Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках физики как одно из средств активизации познавательной деятельности на разных этапах процесса обучения.
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках физики как одно из средств активизации познавательной деятельности на разных этапах процесса обучения.
Автор: Вялых Александр Тимофеевич – учитель физики МОУ «ВСОШ 1»
Содержание:
1.Введение
2.Актуальность темы ……………………………………………. ……….3
3.Роль компьютерных технологий в деятельности учителя…… ……….4
4. Опыт использования информационно – коммуникационных технологий на уроках физики ………………….. …………………………………………7
5. Заключение ……………………………….………………….… …….14
6.Список литературы …………………………..……………..………….15
Введение.
В ХХI веке информационные технологии дают уникальный шанс каждому ребенку в России получить качественное образование независимо от места проживания учащегося.
Развитие общества обусловливает необходимость перехода школы к новой образовательной парадигме, где на первый план выходят интересы личности учащегося, развитие его способностей и потенциальных возможностей, удовлетворения индивидуальных запросов и образовательных потребностей
Государственный образовательный стандарт предъявляет высокие требования к современной школе. За короткие сроки обучения необходимо получить большой объем информации, современные условия образовательного процесса предъявляют жесткие требования к знаниям, умениям и навыкам. Высокие запросы невозможно удовлетворить, основываясь только на традиционных методах и средствах педагогических технологий. Необходимы новые подходы к организации обучения, опирающиеся на прогрессивные информационные технологии, в частности, на мультимедиа и интерактивные. Мы все хорошо знаем, что в основу ФГОС положен системно-деятельностный подход, который в первую очередь основан именно на интерактивном обучении.
Актуальность
На современном этапе развития школы выдвигается задача преобразования традиционной системы обучения в качественно новую систему образования – задача воспитания грамотного, продуктивно мыслящего человека, адаптированного к новым условиям жизни в обществе. В связи с этим в настоящее время особое внимание уделяется индивидуальному (ориентированному на личность) подходу при обучении учащихся, созданию условий, для того чтобы ребёнок овладел многообразными способами самостоятельного получения и усвоения знаний, развивал свой творческий потенциал. Современный школьник уже на начальной ступени образования имеет элементарные навыки пользователя персонального компьютера, поэтому уже в основном звене я активно использую современные технологии, развиваю в ребенке умения работать с необходимыми в повседневной жизни вычислительными и информационными системами. В процессе использования ИКТ на уроках физики формируется умение школьников самостоятельно обрабатывать информацию, что в свою очередь формирует у учащихся умение принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации, развивает умение осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность. Использование этой технологии открывает для меня ,как учителя , новые методические возможности подготовки и проведения уроков физики, повышает эффективность и качество обучения, позволяет формировать культуру умственного труда, развивает внимание, творческую активность, дисциплинированность школьников.
Цель работы: показать, что использование ИКТ на уроках физики позволяет повышать интерес к изучению предмета, расширяет возможности демонстрации опытов через использование виртуальных образов, повышает интерес к обучению, вовлекает учащихся в активную творческую, исследовательскую деятельность.
Роль компьютерных технологий в деятельности учителя
Идеи активизации обучения высказывались учёными на протяжении всего периода становления и развития педагогики задолго до оформления её в самостоятельную научную дисциплину. К родоначальникам идей активизации относят Я.А.Коменского: «Метод обучения должен уменьшать трудности учения, чтобы оно не возбуждало в учениках неудовольствия и не отвращало их от дальнейших занятий». Использование методов активного обучения в педагогической практике — решение проблемы активизации учебной деятельности, так или иначе, лежит в основе всех современных педагогических теорий и технологий. Большинство из них направлено на преодоление таких, давно ставших привычными и трудноразрешимыми, проблем, как: необходимость развития мышления, познавательной активности, познавательного интереса. Формированию познавательных мотивов способствуют все средства совершенствования учебного процесса. Об этом говорят многие педагоги-дидакты: Бабанский Ю. К., Скаткин М. Н., Махмутов М. И., Лернер И. Я., Пидкасистый П. И. и т.д. Несомненно, информационные технологии обучения являются одним из путей повышения активизации познавательной деятельности школьников Содержательная основа массовой компьютеризации образования, безусловно, связана с тем, что современный компьютер представляет собой эффективное средство оптимизации условий умственного труда вообще, в любом его проявлении. «ИКТ-это совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки и передачи информации обучаемому.»
