«Учебно-исследовательская работа — одно из направлений формирования компетенций у студентов Зиминского железнодорожного техникума ( из опыта работы)».
Тема: «Учебно-исследовательская работа - одно из направлений формирования компетенций у студентов Зиминского железнодорожного техникума ( из опыта работы)».
Практико-ориентированное обучение - это вид обучения, преимущественной целью которого является формирование у обучающихся умений и навыков практической работы, востребуемых сегодня в разнообразных сферах социальной и профессиональной практики, а также формирования понимания того, где, как и для чего полученные умения употребляются на практике.
Сравнительное исследование уровня подготовленности студентов к обучению в техникуме показывают, что более высокие результаты по показателям «знание» и «понимание» и очень низкие - по показателям «применение знаний на практике», «анализ», «синтез», «оценивание». А результативность профессиональной подготовки по окончанию обучения характеризуется степенью соответствия умений и знаний, приобретенных обучающимися, социально-экономическим потребностям общества и необходимыми непосредственно для трудовой деятельности в сфере РЖД. Поэтому следует менять подход к организации обучения. Следовательно программы обучения должны иметь направленность на овладение практическими навыками, умениями, необходимыми непосредственно для трудовой деятельности выпускников техникума на предприятиях.
Наиболее эффективным являются внедрение профессионально-ориентированных технологий обучения, способствующих формированию у студентов значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности, а также знаний, умений и навыков, обеспечивающих качественное выполнение функциональных обязанностей по избранной специальности.
В этой связи, использую системно-деятельностный и компетентностный подходы в организации обучения путем усиления его практической направленности, но при сохранении фундаментальности. Использование разнообразных форм в организации учебного процесса позволяет эффективно формировать компетенции - практикумы, мастер-классы, тренинги, деловые игры, проектные и проблемные методики, самостоятельные исследования и многое другое, т.е. основным итогом образования становится не получение знаний, а освоение компетенций.
Учебно-исследовательская работа позволяет решить ряд проблем в учебном процессе:
1. самостоятельность обучающихся, это связано и с требованиями ФГОС с одной стороны, а также необходимостью получения дополнительной информации, связанной с будущей профессией, с целью формирования необходимых общих и профессиональных компетенций будущего специалиста.
2. кроме того необходимо учитывать тот факт, что в СПО, как правило, приходят студенты не достаточно мотивированные, не имеющие полного представления о характере и содержании будущей профессии. Поэтому, привлечение студентов с первых дней обучения к учебно-исследовательской работе может решить проблему их мотивации и быстрейшей адаптации как к учебному процессу в целом, так и к отдельным дисциплинам, требованиям преподавателей, сможет помочь больше узнать о своей будущей профессии, полюбить ее.
Организация и проведение исследовательской работы студентов, развитие их творчества, которую планирую согласно Положению техникума о работе по учебно – исследовательской работе студентов ( далее - УИРС). Исследования носят в основном прикладной характер и направлены на повышение качества подготовки специалистов и мотивации к обучению. То учебно – исследовательская работа студентов является перспективным средством развития познавательной деятельности студентов, что в настоящее время является одной из самых важных проблем учебно-воспитательного процесса.
В ходе исследовательской деятельности у студентов формируются следующие умения:
- умение увидеть проблему;
- сформировать цели исследовательской работы;
- выдвинуть гипотезу и построить программу исследования;
- анализировать полученные данные, данные научной и научно-популярной литературы по проблеме;
- пользоваться различными методами исследования и т.д.
В процессе исследовательской деятельности студенты воспроизводят не только полученные ими знания и умения, но и получают и развивают способности, которые лежат в основе теоретического сознания и мышления: рефлексию, анализ, синтез, планирование, эксперимент, прогнозирование и т.д.
Итогом учебно – исследовательской работы студентов является научно-практическая конференция, которая проводится по результатам работы всей исследовательской работы за учебный год.
При организации и проведении исследовательской работы следует руководствоваться следующими принципами: актуальность и практическая направленность, конкретизация и интегративность проблемы на основе взаимосвязи дисциплин (междисциплинарный характер исследований), наличие у каждого руководителя разработанной долгосрочной программы исследований с учетом устойчивых интересов, мотивов, реальных условий, а также возможностей для успешной реализации учебно-исследовательской работы.
При таком подходе исследования студентов становятся более целенаправленными, поддаются контролю и коррекции. Деятельность преподавателей, мастеров производственного обучения становится более системной, целенаправленной и носит координационный характер.
Оценка программных докладов проводится по разработанным критериям и носит суммарный, т.е. рейтинговый характер.
Проведение учебно – исследовательской работы предполагает наличие следующих этапов научного поиска: постановка проблемы, ознакомление с научной и научно-популярной литературой по данной проблеме, овладение методикой исследования, сбор собственного материала и его анализ, обобщение и выводы.
В рамках техникума применятся чаще всего следующие формы организации ИРС: научно-практическая конференция, защита рефератов, конкурсы, выставки работ, дискуссии, олимпиады, заседания «круглого стола с ведущими специалистами», публикации интересных студенческих работ, участие в областных, региональных и международных научно-практических конференциях, участие в конкурсе студенческих рефератов, подготовка и защита курсовых проектов и т.д.
Таким образом, УИРС является важным и действенным фактором учебно-воспитательного процесса: способствует развитию студента, формирует его мотивацию, интерес к выбранной профессии, расширяет границы профессиональной деятельности педагога, повышает его творческий потенциал, формирует профессиональные и общие компетенции и высокий уровень общественной культуры, в конечном итоге, повышает качество образования.
В конце своего выступления предлагаю посмотреть презентацию работы по теме «Магнетизм в науке» студента техникума Какоурова Станислава, с которой он участвовал в международной научно - практической конференции «Эрудит - 2016» и занял 2 место.При изучении темы «Электричество» была создана установка «Вечной лампочки» - эффективное использование электрической энергии. (энергосберегающие лампы и лампы накаливания).
Действующая модель реактивной тележки ( реактивное движение, 3 закон Ньютона)