Аналитическая справка о деятельности преподавателя-организатора ОБЖ

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

на педагогического работника
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Гимназия» город Черногорск республика Хакасия

Общие сведения о педагогическом работнике

Роткина (Маковкина) Ольга Александровна

26 апреля 1985 год рождения

Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности.
Рабочая нагрузка составляет 18 часов в неделю.
Образование: высшее
Закончила в 2002 году ХГУ им. Н.Ф. Катанова города Абакан по специальности «Безопасность жизнедеятельности» дополнительная специальность «Биология» квалификация «учитель».
Педагогический стаж работы – 1,5 года.
Качество повышения квалификации:
- 2012 год курсы повышения квалификации БОУ ДПО «Институт развития Омской области» по теме «Проектирование образовательного процесса в условиях введения ФГОС основного общего образования.
-2012 год курсы «Охрана труда» Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Республики Хакасия «Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям» по программе «Руководители структурных подразделений уполномоченных на решение задач в области защиты населения от ЧС и (или) ГО организации»
- 2012 год курсы Министерство образования и науки РФ ФГОУ СПО Черногорский горный техникум
Тема самообразование педагогического работника «Активные формы обучения на уроках ОБЖ».
Обеспечение результатов освоения учащимися образовательных программ:
Контроль и оценку результатов освоения учащимися предметного курса ОБЖ Роткина О.А. осуществляет в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов. Итоговый контроль проводится в форме зачета.














Уровень, стабильность и динамика результатов:

Анализ успеваемости учащихся по предмету ОБЖ.


год

класс

%
успеваемости

%
качества

%
обученности



2012-2013
6
100
97
94


7
100
100
92


8
100
98
87


10
100
98
96


11
100
98
97




2013-
2014
6
100
93
86


7
100
88
83


8
100
93
84


10
100
100
97


11

100

100

98

















Таким образом, уровни обученности (83-98%), качества (88-100%), успеваемости (100%) обучающихся 6-11- х классов по предмету ОБЖ находятся на оптимальном уровне, что позволяет констатировать стабильный удовлетворительный результат освоения учащимися образовательных программ.

Применение современных образовательных технологий и методик в учебно-воспитательном процессе:
Использование в деятельности по обучению новаций в области методики преподавания ОБЖ:
Для того, чтобы сделать процесс обучения по дисциплине «Основы жизнедеятельности интересным, запоминающимся, Роткина О.А. использует элементы модульной технологии обучения.
Привлекательность технологии модульного обучения объясняется ее ориентированностью на развитие учебной и познавательной деятельности обучающихся, повышение мотивации к учению, уровня самозанятости на уроке, индивидуальный подход к обучению. Содержание модульного обучения состоит в том, что школьник самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, в который объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению содержанием. В своей педагогической деятельности Ольга Александровна использует такие элемент данной технологии, как работа обучающихся в группах, в парах, паритетное отношение учителя и ученика, возможность обучения с товарищами, возможность работать в индивидуальном теме, знание конечных результатов обучения, контроль в процессе освоения учебного материала.
Роткина О.А. убеждена в том, что каждый преподаватель должен не только давать знания, но и учить учащихся добывать знания, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно, помогать тому, кто нуждается в помощи, учить общаться друг с другом и отвечать за результаты своего труда. Например, содержание программы курса ОБЖ включает в себя раздел «Первая медицинская помощь», в котором изучаются правила и методы оказания первой помощи при различных травмах, повреждениях, отравлениях. Экстренная доврачебная самопомощь и взаимопомощь – это простейшие, целесообразные действия, направленные на защиту, спасение жизни и здоровья человека. Умение оказывать первую помощь должно стать неотъемлемой частью жизни каждого гражданина. И свою задачу Ольга Александровна видит в том, чтобы не только дать определенные знания школьникам в этой области дисциплины, но и научить конкретным действиям, чтобы уровень остаточных знаний был достаточно высок. И достигнуть это можно с использованием модульной технологии. Сочетание концентрированного изложения основного материала темы с самостоятельной деятельностью каждого учащегося в отдельности дают определенное преимущество такому изучению материала. Это позволяет яснее определить общее положение темы, представить материал в целостности, ощутить практическую значимость изучаемых знаний, овладеть навыком первой помощи, приемам, включая в самостоятельный поиск и обсуждение полученных результатов.
Проведение уроков по данной технологии способствует приобретению учащимися уверенности в своих возможностях, исчезновению боязни получения неудовлетворительной оценки; овладению (особенно при работе в парах или малых группах) организационными и коммуникативными навыками, постепенному вовлечению в учебную деятельность даже отстающих учащихся
Исходя из особенностей работы преподавателя и учащегося при использовании модульной технологии обучения в функции преподавателя входит обеспечение всех участников обучения дидактическим материалом. Каждый учащийся имеет перед собой алгоритмическое предписание, учебный материал и контрольный лист. Преподаватель составляет модуль, как раньше составлял конспект урока. Но, так как теперь его основные функции управляющие, то теперь он затрачивает время и на организацию самостоятельной деятельности учащихся и собственной консультирующей работе.
При анализе работы группы на уроке Роткина О.А. проверяет контрольные задания, проводит рефлексию и работает с оценочными листами. Нововведением является рефлексия. Учащиеся оценивают свою работу на уроке, определяют, что эта работа им дала. Рефлексия проводится в трех измерениях «дело», «Я», «мы». Модульная технология интересна и эффективна. Эта система относится к интерактивным формам обучения. Методика ее на первый взгляд сложна. Требует работы и преподавателя и обучаемого, что обеспечивает эффективное обучение в развитии компетентности обучаемого и преподавателя по предмету Модульная технология ориентирована на достижение конечного результата, то есть получение практических навыков, значит отвечающих требованиям государственных стандартов
Использование в воспитательной деятельности новаций в области общей педагогики и психологии:
В своей педагогической деятельности учитель использует разнообразные элементы инновационных технологий образования, что способствует подготовке человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Роткина О.А. ориентирует содержание учебного процесса по ОБЖ на потенциальные возможности человека и их реализацию. Ориентируясь на основные цели инновационной деятельности, Ольга Александровна развивает у учащихся умение мотивировать свои действия , самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирует творческое нешаблонное мышления, развивает детей за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя современные достижения науки и практики.


