая диагностика
Определение уровня организованности ребенка, особенностей эмоционально-волевой и личностной сфер, уровня знаний по предметам
Получение объективной информации об организованности ребенка, умении учиться, особенностях личности, уровне знаний по предметам. Выявление нарушений в поведении (гиперактивность, замкнутость, обидчивость и т.д.)
Анкетирование, наблюдение во время занятий, беседы с родителями (законными представителями), посещение семьи. Составление характеристики.
В течение года
Классный руководитель
Коррекционно-развивающий модуль
Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образовательной программы начального общего образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сферах детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи
Планируемые результаты
Виды и формы деятельности
Сроки
Ответст-
венный
Психолого-педагогическая работа
Обеспечение педагогического сопровождения детей с ОВЗ и занимающихся по специальной коррекционной программе VIII вида
Создание индивидуальных планов, программ
Разработка индивидуальных программ по предметам, программы воспитательной работы с классом (с учетом индивидуальных особенностей детей с ОВЗ), плана работы с родителями по формированию толерантного отношения между участниками образовательного процесса; осуществление педагогического мониторинга достижений школьника
сентябрь
Учителя-предметники, классные руководители
Лечебно-профилактическая работа
Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся с ОВЗ
Сохранение и укрепление здоровья детей с ОВЗ
Разработка рекомендаций для учителей и родителей по работе с детьми с ОВЗ; внедрение здоровьесберегающих технологий; организация и проведение мероприятий, направленных на сохранение здоровья и формирование навыков здорового и безопасного образа жизни
В течение года
Педагог-организатор, классные руководители
Консультативный модуль
Цель: обеспечение непрерывности индивидуального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения и воспитания, коррекции развития, социализации обучающихся.
Задачи
Планируемые результаты
Виды и формы деятельности
Сроки
Ответст-
венный
Консультирование педагогов по вопросам инклюзивного обучения
Рекомендации, приемы, упражнения и другие материалы; разработка плана консультативной работы с ребенком, родителями (законными представителями)
Индивидуальные, групповые тематические консультации
По отдельному плану-графику
Специалисты ПМПк
Консультирование обучающихся по выявленным проблемам, оказание превентивной помощи
Рекомендации, приемы, упражнения и другие материалы; разработка плана консультативной работы с ребенком
Индивидуальные, групповые тематические консультации
По отдельному плану-графику
Специалисты ПМПк
Информационно-просветительский модуль
Цель: организация информационно-просветительской деятельности по вопросам инклюзивного обучения со всеми участниками образовательного процесса.
Задачи
Планируемые результаты
Виды и формы деятельности
Сроки
Ответст-
венный
Информирование родителей (законных представителей) по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам
Организация работы лекториев, семинаров, тренингов по вопросам инклюзивного обучения
Информационные мероприятия
По отдельному плану-графику
Специалисты ПМПк
Психолого-педагогическое просвещение педагогов по вопросам инклюзивного обучения
Организация методических мероприятий по вопросам инклюзивного обучения
Информационные мероприятия
По отдельному плану-графику
Специалисты ПМПк
Механизм реализации программы
Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе. Такое взаимодействие включает:
комплексность в определении и решении проблем обучающегося, предоставлении ему специализированной квалифицированной помощи;
многоаспектный анализ личностного и познавательного развития обучающегося;
составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоциональной-волевой и личностной сфер ребёнка.
Консолидация усилий разных специалистов (учителей-предметников, учителей-логопедов, педагогов-психологов, медицинских работников) позволит обеспечить систему комплексного психологомедико-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка. Наиболее действенной формой организованного взаимодействия специалистов на современном этапе является психолого-медико-педагогический консилиум,который предоставляет многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным представителям), а также образовательному учреждению в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием, социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ещё один механизм реализации коррекционной работы - социальное партнёрство. Оно предполагает профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества).
Социальное партнёрство включает:
сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, социализации, здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья;
сотрудничество со средствами массовой информации, а также с негосударственными структурами, прежде всего с общественными объединениями инвалидов, организациями родителей детей с ограниченными возможностями здоровья;
сотрудничество с родительской общественностью.
