Выбор логически возможных способов деятельности на уроке.



Выступление на педагогическом советеВыбор логически возможных способов деятельности на уроке.
Выполнила: Шестакова Н.М., учитель русского языка и литературы, МОУ “Гимназия №1 г. Майского “.

Процесс воспитания и обучения – это творческий процесс, и его подлинная научная основа заключается не в том, чтобы не отступать ни на шаг от намеченного, а в том, чтобы суметь в процессе урока внести необходимое изменение в то, что намечено.
Каждый урок должен быть результативным, и достичь этого можно только при условии, если привить учащимся стремление к активной творческой деятельности. По тому, насколько самостоятелен ученик в решении поставленных перед ним задач, можно судить о прочности его знаний. А прочными знания становятся тогда, когда усвоение материала носит осмысленный характер, когда в приобретении их активная роль принадлежит самому ученику.
Готовясь к уроку, учитель продумывает материал именно так, чтобы открыть перед учениками “узелки “ знаний (по выражению В. Сухомлинского), в которых переплетаются причинно – следственные, временные, функциональные связи, где рождаются вопросы. А вопрос – это уже стимул, пробуждающий желание знать. Перед тем как идти на урок, учитель должен задать себе вопрос, что я сделаю для пробуждения активных умственных усилий, чтобы ученик был активным участником процесса овладения знаниями. Что на уроке учитель объяснит до конца, а что оставит недосказанным. Недосказанное – это для мышления учеников. Здесь нет никаких рецептов на все случаи. Всё зависит от содержания материала и от знаний, которые уже есть у школьников.
Но вот в сознании учеников возник вопрос. Дальше вы стремитесь к тому, чтобы из всего запаса знаний, которыми уже овладели дети, отделить именно те знания, которые необходимы для ответа на вопрос. Мысль одного школьника пробуждает мысль другого. Иногда при таком добывании знаний бывает, что отдельные ученики пассивно воспринимают – только слушают ответы товарищей, сами же не напрягают умственных усилий. А надо, чтобы добывали знания все. Самых пассивных и невнимательных удаётся вовлечь в работу разными способами. Одним из таких способов является индивидуальное задание; хорошо стимулирует внимание ролевая деятельность, например, И. Иванов – сегодня будет экспертом ответов товарищей. Бывает и так, что, подведя к вопросу, вы объясняете материал сами. Для того чтобы и в этом случае ученики активно трудились, вам необходимо хорошо знать их знания. Надо увидеть, как воспринимает ученик материал, понимает ли он сказанное учителем. И надо мгновенно вспомнить, что именно могли забыть ученики, от чего зависит непонимание материала. Бывает, что для уяснения этого вопроса достаточно поставить вопрос, и вам уже станет ясно, в чём затруднения.
Но даже форма постановки вопроса вытекает из особенностей класса. В одном классе, если учитель желает создать эвристические, поисковые ситуации, он сформулирует вопрос следующим образом: “ По каким трём признакам определяется существительное как часть речи?”, но совершенно по – иному звучит формулировка в другом классе: “Что вы знаете о значении и грамматических признаках существительного?”
На этапе актуализации знаний эффективен приём “знание о незнании”, организованный различными способами: самопроверка, взаимопроверка, тест – опрос, работа с сигнальными карточками или разминка “третий лишний”. Здесь учащиеся определяют границы собственных знаний и незнаний, что учит их активнее анализировать свой ученический опыт. Учитель, исходя из данной ситуации, анализирует свою позицию с целью эффективности методов и способов деятельности для развития личности ученика.
Достаточно трудно усваивается учащимися тема “Причастие”. На уроке определяем способы образования действительных причастий. Планируя урок в классе с высокой учебной мотивацией, избираю исследовательский метод и продуктивные виды деятельности. Перед классом ставлю вопросы, требующие творческого осмысления изучаемого материала.
1. Почему действительные причастия образуются от глаголов как переходных, так и непереходных, а страдательные причастия только от переходных?
2. Почему причастия настоящего времени образуются только от глаголов несовершенного вида?
Опираясь на ранее приобретённые знания, учащиеся в ходе эвристической беседы нашли правильные ответы на поставленные вопросы. А чтобы развить их творческий потенциал, дома они постараются сочинить сказку об образовании действительных причастий.
