Статья на тему Природное краеведение, как одно из направлений краеведческой деятельности


ПРИРОДНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ, КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРИМЕНЕНИИ КРАЕВЕДЧЕСКОГО АСПЕКТА ПРЕПОДАВАНИЯ ГЕОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО
Молдованова Раиса Николаевна Тихорецкий район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 22 станицы Отрадной муниципального образования Тихорецкий район.
Контактный телефон: 918-268-57-20
981-969-53-73
АННОТАЦИЯ
Статья «Природное краеведение, как одно из направлений краеведческой деятельности в применении краеведческого аспекта преподавания географии в условиях реализации ФГОС ООО» отражает роль и значение природного краеведения при изучении природы своей местности и края.
Одним из направлений при воспитании личности ученика является именно краеведение, которое содействует осуществлению общего образования, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся. Краеведение способствует воспитанию чувства любви к своим родным местам, чувства уважения к людям труда, ветеранам Великой Отечественной войны, которые живут рядом.
Краеведческий подход в преподавании географии имеет большое значение, он учит учащихся видеть, ощущать, наблюдать, создавать; ведь близкое в природе, в человеческой жизни, в хозяйстве понятнее, проще, яснее, чем чужое и далёкое.
Примеры из местной природы, хозяйства более понятны и доступны, помогают перейти от книги к реальной жизни.
География – это тот предмет, который с первого урока способствует наблюдению, исследованию учащимися природы и хозяйственной деятельности человека.
Основной проблемой географического образования является разрыв между теоретическими знаниями и их практическим воплощением. Школьники изучают огромную массу понятий, но на практике сталкиваются лишь с 20-30 % изучаемого материала. Учащиеся, изучая учебный материал, знакомятся с географическими моделями и фотографиями холмов, речных террас, оврагов, родников, болот, озер, но крайне редко сталкиваются в жизни с этими природными объектами. Поэтому школьного природное краеведение призвано сгладить этот разрыв, перекинув «мостик» между теорией и практикой.
В статье отражена организация краеведческой работы с детьми, которая обогащается знаниями, природы родного края через организацию походов и экскурсий, благодаря которым обучающиеся знакомятся ближе с населением, изучают работу местных организаций и предприятий.
Краеведение, как для учителя, так и для обучающихся, - верный путь к научной исследовательской деятельности. В процессе краеведческой работы учащиеся самостоятельно усваивают учебный материал и приобретают навыки, необходимые в жизни, готовятся к практической деятельности и расширяют общеобразовательные знания. В обучении географии краеведение - одно из средств осуществления воспитывающего обучения. Работы, связанные с изучением родного края, помогают формированию географических понятий.
Краеведение помогает формированию общих представлений о мире, о взаимосвязях в природе и обществе. Любой объект, явление природы или человек, живущий в обществе, могут и должны быть в поле зрения ученика-краеведа. Именно краеведение развивает познавательный интерес к своей малой родине, знакомит с лучшими людьми родного края, неповторимой природой, памятниками архитектуры, возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам родной земли, ее природным особенностям и преданиям.
Среди многих форм, приемов и методов работы с обучающимися по краеведению особое место занимают туристские походы, которые дают возможность сразу приобщить подростка к экологии родного края, этнографии и археологии, географии и истории,   искусству и литературе, а также многим другим отраслям знаний и науки.
Школьное краеведение является важным фактором нравственного, трудового, эстетического, экологического и физического воспитания школьников, способствует патриотическому воспитанию, общему образованию, расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения.
Краеведческую работу в школе под руководством учителей ведут сами учащиеся. При этом объем, содержание и формы краеведческой работы зависят от возраста учащихся, от их общего кругозора, уровня знаний и умений. Вместе с развитием кругозора учащихся, их знаний и умений, расширяются возможности для внеклассной краеведческой работы, повышается уровень самостоятельной работы школьников. Формы краеведческой работы разнообразны.  Наряду с наблюдениями, записями и зарисовками на экскурсиях, чтением дополнительной литературы по своему краю, ведение дневников в походах, все большее значение приобретает поисковая и исследовательская деятельность.
Краеведение – это и школа познания, и школа воспитания культурой, и школа становления и закрепления представлений о взаимосвязи природы и общества, о взаимосвязи наук. Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле, ее природным особенностям и преданиям, к исконным занятиям предков. Его воздействие велико и на разум наш, и на душу.
Краеведение – одна из самых комплексных наук, и юные краеведы могут приложить свои силы и знания в исследовании исторических документов и фактов, экологических проблем, связанных с загрязнением атмосферы, почвы, гидросферы, природных сообществ, заболеваний у людей, растений и животных, связанных со сложной экологической обстановкой, культовых сооружений, памятников культуры и природы, отдельных элементов и компонентов природы. В краеведческой деятельности определились особые направления краеведения – экологическое, историческое, географическое, литературное и другие, при этом основными задачами краеведа остаются: природоохранная деятельность, просветительская, научная, памятникоохранная.
