МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для педагогов дополнительного образования по теме: «Технология организации самообразования педагогов»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования дом детского творчества
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
для педагогов дополнительного образования
Дата проведения ТО: 15.10.2015г.
Методист ДДТ Свиколкина Г.С.
Тема:
«Технология организации самообразования педагогов»
Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:
1 этап – установочный. Он предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; выбор цели работы, исходя из научно-методической темы (проблемы) школы; формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий.
2 этап – обучающий. На этом этапе педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования.
3 этап – практический. На этом этапе происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.
4 этап – теоретический. В ходе этого этапа происходит осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов. На данном этапе целесообразно организовать коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы; творческие отчеты о ходе самообразования на заседаниях ТО, на районных МО; посещение с обсуждением открытых занятий и другие коллективные формы работы.
5 этап – итогово-контрольный. На этом этапе педагог должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе.
Система самообразовательной работы педагога предусматривает: текущее и перспективное планирование; подбор рациональных форм и средств усвоения и сохранения информации; овладение методикой анализа и способами обобщения своего и коллективного педагогического опыта; постепенное освоение методов исследовательской и экспериментальной деятельности.
План самообразования педагога должен включать:
· перечень литературы, которую планируется изучить;
· формы самообразования;
· срок завершения работы;
· предполагаемые результаты (подготовка доклада, выступление на заседании ТО, планы-конспекты, описание опыта работы, оформление результатов в виде отчета и т.д.)
Материал, собранный в процессе самообразования, целесообразно разделять на отдельные темы и сохранять в виде карточек, специальных тетрадей, тематических папок, личного педагогического дневника. Важное значение в процессе занятий по самообразованию имеет умение работать с литературными источниками: делать выписки, составлять конспект, тезисы прочитанного, развернутый план или аннотацию.
Участие администрации является важным как в процедуре анализа и самооценки педагогической деятельности, так и в процессе разработки индивидуальной программы развития, ее реализации, мониторинга результативности. Привлечение специалистов к сотрудничеству с педагогом, наставничество, консультирование, рационализация личного труда, создание условий для актуализации полученных знаний, опытно-экспериментальной, исследовательской работы, вовлечение в процесс инновационных преобразований – далеко не полный перечень организационно-педагогических мероприятий руководителя по отношению к педагогу. Для того чтобы справиться со всеми задачами, руководителю самому необходимо постоянно заниматься самообразованием. Важно не только правильно определить и ранжировать круг возникающих и интересующих проблем, подобрать литературу для изучения, но и применить приобретенные знания на практике. Результаты самообразовательной работы директора, его заместителей должны становиться достоянием членов педколлектива, оказывать эффективное влияние, как на совершенствование управления, так и на жизнедеятельность учреждения в целом. Задача администрации не в том, чтобы учить педагога всю жизнь, а в том, чтобы он научился это делать сам.
В методическом кабинете в помощь педагогам в их самообразовательной деятельности должен формироваться банк материалов:
· списки рекомендованной для самостоятельной работы литературы; материалы передового педагогического опыта;
· разные варианты планов работы по самообразованию;
· тексты докладов;
· образцы рефератов по итогам самообразовательной деятельности;
· образцы конспектов литературных источников;
· новинки психолого-педагогической литературы.
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
ПЕДАГОГА НАД ТЕМОЙ САМООБРАЗОВАНИЯ
(рекомендации)
Этапы
Содержание работы
Сроки
Форма представления результатов
I. Диагностический
1. Анализ затруднений.
2. Постановка проблемы.
3. Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта
Первый год работы над темой
Собеседование с
руководителем ТО
II. Прогностический
1. Определение цели и задач работы над темой.
2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
3. Прогнозирование результатов
Первый год работы над темой
Выступление на заседании ТО
III. Практический
1. Внедрение передового педагогического опыта; системы мер, направленных на решение проблемы.
2. Формирование методического комплекса.
3. Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов.
4. Корректировка работы
Второй год работы над темой
Открытые занятия, выступления на заседании ТО
IV. Обобщающий
1. Подведение итогов.
2. Оформление результатов работы по теме.
3. Представление материалов
Третий год работы над темой
Выступления на заседании методического совета, на заседании педагогического совета
V. Внедренческий
1. Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.
2. Распространение опыта
В ходе
дальнейшей педагогической деятельности
Реферат, индивидуальный творческий проект и др.
СТРУКТУРА ПЛАНА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:
1. Индивидуальный план самообразования на год (ы)
2. Должность (руководителя, учитель, классный руководитель)
3. Ф. И. О
4. Образование (когда и какое учебное заведение окончил)
5. Когда обучался на курсах
6. Общешкольная тема, проблема над которой школа будет работать в ближайшие 3 (5) лет
7. Индивидуальная тема, проблемы над которыми будет работать учитель на данный период (по годам).