Совершенно иной подход к изучению данной темы в классе, где низкий уровень знаний, низкая мотивация на учение, нацеленность на времяпровождение. В этом классе в руководстве умственным трудом особое место занимает проблема интереса. Интерес – это особая эмоциональная окраска мыслей, сопутствующих процессу овладения знаниями. Для того чтобы создать в классе проблемную ситуацию, я использую элементы занимательности: лингвистическую сказку, а затем визуальная работа с таблицей. И в этом контексте основным методом обучения является объяснительно – иллюстративный с рецептивной учебной деятельностью.
Часто в своей практике использую алгоритмические предписания, т.к. это облегчает целенаправленную организацию мыслительной деятельности учащихся в процессе применения правил. Если в сильном классе учащиеся самостоятельно составляют алгоритм, то в слабом классе эта деятельность осуществляется под руководством учителя. Стоит в таком классе организовать “ комментированное” письмо с подробным устным объяснением по алгоритму, коллективно выполнить упражнение по учебнику. И лишь после этого переходить к написанию предупредительного диктанта с использованием алгоритма. В более подготовленном классе после самостоятельно составленного алгоритма, учащиеся сами контролируют своё письмо по алгоритму, записывая в скобках номер операции алгоритма без помощи учителя.
Усвоение знаний имеет место там, где знания становятся для ученика чем – то своим, затрагивающим собственные мысли, чувства, побуждающим к поискам. Поэтому отбирая к уроку дидактический материал, стараюсь при помощи его реализовать воспитательный и развивающий аспекты урока. Но иногда содержание дидактического материала способствует организации исследовательской деятельности учащихся. Так учебный текст на уроке по словообразованию, пробудивший чувства учащихся, способствовал созданию исследовательской работы учащегося “ Моя родословная”. А индивидуальное задание к уроку “Этимология” вызвало интерес у другой ученицы, и она написала исследовательскую работу “Что в имени тебе моём…” Анализ данных ситуаций дал мне возможность пересмотреть подачу, казалось бы обыденной, порой ежеурочной диктовки. Теперь мы обязательно прервёмся на интересном месте, помолчим, пауза стимулирует постоянный интерес класса к содержанию текста. А ещё, стимулируя интерес, предлагаю часть текста на одном уроке, а другую – запишем на следующем.
Анализируя познавательную деятельность учащихся, учитель своевременно корректирует в ходе урока формы работы. Например, запланирована орфографическая разминка на повторение правописания Ь знака. Но данная форма работы превратится в задание, ориентирующее учащихся на поиски разнообразных вариантов выполнения задания в том случае, если я сформулирую задание следующим образом: сколько вариантов группировки слов можете вы предложить? Укажите, что лежит в основе группировки. Учащиеся могут предложить массу вариантов: 1) наличие ь и его отсутствие; 2) тип склонения; 3) род; 4) падеж и т.д. После проверки домашнего задания учитель выявил степень усвоения материала. Учащиеся удовлетворительно усвоили данное правило, значит, предупредительный диктант, планируемый ранее, целесообразнее и эффективнее провести в форме выборочного или распределительного диктанта.
Литература в 6 классе. Анализ рассказа В.Г. Распутина “Уроки французского”. Первый этап урока – выявление читательского восприятия – вскрывает совсем не запланированную проблему: текст не прочитан большей частью учащихся. А ведь цель, сформулированная для учащихся: дать характеристику Лидии Михайловне и главному герою. Принимаю решение обратиться к эпизоду игры в “замеряшки”, т.к. этот момент в жизни главного героя является переломным. После прочтения задаю вопросы, стимулирующие внимание к авторским комментариям, к жестам, мимике героев, к деталям. Что даёт нам определить основные качества мальчика: честность, чувство собственного достоинства, уважения к старшим, азарт; удивительную чуткость, доброту учительницы. Пока картина не полная, но мне необходимо вызвать интерес к произведению, к его прочтению. Задаю вопрос: почему учительница решилась играть на деньги с учеником? Ответ дети найдут в тексте. Для того чтобы учащиеся проявили актёрские способности, на следующий урок инсценируем этот эпизод
А закончить хочу своё выступление размышлениями В. Сухомлинского: “…урок не перенесение заблаговременно приготовленной и размеченной выкройки на ткань. Вся суть дела в том, что мы имеем дело с очень нежной тканью – с живой душой ребёнка. И поэтому подлинный мастер держит выкройку как бы в уме. Подлинное педагогическое мастерство заключается в умении совершенно изменить план урока, как это становится необходимым. И чаще всего именно и бывает так, что план меняется. Учитель, чувствуя, анализируя логику развития урока, присматриваясь и прислушиваясь к тонкостям умственного труда учащихся, умеет правильно отступать от намеченного плана, подчиняя его структуру закономерностям мышления”.