Краеведением в нашей школе занимаются не только на уроках биологии, географии, истории. Ведется систематическая работа во внеурочное и каникулярное время. Для этого в летний период организуются однодневные походы по окрестностям станицы Отрадной и в близлежащие станицы как Тихорецкого района, так и Тбилисского и Выселковского районов. Учащиеся школы на протяжении ряда лет в рамках долгосрочной краевой целевой программы «Кубанский край – земля родная» принимали участие в краевых учебно-спортивных полевых экспедициях «Юный историк-краевед», в многодневных краевых походах «Через горы – к морю. Дорогами древних цивилизаций», «Кавказ-транзит», «Боевыми тропами Кавказа». Обучающиеся живут в походных условиях, изучают природные особенности данной местности, отрабатывают навыки поведения в природе, на воде, выживания в экстремальных условиях.
На основе материалов, собранных во время путешествий обучающиеся в течение учебного года выполняют разнообразные работы: составление маршрутов, творческих отчетов, гербариев, выступлений с сообщениями об интересных природных явлениях, написание исследовательских работ.
Возрастной состав участников туристских походов всегда разнообразен, что благотворно влияет на микроклимат в коллективе, учит детей взаимовыручке, помощи, имеет большое воспитательное значение.
В рамках внеурочной деятельности ФГОС НОО на протяжении трех лет в школе действует клуб «Туристята». Программа клуба предусматривает получение не только теоретических знаний по географии, экологии и истории родного края, но и отработку умений и навыков на практике.
Природное краеведение – это один из путей формирования у обучающихся интереса и склонности к полевой исследовательской работе, патриотическому и нравственно-эстетическому воспитанию, так как оно помогает увидеть и оценить красоту родной природы, ощутить ее эмоциональное и нравственное воздействие. Сущность школьного природного краеведения заключается в комплексном изучении природы, важнейших аспектов ее развития и динамики в данной местности на основе использования доступных для подростков методов исследования физико-географических наук.
Туризм, как часть природного краеведения, расширяет кругозор учащихся. Туристы-краеведы убеждаются, как богата наша природа, как необъятны ее просторы, какие славные люди живут на Кубанской земле. Но не только в этом значение туризма: важная задача в воспитании коллективизма, правильного отношения к товарищам, глубокой и принципиальной дружбе. Чем труднее поход, тем нужнее испытанный товарищ. В походе воспитывается выносливость и смелость. Встречается очень много трудностей и каждая победа придает учащимся уверенности в своих силах.
Путешествия по этому району связаны с пребыванием на свежем воздухе и с максимальным использованием естественных сил природы (воды, воздуха и солнечных лучей), что способствует укреплению здоровья и закаливанию организма подростков. Туризм связан с умением хорошо ходить, бегать и плавать, лазать и переносить грузы, преодолевать различные естественные и искусственные препятствия, а зимой ходить на лыжах. Путешествия способствуют выработке у подростков прочных двигательных навыков, которые приходится применять в самой различной и часто меняющейся обстановке.
Важнейшая сторона природного краеведения детско-юношеского туризма – оздоровительная. Оздоровление и физическое развитие особенно нужно детям, которые постоянно проживают в городских условиях. Значительную часть времени они проводят в закрытых помещениях, а если и гуляют на улице, то при современном неблагополучном экологическом состоянии городов и поселков такие прогулки вряд ли можно считать полезными. А потому даже однодневный туристский поход является эффективным средством оздоровления и профилактики некоторых заболеваний. Походы с обучающимися, туристские соревнования, экскурсии, проводимые на природе, разрывая напряженную учебную деятельность, снимают нервное напряжение.
Оздоровительная задача в походе решается посредством правильно рассчитанного графика прохождения маршрута с соблюдением оптимального режима физических нагрузок и активного отдыха, использования благотворного воздействия природных факторов на все функции организма, соблюдения правил гигиены, правильной организации питания.
Всякий туристский поход предполагает серьезную двигательную работу – прохождение намеченного маршрута. В походе «спортивным соперником» туристов выступает географическая среда, сама природа становится здесь главным помощником учителя в воспитании и обучении детей.
При поверхностном взгляде кажется, что прохождение намеченного маршрута – это «пустая шагистика», не имеющая ничего общего с интеллектуальным развитием человека. Но это не так. Еще основоположник научной системы физического образования в России П.Ф. Лесгафт, опираясь на мысль великого французского просветителя Ж.Ж. Руссо, доказал, что умственное развитие человека находится в прямой связи с его физическим развитием, что физическое движение и мысль находятся в прямой зависимости.
Важны и радостные впечатления, положительные эмоции: какой восторг бывает у ребят, когда они в июльский зной могут поваляться на снегу, облака под ногами, а не над головой!
Литература
Берман А.Е. Юный турист. М: Физкультура и спорт., 1977
Константинов, Ю.С. Туристско-краеведческая деятельность в школе: учеб. пособие [Текст] / Ю.С. Константинов, С.С. Митрахович. - М.: ИСВ РАО, 2011. – 352с.
Остапец А.А. На маршруте туристы следопыты М.: Просвещение., 1987
Прилуцкий, Л.Д. Дороги, открытые всем [Текст] / Л.Д. Прилуцкий. – М: Советская Россия, 1976, - 223с.
Самойленко А.А. Теория, методика и практика детско-юношеского туризма. Учебное пособие. – Краснодар: Изд-во КСЭИ, 2011. 325 с