Применение современных информационно-коммуникационных технологий:
В своем педагогическом опыте Роткина О.А. активно использует различные современные образовательные и информационные технологии: компьютер, мультимедийный комплекс и др. Этот визуальный ресурс помогает сделать его уроки более живыми и привлекательными для учеников. Современные информационные технологии позволяют полно и интересно проиллюстрировать содержание учебного материала с помощью компьютерных презентаций (слайд-фильмов). Мультимедийные программы помогают учителю ОБЖ сделать свои уроки насыщенными, яркими, запоминающимися. Один раз сделанный учебный материал используется в последующие годы, а овладение навыками создания таких материалов поднимет профессиональные навыки учителя на качественно новый уровень. Элемент использования интерактивной доски на уроке улучшает атмосферу понимания, делая даже самую сложную информацию боле доступной. Видео и анимационные элементы увеличивают восприятие, привлекают внимание и надолго остаются в памяти учащихся. Ольга Александровна использует информационные технологии на уроке фрагментарно в совокупности с традиционными методами обучения. Такой урок нагляден, красочен, информативен, интерактивен, экономит время учителя и ученика. Он позволяет ученику работать в своем темпе, а учителю дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения. Ученики с большим интересом и удовольствием готовятся к урокам дома, используя сеть Интернет и персональный компьютер, совмещая любимое ими дело с необходимым процессом обучения.
Преподаватель для обеспечения эффективности образовательного процесса по ОБЖ использует все виды организации учебных занятий, в том числе с использованием компьютерных технологий, все виды учебной деятельности учащихся (включая игровую, практическую, проектную, исследовательскую, поисковую).
Преподаватель владеет основными способами применения компьютерной техники на уроках ОБЖ:
подготовка печатных раздаточных материалов (контрольные, самостоятельные работы, дидактические карточки для индивидуальной работы);
мультимедийное сопровождение объяснения нового материала (презентации, учебные видеоролики, компьютерные модели экспериментов);
обработка учащимися статистических данных (построение таблиц, графиков, создание отчётов);
контроль уровня знаний с использованием тестовых заданий;
использование на уроках и при подготовке к ним интернет-ресурсов.
При изучении материала преподаватель ОБЖ активно использует иллюстрированные плакаты, схемы, графики, видеоролики. Современные информационные технологии позволяют полно и интересно проиллюстрировать содержание учебного материала с помощью компьютерных презентаций (слайд-фильмов).
На уроках ОБЖ преподаватель предлагает ученикам творческие задания, выполнение которых предполагает использование информационно-коммуникационных технологий и освоение проектно-исследовательской деятельности: работу с Интернет-ресурсами, создание презентаций как результат самостоятельной исследовательской деятельности. Лучшие работы учащихся используются в качестве учебного пособия при проведении занятий по соответствующей тематике, что дает возможность осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику, то есть реализовывать на практике личностно-ориентированное обучение
Для развития познавательной деятельности учащихся преподавателем умело создаются определённые условия при помощи различных видов интеграции учебного материала. Предмет ОБЖ теоретически интегрируется с такими предметами как биология, химия физика, история, обществознания, география, информатика, а практически с предметом физическая культура. Преподаватель считает, что интеграция выступает основным принципом построения содержания и приводит к такому важному познавательному результату, как формирование целостной естественнонаучной картины мира. Это ведёт к появлению качественно нового типа знаний, находящего выражение в общенаучных понятиях, категориях, подходах.