8. Когда начата работа над темой
9. Когда предполагается закончить работу над темой.
10. Цели и задачи самообразования по теме.
Форма плана
№ п/п
Содержание
Сроки
Форма завершения работы
Примечание
Разделы:
1. Изучение инструктивно-нормативной документации
2. Научно-теоретическая подготовка по своему направлению
3. Практическая реализация изученных материалов в УВП
4. Научно-методическая подготовка
ТЕМА, НАД КОТОРОЙ РАБОТАЕТ ПЕДАГОГ
В начале каждого учебного года все педагоги выбирают «Тему, над которой работает» и фиксируют эту тему в планах творческого объединения. Возможных вариантов тем огромное количество. Примерные темы:
Система блочного тестирования на занятиях
Работа с одаренными детьми
Интегрированные занятия
Нестандартные творческие работы на занятиях
Разработка комплекса воспитательных мероприятий в детском объединении
Игровые моменты на занятиях
Развитие культуры речи на занятиях
Интерактивные методики в обучении
Использование системы опорного конспектирования на занятиях
Опережающее обучение
Этот список можно продолжать настолько, насколько хватит творческой педагогической фантазии, опыта, проблем и интересов. Любая тема должна быть направлена на повышение эффективности обучения тому или иному направлению творческой работы, воспитательной цели, выработке новых педагогических приемов и методик.
ЛИЧНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА
На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:
название темы
цели
задачи
предполагаемый результат
этапы работы
сроки выполнения каждого этапа
действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой
способ демонстрации результата проделанной работы
форма отчета по проделанной работе
По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для коллег.
ОТ САМООБРАЗОВАНИЯ К ОБОБЩЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Совершенствование качества образования обучающихся в УДОД напрямую зависит от профессионального уровня педагогических кадров. Неоспоримо, что этот уровень не только должен постоянно поддерживаться, но и развиваться. И здесь на первый план выходит самообразование педагогов. Под самообразованием традиционно понимают осуществляемую человеком познавательную деятельность, которая: во-первых, осуществляется добровольно; во-вторых, управляется самим человеком; в-третьих, необходима для совершенствования каких-либо качеств человека, и сам человек это осознает. Самообразование будет продуктивным, если в процессе реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию; педагог понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а следовательно является открытым для изменений; педагогическая рефлексия станет необходимым атрибутом педагога -профессионала; программа профессионального развития педагога будет включать в себя исследовательскую, поисковую деятельность; если будет осуществляться взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития. Однако, как бы ни были высоки способности педагога к самообразованию, не всегда данный процесс качественно реализуется на практике. Далеко не все педагоги способны самостоятельно проявлять инициативу с целью переосмысления и перестройки своей деятельности. Они нуждаются в помощи по вопросу формулирования темы, составления плана, определения перспективности своей деятельности. Не секрет, что нередко самообразовательная деятельность педагогов носит формальный характер, является оторванной от практической деятельности педагогов и непродуктивной, отсутствует системный подход к самообразованию, нет глубокого анализа результатов и апробирования их на практике. Причинами выявленных недостатков, на наш взгляд, являются невысокий уровень анализа своей деятельности участниками образовательного процесса; ценностью работы над самообразованием продолжают оставаться обезличенные знания, умения и навыки, а не развитие и саморазвитие личности. Перечисленные трудности свидетельствовали о необходимости создания в нашей школе благоприятных условий для развития самообразования педагогов с целью формирования высокого профессионального мышления, организационной культуры, устойчивой потребности в самосовершенствовании, непрерывного стремления к изучению опыта самостоятельного приобретения знаний. Процесс профессионального самообразования чрезвычайно индивидуален. Какой бы путь профессионального развития не избрал тот или иной педагог, в нем всегда должна присутствовать мотивация, от уровня которой во многом будет зависеть качество данного процесса. Используя метод ранжирования, мы предложили педагогам определить ряд мотивов и потребностей, побуждающих их к самообразованию. В пятерку ведущих мотивов вошли: 1.Ежедневная работа с психолого-педагогической информацией, необходимая при моделировании занятия; 2.Модернизация образования; 3. Интерес к самому процессу обучения; 4. Желание творческого развития; 5. Профессиональная конкуренция. Уровень сформированности мотивов и потребностей самообразования является важным показателем профессионального развития педагога. Поэтому одна из задач администрации как раз и состоит в том, чтобы сформировать у каждого члена педагогического коллектива потребность в творческом росте, развивать желание быть успешным. О том, что педагог живет до тех пор, пока он учится, известно давно. Тем не менее методическое обучение педагога, на наш взгляд, должно быть научно-организованным, системным и целенаправленным. Системная работа по организации самообразования, безусловно, начинается с аналитической работы, то есть с диагностики, что позволяет выявить как слабые, так и сильные стороны психолого-педагогической и общекультурной готовности педагогов к самообразованию. Педагогическую диагностику, в первую очередь, стараемся строить на принципах целенаправленности и адресности, изучении конкретного