Статья Экологическое краеведение как одно из направлений дополнительного образования учащихся (из опыта работы)
Экологическое краеведение как одно из направлений дополнительного образования учащихся
"Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допуская её разрушения и загрязнения…” А.А.Плешаков
Одной из важнейших задач, стоящих перед современной школой, является развитие самостоятельности, инициативности, формирование умений интенсивно трудиться, включаться в творческий процесс в различных сферах деятельности. Это возможно через приобщение учащихся к исследовательской работе, разработке проектов, организация которых позволяет включить ребят в продуктивную деятельность, где нет готовых ответов. Учащиеся должны самостоятельно добывать необходимые знания, работая с различными источниками информации, проводить их анализ, сопоставлять, обобщать, подтверждать экспериментальными методами. Исследовательские работы возбуждают интерес к решению экологических проблем и, в особенности к изучению проблем своей местности, вызывает чувство удовлетворения полученными результатами; возникает чувство сопричастности за судьбу природных объектов, осознания значимости практической помощи природе родного края. Решая конкретную экологическую проблему, юные исследователи начинают понимать необходимость природоохранной деятельности. Важным является и то, что, включаясь в исследовательскую работу, школьники приобретают умения и навыки постановки и проведения научного эксперимента, учатся работать в лаборатории и вести мониторинг состояния природных экосистем и отдельных компонентов окружающей среды. В свою очередь, это пробуждает интерес к научной работе в целом.
Когда же лучше всего начать заниматься проектно-исследовательской деятельностью по экологии? Как считают специалисты, четких возрастных ограничений нет. Подготовку своих учеников к исследовательской деятельности я начинаю с практического изучения природы в ходе учебных экскурсий на луг, водоем. Ребята знакомятся с представителями флоры и фауны этих мест обитания, работают с атласами-определителями, отмечают сезонные изменения в жизни растений и животных. Такие походы в природу способствуют не только формированию исследовательских умений, но и становлению экологической культуры учащихся. Работу над более сложными исследовательскими проектами мы с ребятами осуществляем после уроков, в каникулы, т. к. они требуют достаточно много времени для выполнения. Каких-либо дополнительных часов на проведение экологической исследовательской работы в учебном плане школы не предусмотрено. Система работы по развитию исследовательских умений школьников складывается из определенных звеньев:
определение проблемы и выбор темы исследования,
работа с литературой,
выбор методики исследования,
проведение исследования,
оформление работы,
защита.
Проблема исследования – это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. Правильная постановка и ясная формулировка проблемы исследования очень важна. Она и определяет стратегию исследования, направление научного поиска. В качестве наиболее важных нами выбраны такие проблемы, как сохранение редких для Рязанской области видов растений; степень загрязненности воды в местных водоемах, чистота воздуха в селе, загрязнение почвы. В рамках выдвинутых проблем определяем темы исследования, например «Экологическое состояние популяции адониса весеннего на территории ООПТ «Стрелецкая дубрава»», «Хохлатка Маршалла, как представитель флоры эфемероидов Троицкой рощи», «Экологическое состояние популяции вида Клен равнинный на территории Троицкой рощи», «Комплексная оценка качества воды в р. Слободка», «Определение чистоты воздуха в с. Лопатино методом лихеноиндикации», «Ассиметрия билатеральных признаков вида карась золотистый как показатель чистоты водоема» и др. Интерес ребят к исследованию тем выше, чем актуальнее их работа. Я помогаю выбрать тему исследования, руководствуясь при этом имеющимися возможностями школы, а они у нас не столь велики. Далее мы вместе с учащимся формулируем гипотезу – научно обоснованное предположение о наблюдаемом явлении. Гипотеза должна быть проверяемой, содержать предположение. Например: если местное население будет продолжать негативно влиять на экологическое состояние лесного биогеоценоза, то это в дальнейшем может привести к исчезновению популяции редких видов растений. Затем определяем цель и задачи исследования. Цель: изучение состояния популяции адониса весеннего на территории Стрелецкой дубравы. Задачи исследования: выявить эколого-биологические особенности адониса весеннего; выполнить геоботаническое описание популяции изучаемого растения и фитоценоза в целом; дать оценку экологического состояния изучаемого объекта и сообщества. Для детального знакомства с поставленной проблемой подбираю необходимую литературу и предлагаю ее учащимся для ознакомления. Важную роль в организации исследования играет методика, где подробно разрабатывается процесс проведения эксперимента, составляется последовательность измерений и наблюдений, детально описывается каждая операция в отдельности с учетом выбранных средств для проведения эксперимента, обосновываются методы контроля качества операций. Методики для выполнения исследований нахожу в различных пособиях и в Интернете. Так методика мониторинга популяций видов растений и сообщества в целом описана в пособии «Территориальная охрана природы» Н.А. Соболева, М.В. Казаковой; методика определения качества воды в малых реках изложена в пособии к.б.н. С.Г. Николаева. Выбранную методику учащиеся детально прорабатывают под моим руководством. На исследовательском этапе работы закладывается опыт, эксперимент, проводится фенологическое наблюдение или мониторинг. Составляются таблицы, проводится математическая обработка результатов, построение, диаграмм, графиков. Исследование по выбранной теме проводим вместе с учащимися, в сотрудничестве достигая поставленной цели. Моя роль заключается в консультировании, оказании помощи в проведении исследования. Все полученные данные фиксируем в дневнике наблюдений, а затем обрабатываем результаты, составляем рекомендации и предложения. Конечным результатом выполнения исследовательской работы является ее защита в форме отчета, доклада, презентации и др.