Обеспечение с помощью современных образовательных технологий учета индивидуальных особенностей одаренных детей и/ или детей, проявляющих стойкий интерес к предмету- обеспечение с помощью современных образовательных технологий учета индивидуальных особенностей детей, имеющих проблемы в обучении (воспитании) и\ или с ограниченными возможностями здоровья:
Роткиной О.А. ведется целенаправленная работа по выявлению и работе с учащимися, которые проявляют стойкий интерес к учебным предметам ОБЖ. Применяя в своей педагогической деятельности разнообразные формы методы, она стремиться развивать потенциала каждого ученика, его творческие способности, которые требуют учета индивидуальных особенностей мышления обучающихся в процессе обучения.
В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся, Ольга Александровна использует творческие задания, занимательные материалы и задачи, практические занятия.
На всех этапах урока ОБЖ старается использовать дифференциацию: для способных детей предлагает более сложные задания (тесты, карточки), ответы на которые можно дать, вспомнив материалы других предметов. Даются дополнительные задания на уроках. Систематически провожу уроки с практической направленностью.
На уроках ОБЖ Роткина О.А. старается показать учащимся, что знание предмета необходимо всем людям, в любой работе, специализации. Для этого им используются беседы, конкретные примеры, эксперименты.
Учитель уделяет большое внимание вовлечению талантливых детей во внеурочную работу по ОБЖ.
Учащиеся с удовольствием участвуют в соревнованиях: «Зарница», «День призывника».
Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в практике работы Роткиной О.А. являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности. Работу по подготовке к олимпиадам школьного и муниципального уровней он провожу в течение всего учебного года. С одаренными детьми занимается и после уроков.
Немаловажным Роткина О.А., считает и создание условия для развития всесторонней личности.
В своей работе она добивается того, чтобы ребенок занимался работой над собой, то есть самостоятельно умел ставить и решать поставленные задачи, так как стимулировать творческую активность, развивать её возможно лишь благодаря самовоспитанию.
Для реализации работы в данном направлении педагогом используются элементы технологий индивидуальных образовательных траекторий на уроках ОБЖ с целью индивидуализации обучения, которые позволяют отслеживать уровень усвоения образовательных программ по предмету учащихся, заинтересованных данным предметов, но и учащихся со слабой учебной мотивацией.
Основной целью использования технологии индивидуальных образовательных технологий (ТИОТ) является повышение уровня самостоятельности, активности учащихся и индивидуализации процесса обучения. Суть данной технологии состоит в изменении организации образовательного процесса, при котором уменьшается время совместной работы учителя и обучающегося. ТИОТ позволяет на уроке организовать процесс обучения на основании принципа индивидуализации.
ТИОТ есть один из множества вариантов реализации элементов личностно-ориентированного обучения. Процессуально-содержательный аспект позволяет учителю организовать процесс обучения на основании принципа индивидуализации, лежащего в основе индивидуальных образовательных траекторий. Индивидуальные образовательные траектории предполагают представление обучающимся:
А) выбор уровня, объема, содержания предметного знания (не ниже стандартного);
Б) выбор информационного источника для усвоения выбранного объема знаний (учебника, дополнительной литературы);
В) выбор способа учения в соответствии с индивидуально-личностными характеристиками (тип мышления, соционический тип, особенности памяти и т.д);
Г) использование темпа продвижения по теме, соответствующего личностным характеристикам;
Д) выбор формы, вида и времени контроля по согласованию с учеником.
Учащийся по данной технологии находится в позиции самостоятельного принятия решения, постоянная такая деятельность позволяет решать проблемы воспитания ответственности за свою собственную жизнь, подготовки к жизнедеятельности после окончания школы.