педагога во взаимосвязи с педагогическим коллективом; следим, чтобы диагностические процедуры соответствовали современным достижениям педагогической науки и практики; ведем учет результатов диагностики в дальнейшей деятельности педагога. Педагогическая диагностика ни в коем случае не должна превратиться в самоцель, поэтому ее результаты подвергаются тщательному анализу, служат основой для выработки рекомендаций для коррекции деятельности педагога. Осуществление диагностического подхода в системе самообразовательной работы позволяет нам учитывать индивидуально-личностные особенности и потребности педагогов, аспекты психологической совместимости при создании творческих микрогрупп;намечать программу профессионального роста каждого педагога путем оптимизации самообразовательной деятельности педагогического коллектива; более объективно оценивать промежуточные и конечные результаты управленческо-методической деятельности педагогов; определять перспективы создания наиболее благоприятных условий для развития творческой деятельности педагога. Зачастую особую сложность вызывает у педагогов, независимо от их педагогического опыта и стажа работы, процесс определения и формулировки темы самообразования. Бытующее мнение о том, что тема самообразования – это только личная проблема педагога, является ошибочным. Если в деятельности учреждения образования актуальным является единый подход всех членов педагогического коллектива к решению общей педагогической проблемы, то, исходя из этого, должна определяться значимость тематики самообразования каждого педагога. Тема может быть определена как на один год, так и на несколько лет. Сроки работы над темой зависят, в первую очередь, от ее глубины и значимости как для педагога, так и учреждения образования. Новые темы самообразовательной работы вполне могут быть логическим продолжением предшествовавшей самообразовательной работы. Согласно проведенного анкетирования о факторах, влияющих на выбор темы самообразования, педагогами отмечены: 1. Результаты диагностики уровня готовности педагогов к профессиональной педагогической деятельности. 2. Анализ результатов прошедшего учебного года. 3. Состояние педагогического процесса ДДТ на начало учебного года, методическая тема ТО. 4. Научно-методические интересы и потребности педагогов дополнительного образования ДДТ. 5. Инновационные педагогические технологии. Необходимо помнить о том, что все цели для их результативного достижения должны быть реальными и конкретными; с выраженными характеристиками рубежности, определенности, краткосрочности и технологичности. Педагогический коллектив – это сложный, полиструктурный объект управления, поскольку педагоги отличаются по возрасту, полу, образованию, стажу, по уровню профессиональной подготовленности, личностного развития, педагогического мастерства, готовности к инновациям и многим другим основаниям. В любом коллективе нет и не может быть двух одинаково подготовленных в теоретическом и методическом отношении педагогов даже среди тех, кто проработал много лет. Поэтому и уровень самообразования у всех будет разный. Условно можно выделить четыре уровня самообразования. Зная характерные особенности каждого из них, педагог сможет определить свой индивидуальный уровень, что, в свою очередь, даст возможность объективно подойти к самооценке себя как профессионала. Первый уровень низкий. Деятельность педагога данного уровня характеризуется спонтанным, внесистемным самообразованием, часто под воздействием внешних обстоятельств (например, накануне проверки). Для педагога, находящегося на втором уровне, среднем, характерно ситуативное самообразование на фоне интереса к новой информации, процессу познания, удовлетворению своих познавательных потребностей. Третий уровень высокий. Педагога этого уровня отличает систематическое целенаправленное самообразование, которое осуществляется на основе овладения той или иной технологией. Наивысший уровень самообразования характерен таким педагогам, для которых данный вид деятельности становится постоянной жизненной потребностью, и он носит чаще всего исследовательский характер. Мы убеждены, что в процессе активизации деятельности педагогов по самообразованию важна реализация дифференцированного подхода и в определении основных направлений профессионального развития. Не может не радовать тот факт, что из двух групп источников самообразования педагоги отдают предпочтение источникам, которые способствуют профессиональному развитию. Значение дифференцированного подхода мы видим в том, что он позволяет исключить неоправданную и нецелесообразную уравниловку, дает возможность более эффективно работать с каждым педагогом, способствует реализации желания творческих педагогов быстрее и глубже продвигаться в самообразовании и развитии, позволяет учитывать профессиональные запросы и интересы педагогов, повышает уровень их мотивации. Если педагог выходит на уровень педагога-творца, то, естественно, план его работы будет отличаться как приоритетными направлениями деятельности, так и содержательным наполнением. Тема будет иметь проблемный, исследовательский характер, что, в свою очередь, найдет отражение в его профессиональной позиции, взглядах, подходах, действиях педагога. Думаю, каждого из нас интересует ответ на вопрос: как построить оптимальную систему самообразовательной работы, которая способствовала бы повышению уровня профессионально-личностного развития педагогов без их перегрузки, «профессионального сгорания» и других проблем? Целесообразно в этом случае самообразование педагогов осуществлять поэтапно: - на 1 этапе создается определенный настрой на самостоятельную работу; выбирается цель работы, формулируется личная индивидуальная тема, происходит осмысление последовательности действий.
