Выступление на педагогическом совете Использование коммуникативных приёмов в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи



Выступление на педсовете
«Использование коммуникативных приемов в работе с
детьми с тяжелыми нарушениями речи»
Подготовила воспитатель
2-квалификационной категории
Панасевич Е.В
2015г.
«Использование коммуникативных приемов в работе с
детьми с тяжелыми нарушениями речи»
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги.
Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.
Очень часто наблюдая за детьми, мы заметили следующие нарушения в общении – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, жалобы педагогу. Это происходит не потому, что дети не знают правил поведения, а потому, что даже старшему дошкольнику трудно “влезть в шкуру” обидчика и почувствовать, что испытывает другой.
Столкнувшись с этими нарушениями, мы стали уделять большое внимание развитию эмоциональной и коммуникативной сферы ребенка.
Мы подобрали игры и упражнения, которые стали чаще использовать в своей работе. Выбор игр и упражнений определяется возрастными и индивидуальными особенностями детей, их психофизиологическими особенностями.
В ходе игровой деятельности дети объединяются в игровые коллективы, перенимают друг от друга имеющиеся знания, необходимость объединяться со сверстником стимулирует развитие связной речи и коммуникативных умений.
В сюжетно-ролевой игре дети учатся жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Дети стали чаще организовывать такие игры, как «Семья», «Парикмахерская», «Больница» куда вовлекают детей младшей группы.
Через некоторое время, используя игры, мы заметили, что дети пытаются проанализировать и объяснить свое поведение. Старшие дети способны уже не только оценить себя, но и достоинства другого ребенка, соответственно к нему отнестись.
У некоторых детей в группе наблюдается снижение ведущей роли в общении, что сигнализирует о трудностях в отношении со сверстниками. Поэтому мы стали больше вовлекать их в игры отдавая предпочтение им, как ведущего.
Заметили разделение детей на популярных и непопулярных. Первые из них пользуются уважением и симпатией сверстников. Они легко вступают с ними в контакт и достаточно свободно общаются. Другие же дети (застенчивые, замкнутые, с нарушением самооценки) стараются держаться в стороне от ровесников, они никогда не предлагают игру первыми. Таким образом, возникают симпатии и антипатии, которые глубоко переживаются детьми. Внутри личностные переживания детей могут привести к агрессивным, негуманным проявлениям эмоций: грубости, зависти, несправедливости, отчуждению. Для их предотвращения мы используем игры на обучения детей межличностному общению со сверстниками.
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.
 У детей с ОНР отмечаются такие психологические особенности как замкнутость, робость, нерешительность, выявляются такие специфические черты общего и речевого поведения как ограниченная контактность, замедленная включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в звучащую речь.
В ходе систематической, целенаправленной работы в частности применение коммуникативных игр, произошли изменения показателей уровня сформированности коммуникативных навыков
        Результаты наблюдения позволили определить необходимые коррекционно- развивающие условия повышения уровня коммуникативной готовности детей с ОНР:
-деления детей на группы по возрастам и диагнозам;
– введение специальных коррекционно-коммуникативных игр и упражнений;
– реализация личностно – ориентированного подхода в общении педагогов с детьми, основанного на принципах гуманистической психологии и педагогики;
– создание условий для формирования позитивности и адекватности самовосприятия и коррекции неадекватной самооценки;
– создание положительно окрашенной, радостной, доброжелательной атмосферы в ДОУ.
      С детьми старшей подгруппы были проведены игры на развития умения конструировать.
«текст для другого»: «Художник слова», «Магазин», «Опиши друга», где они по описанию узнавали друг друга. С помощью этих игр дети учатся вежливо и бережно относиться друг к другу.
С детьми младшей подгруппы проводились игры и упражнения на развития умения активно слушать: «Звериное пианино», «Ласковое имя», где дети учатся взаимодействовать друг с другом.
В результате проведения игр и упражнений многие коммуникативные трудности, свойственные детям с ОНР значительно уменьшились. В дальнейшем это поможет детям реализовать свой потенциал и постепенно овладеть более высоким уровнем общения.