Использование здоровьесберегающих компонентов в образовании:
В своей работе Роткина О.А. использует и здоровьесберегающие технологии: организует физкультминутки, динамические паузы, регулярно проводит инструктажи по ЧС, ПДД, объектовые тренировки. В данной работе тесно переплетаются образовательные и патриотические воспитательные задачи. Участие учащихся в соревнованиях является неотъемлемой частью здорового образа жизни:
2012 год Участие отряда ЮИД в городском конкурсе юных велосипедистов «Безопасное колесо» -1 место
2013 год Участие команды МБОУ «Гимназия» в городском мероприятии «Дне призывника» 2 место в индивидуальном зачете Копущу Денис на этапе «Полиатлон».
2013 год Участие команды МБОУ «Гимназия» в городском мероприятии «Дне призывника» 1 место в индивидуальном зачете Копущу Денис в стрельбе из пневматической винтовки.
Сложившаяся педагогическая технология приносит преподавателю хорошие результаты:
-ежегодное участие учащихся в школьном и муниципальном этапах олимпиад по ОБЖ;
-высокий процент качества обучения по предмету.

Совершенствование методов обучения и воспитания, инновационная деятельность (создание условий для продуктивной деятельности, творческая, инновационная деятельность, участие в опытно-экспериментальной деятельности):
Содержание программы ОБЖ отражает жизненную необходимость знаний и умений в данной области. В связи с этим возникает противоречие: жизненно необходимо знать, но редко кто из школьников хочет учить. Как же добиться прочных знаний? По мнению Роткиной О.А. выход один – учителю необходимо заинтересовать, убедить и увлечь учебным предметом. Для достижения данной цели Роткина О.А. активно используется метод проектов, так как он расширяет горизонты в педагогической теории и практике ,показывает, как от словесного воспитания и обучения перейти к обучению и воспитанию самой жизнью, т.е. является конкретной возможностью использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Ученик должен стать субъектом обучения. И это, в общем, совсем не сложно, как казалось раньше. Внедрение в жизнь принципа “Учиться, делая” дает положительный результат.
Используя метод проектов, Роткина О.А. достигает поставленной дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершается вполне реальным осязаемым практическим результатом, оформленным в виде презентации или слайд-фильмов.

Качество содержания и активность проведения внеурочной работы:
Учащиеся вовлекаются во внеурочную деятельность в Дружину Юных Пожарных (далее ДЮП. Основной целью данной ДЮП является профилактика борьбы с огнем, обучение учащихся мерам пожарной безопасности путем организации деятельности дружин юных пожарных (ДЮП) во внеурочное время в системе дополнительного образования детей, а также обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим. Дружины юных пожарных создаются в целях совершенствования обучения детей мерам пожарной безопасности, помощи в профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний, направленных на предупреждение пожаров, а в случае необходимости – их использование при пожаре.
     Также задачей ДЮП является физическое развитие подрастающего поколения, формирование навыков дисциплины, самоорганизации и самоконтроля, воспитание силы воли, мужества, стойкости, гражданственности и патриотизма.
     Достижение поставленных задач предполагается осуществить на основе интереса учащихся к физической красоте и силе, мужеству и стойкости, смелости и решительности, стремлению к самоутверждению.
Кроме того, ежегодно проводится организация работы на военно-полевых сборах с учащимися 10-х классов. Они вызывают у воспитанников особый интерес, так как являются настоящей проверкой ЗУН на практике по предмету ОБЖ.

Достижения учащихся в 2012-2014 годы:
Результаты победителей олимпиад, конкурсов, соревнований.