- на 2 этапе педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой;
- вовремя 3 этапа происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов.
- 4 этап предусматривает теоретическое осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов.
- 5 этап - итогово-контрольный, где педагог должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты.
Для того чтобы самообразование носило целенаправленный системный характер и было результативным, администрация, как правило, рекомендует членам педагогического коллектива разработать индивидуальные программы (планы) саморазвития.
В процессе работы над темой самообразования у педагога могут возникать затруднения на том или ином этапе, что вполне реально и объяснимо. Поэтому он должен иметь возможность получить квалифицированную помощь от методиста, администрации, руководителя творческого объединения, более опытных коллег, а также в процессе курсового повышения квалификации.
В ходе работы в план могут вноситься коррективы и изменения, предусматривающие иные способы достижения прогнозируемых результатов.
Завершается работа над индивидуальной темой самоанализом и самооценкой эффективности ее исполнения. Отводится время для обобщения и оформления материалов. Пополняется авторская методическая копилка, в качестве которой может выступать индивидуальное профессиональное портфолио.
Итоги совместной работы педагогического коллектива по данному направлению, как правило, подводятся в конце года на педагогическом совете или итоговом творческом объединении, например, на фестивале методических идей.
При организации отчета педагога о результатах самообразования необходимо обратить внимание на то, что эта работа предполагает не просто изложение материала о проделанном, но и требует наглядной демонстрации продукта труда, в качестве которого могут выступать:
1) разработанные сценарии, исследования, презентации, новые формы, методы и приемы обучения, дидактические материалы, тесты, методические рекомендации, информационные бюллетени;
2) доклады, выступления, творческие отчеты, открытые занятия;
3) проведение тренингов, семинаров-практикумов, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме.
Самообразовательная деятельность педагогов станет более продуктивной, если они четко будут знать критерии эффективности самообразования, а также ознакомятся с планом изучения администрацией вопросов самообразования. Участниками административного контроля за самообразованием являются: директор, заместители директора, руководители ТО, педколлектив ДДТ и конечно, самое главное лицо, сам педагог. На основании гласного обсуждения работы педагога решаются вопросы повышения категории, надбавок, премии и других способов поощрения творческих педагогов.
Мы убедились, что взаимоконтроль за самообразовательной деятельностью дает возможность представить различные точки зрения (администрации и коллег) на работу педагога и является важным стимулом в организации действительно эффективной методической работы.
Наиболее популярной методикой, позволяющей осуществить внутриучрежденческий контроль за самообразованием педагогов стала:
Методика «Человек со стороны»:
Каждый педагог отсматривает с разрешения коллег 10 занятий.
Задача заключается в том, чтобы по определенной схеме найти все то, что было бы полезно для «посетителя».
После посещения занятия на семинаре все проверяющие, не имея права критиковать и искать недостатки, выступают с аргументированным сообщением о тех находках, которые они сделали во время своего учебно-методического путешествия.
Руководство самообразованием осуществляется путем вынесения на педагогические советы, совещания при директоре, заседания творческих объединений вопросов, связанных с самообразованием; проведения индивидуальных бесед, циклов лекций, семинаров, совместного обсуждения администрацией и педагогами методов изучения трудных разделов и тем программ.
Чтобы исключить формализм в самообразовательной деятельности педагогов, собеседование, как форму руководства самообразованием, рекомендуется проводить поэтапно на протяжении всего учебного года.
Траектория самообразования напоминает пирамиду, нижней ступенькой которой является адаптация, а верхней саморазвитие.
Пройдя этот нелегкий путь, педагог не станет противиться обобщению своего опыта, как на традиционном, так и на уровне передового педагогического опыта. Главным в данном процессе останется лишь не потерять высоту.
13PAGE \* MERGEFORMAT14815
15