Виды коррекционной работы:
1. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
развитие зрительного восприятия и узнавания;
развитие зрительной памяти и внимания;
формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
развитие пространственных представлений ориентации;
развитие представлений о времени;
развитие слухового внимания и памяти;
развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
2. Развитие основных мыслительных операций:
навыков соотносительного анализа;
навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
умения планировать деятельность;
развитие комбинаторных способностей.
3. Развитие различных видов мышления:
развитие наглядно-образного мышления;
развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
4. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.). 5. Развитие речи, овладение техникой речи.
6. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. 7. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Направления работы специалистов
Психологическое сопровождение
Направление
Задачи
Содержание и формы работы
Ожидаемые результаты
Диагнос-
тическое
Выявление детей с ОВЗ; определение трудностей в обучении, определение путей и форм оказания помощи детям с ОВЗ, испытывающим трудности в обучении
Изучение медицинских карт; диагностика, анкетирование; беседа с родителями (законными представителями) и учителями
Характеристика образовательной ситуации; составление рекомендаций для учителей и родителей
Коррекци-
онное
Развитие УУД (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных); разработка индивидуальных коррекционных программ по выявленным трудностям
Коррекционные занятия с детьми с ОВЗ (групповые, индивидуальные); развивающие занятия
Повышение уровня социально-психологической адаптации; оказание психологической помощи детям в формировании УУД; психологическая поддержка детей с ОВЗ
Профилак-
тическое
Повышение психологической культуры родителей (законных представителей), педагогов;
Снятие психологических перегрузок; предупреждение трудностей и нарушений
Консультации для родителей (законных представителей), педагогов; психолого-педагогический консилиум
Разработка рекомендаций по построению учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями детей с ОВЗ; создание положительного эмоционального фона для их обучения
Педагогическое сопровождение
Направление
Задачи
Содержание и формы работы
Ожидаемые результаты
Диагнос-
тическое
Сбор диагностического инструментария для проведения коррекционной работы;
организация педагогического сопровождения детей с ОВЗ; установление объема предметных знаний, выявление трудностей, определение условий, в которых они будут преодолеваться.
Изучение индивидуальных карт медико – психологической диагностики;
анкетирование;
беседы;
тестирование;
наблюдение
Создание «карты проблем»;
диагностические портреты детей с ОВЗ и детей занимающихся по специальной коррекционной программе VIII вида
Коррекци-
онное
Преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности;
овладение навыками адаптации учащихся к социуму;
формирование положительной мотивации к обучению;
повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения; развитие коммуникативных навыков.
Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
наблюдение за учениками в учебной и внеурочной деятельности;
- поддержание постоянной связи с психологом, медицинским работником, родителями;
составление психолого-педагогической характеристики учащегося с ОВЗ; составление индивидуального маршрута сопровождения учащегося; контроль успеваемости и поведения учащегося; - формирование комфортного микроклимата в классе; ведение документации
Исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей;
формирование позитивного отношения к учебному процессу и к школе в целом;
усвоение учащимся учебного материала
Профилак-
тическое
Построение педагогических прогнозов о возможных трудностях и обсуждение программ педагогической коррекции.
Обсуждение возможных вариантов решения проблемы с психологом и медицинским работником школы;
принятие своевременных мер по предупреждению и преодолению запущенности в учебе;
осуществление дифференцированного подхода в обучении; использование в ходе урока стимулирующих и организующих видов помощи;
осуществление контроля за текущей успеваемостью и своевременное доведение информации до родителей;
привлечение к участию в коллективных творческих делах
Предупреждение отклонений и трудностей в развитии ребенка.
Планируемые результаты программы коррекционной работы:
Повышение уровня психологической компетентности.
Создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
Реализация программ психолого-педагогического сопровождения.
Создание индивидуальных карт развития обучающихся.
Снижение процента детей, нуждающихся в коррекции.
15