Год

Предмет
Уровень



Муниципальный
Региональный

2012/2013
ОБЖ
1 призер
0

2011-2012
ОБЖ
1 победитель,
10 призеров
1 призер


2012 год Участие отряда ЮИД в городском конкурсе юных велосипедистов «Безопасное колесо» -1 место
Участие в муниципальном этапе республиканской олимпиады «Знатоки ПДД»- 1 место Толкачев А.8 класс.
2012 год Участие во Всероссийской олимпиаде школьников на муниципальном уровне- призер Москвитина Н.-9 класс.
2012 год отряд ЮИД награжден в номинации «Надежда» по итогам года и активное участие в работе городской Лиги ЮИД.
2013 год Участие команды МБОУ «Гимназия» в городском мероприятии «Дне призывника» 2 место в индивидуальном зачете Копущу Денис на этапе «Полиатлон».
2013 год Участие команды МБОУ «Гимназия» в городском мероприятии «Дне призывника» 1 место в индивидуальном зачете Копущу Денис в стрельбе из пневматической винтовки.
2013 год Участие в городском конкурсе по ПДД в рамках «Декада Светофор-зима 2013г», по теме «Игровые программы по ПДД» - учащийся 6 класса Коренной Л. – 2 место.
2013 год Участие в городском конкурсе по ПДД в рамках «Декада Светофор-зима 2013г», по теме «Мы пешеходы» - учащийся 6 класса Шляпников Д. – 2 место.
2013 год Участие в городском конкурсе по ПДД в рамках «Декада Светофор-зима 2013г», по теме «Игровые программы по ПДД» - учащийся 6 класса Шапогатов К. – 2 место.
2013 год Участие в городском конкурсе по ПДД в рамках «Декада Светофор-зима 2013г», по теме «Особенности зимней дороги» - учащийся 6 класса Рекасон И. – 3 место.
2013 год Участие в городской олимпиаде по оказанию первой медицинской помощи среди отрядов ЮИД – учащийся 6 класса Рекасон Илья – 1 место.
Участие в городском конкурсе «Ускоренная помощь» среди отрядов ЮИД – 2 место.
Участие во всероссийской игре-конкурсе по ОБЖ «Спасатели-2013» - приняли участие 18 учащихся и получили сертификаты.
2013 год Участие в муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ:
1 победитель (7 класс), 3 призера (7 класс), 4 призера (8 класс), 3 призера (9 класс).
2014 год Участие в региональном этапе всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ – 1 призер.
Деятельность по профилактике нарушений ПДД.
Роткина О.А. осуществляет руководство кружком Юных Инспекторов Дорожного Движения (далее ЮИД) МБОУ «Гимназии». Основные задачи данной работы:
углубить знания основ правил безопасного поведения на дорогах и научить сознательно и ответственно относиться к личной безопасности и безопасности окружающих; обучить основным методам пропаганды; познакомить с работой сотрудников органов внутренних дел, историей ГИБДД, транспорта; закрепить технику выполнения несложных элементов фигурного вождения велосипеда. Отряд ЮИД занимается пропагандой ПДД:
Патрулирование с отрядом ЮИД МБОУ «Гимназия» микрорайона, изготовление листовок по пропаганде ПДД, участие в городской акции «День Памяти Жертв ДТП» .
Профессионально-деловые качества педагогического работника:
Ольгу Александровну отличают такие качества, как профессиональные знания в области учебного предмета ОБЖ, организованность, ответственность и исполнительность. Учитель способен к адекватной самооценке, в полной мере реализует профессиональный опыт на занимаемой должности.
Взаимодействие с родителями, другими педагогами, работающими с учащимися:
Роткина О.А. осуществляет следующую работу с педагогическим коллективом:

Инструктажи по обеспечению технике безопасности при проведении образовательного процесса, обеспечению антитеррористической защищенности, пожарной безопасности, безопасности дорожного движения.
Роткина О.А. выступала на родительских собраниях на темы «Правильное питание», «Ответственность за нарушения ПДД», «Профилактика нарушений ПДД».
Награды, грамоты, поощрения:
2012 год – Грамота МБОУ «Гимназия» г. Черногоска за подготовку призера Всероссийской олимпиады школьников на муниципальном уровне;
2012 год – Благодарственное письмо ГУО администрации г. Черногорска, ГИБДД ОМВД России по г. Черногорску за организацию деятельности отряда ЮИД, воспитание законопослушных участников дорожного движения и личный вклад в развитие Лиги ЮИД г. Черногорска;
2013 год – диплом «Учитель цифрового века» за активное применение в работе современных информационных технологий, эффективное использование цифровых предметно-методических материалов, представленных в рамках проекта;
2013 год – Благодарность как координатору всероссийской игры-конкурса по ОБЖ «Спасатели-2013».


Директор МБОУ «Гимназия» С.Н. Шевченко






















15