Основными объектами экологических исследований мы избрали экосистемы ООПТ «Стрелецкая дубрава», небольшой дубовый лес Троицкая роща в окрестностях г. Скопина как места обитания некоторых охраняемых в Рязанской области видов растений, а также речки Слободка, прудов, которые находятся в окрестностях нашего села. На территории ООПТ «Стрелецкая дубрава» нами обнаружена популяция адониса весеннего, мониторинг состояния которой мы ведем с 2007 года. Через год группа учащихся выезжает на территорию дубравы, где закладываются пробные площадки, и ведется учет численности, жизненного состояния изучаемых растений в соответствии с методикой. Кроме того, были организованы экскурсии в Скопинский краеведческий музей, где ребята узнали об истории возникновения названия ООПТ. Встречались с районным специалистом-экологом. За 9 лет исследований выявлена тенденция изменения численности охраняемого вида. К сожалению, она оказалась отрицательной. Учащиеся, которые начинали эту работу уже вышли из стен школы, но и сегодня есть такие ребята, которым свойственна жажда открытия, стремление проникнуть в тайны природы, они с успехом продолжают начатое. В 2012 году нам удалось обнаружить популяцию лилии саранки, которая также стала объектом исследования. Мы ведем мониторинг экологического состояния охраняемого вида, тенденцию изменения численности популяции вида.
Троицкая роща – место, активно посещаемое жителями г. Скопина. Но, несмотря на значительную рекреационную нагрузку, здесь в достаточно большом количестве встречается клен полевой – вид Красной книги Рязанской области, экологическое состояние которого мы взяли под контроль. С результатами работы ученица школы Бычкова Анастасия принимала участие в заочном юниорском конкурсе «Подрост», где получила диплом участника.
Речка Слободка протекает рядом с нашим селом, здесь во время летних каникул ребята проводят свой досуг, их заинтересовало качество воды в реке. Мы решили выявить степень загрязненности воды. Наши первые исследования начались еще в 2005 году. Работа Зыкиной Евгении отмечена дипломом лауреата конкурса исследовательских работ Всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета». В 2006 году мы активно включились в областной проект «Мониторинг водных объектов Рязанской области методом биоиндикации», не прекращаем этой работы и сейчас. Группой учащихся проведено комплексное исследование экосистемы реки, включающее как биоиндикацию качества воды с помощью проб макрозообентоса, так и химический анализ воды доступными средствами.
Большой проблемой многих населенных пунктов Скопинского района является качество питьевой воды. Не является исключением и с. Чулково. Учащиеся Чулковской СОШ Сафонова А. и Голубева О. изучали качество питьевой водопроводной и колодезной воды. Как показали исследования, водопроводная вода содержит значительное количество соединений железа. С результатами своей работы они выступали на краеведческой конференции в 2015 г. и принимали участие в конкурсе юных исследователей в 2016 г.
Кроме долгосрочных исследовательских проектов ребята с интересом занимаются мониторингом экологического состояний классных комнат, определяют запыленность воздуха на территории села, оценивают состояние воздушной среды пришкольной территории методом лихеноиндикации и др.
Как показывает практика, экологическая исследовательская деятельность способствует формированию нового типа обучающегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования. Самое главное, участие в исследовательских проектах позволяет школьнику приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения, а учителю – не просто передать знания ученику, а научить его обучаться.
Список литературы
Бондарук М.М., Ковылина Н.В. Биология. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии в 10 – 11 классах. – Волгоград: Учитель, 2007
Губарева В.В. Внеклассная исследовательская деятельность. Биология в школе. 2009. №8. С. 48 – 50.
Денисова А.А. Исследовательская деятельность в современной системе образования. Биология в школе. 2008. №1. С.39 – 40.
Жилина Е.В. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся по экологии. http://festival.1september.ru