Модель учебного процесса, в которой используются возможности новых информационных технологий, позволяет эффективно организовать индивидуальную и коллективную работу преподавателя и учащегося, а также интегрировать различные формы и стратегии освоения знаний по предмету, направленные на развитие самостоятельной познавательной учебной деятельности. Она представляет собой своеобразный, уникальный для данной среды сплав отдельных, педагогических и др. компонентов, обеспечивающих в целом обучающий эффект, повышающий мотивацию учащихся к изучению дисциплины и их творческую активность.
Сегодня компьютер для обучающихся – и как источник получения новой информации, и как инструмент интеллектуальной, и в целом – познавательной деятельности. Работа на компьютере может (и должна) развивать также такие личностные качества, как рефлексивность, критичность к информации, ответственность, способность к принятию самостоятельных решений, наконец, толерантность и креативность, коммуникативные умения.
Компьютер для учителя – современное средство решения дидактических задач.
Компьютеры:
Вписываются в рамки традиционного обучения.
Используются с успехом на различных по содержанию и организации учебных и внеклассных занятиях.
Способствуют активному включению обучаемого в учебно-воспитательный процесс, поддерживают интерес.
Дидактические особенности компьютера:
Информационная насыщенность.
Возможность преодолевать существующие временные и пространственные границы.
Возможность глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений и процессов.
Показ изучаемых явлений в развитии, динамике.
Реальность отображения действительности.
Выразительность, богатство выразительных приемов, эмоциональная насыщенность.
Такое богатство возможностей компьютера позволяет внимательнее отнестись к изучению его в роли нового дидактического средства.
Наибольшая эффективность использования компьютера на уроке достигается в следующих случаях:
использование мультимедийных курсов при изучении тем, явлений, которые наиболее полно и детально освещаются только в электронных образовательных программах, которые невозможно изучать в реальном эксперименте.
более полная визуализация объектов и явлений по сравнению с печатными средствами обучения.
использование возможности варьировать временные масштабы событий, прерывать действие компьютерной модели, эксперимента и использование возможности их повторения;
автоматизация процесса контроля уровня знаний и умений учащихся;
тестирование и коррекция результатов учебной деятельности;
использование программных сред, виртуальных лабораторий для организации творческой, учебно-поисковой деятельности учащихся.
Использование компьютера на уроках должно привести к следующим положительным результатам:
увеличение объёма зрительной информации существенно повышает качество и эффективность преподавания физики;
возможности компьютера привлекают учащихся, активизируют их творческий потенциал;
красочность компьютерной графики также привлекает ребят, позволяет лучше развивать наглядно-образное мышление:
урок соответствует характеру современного труда (работа с компьютером);
реализуется возможность учащихся перерабатывать громадный поток информации, который они получают, и стремление к самостоятельности;
учащимся предоставляется возможность индивидуальной исследовательской работы с компьютерной моделью, в ходе которой они могут самостоятельно ставить эксперименты, быстро проверять свои гипотезы, устанавливать закономерности;
учащимся предоставляется индивидуальный темп обучения;
учащиеся приобретают навык оптимального использования персонального компьютера как обучающего средства;
Опыт использования информационно – коммуникационных технологий на уроках физики
Успешность применения ИКТ зависит не только от учителя, но и от наличия техники и качества программного обеспечения.
На сегодня в кабинете физики имеется:
мультимедийный проектор, телевизор, DVD – плеер ,4 компьютера, , графопроектор, новое оборудование для проведения лабораторных и демонстрационных экспериментов,
видеокассеты по всем разделам физики.
Медиатека по физике:
Диск №01 1С Библиотека наглядных пособий ч.1
Диск №02 1С Библиотека наглядных пособий ч.2
Диск №03 Подготовка к ЕГЭ по физике
Диск №04 Библиотека электронных наглядных пособий. Физика 7-11 класс
Диск №05 Виртуальная школа Кирилла и Мефодия Уроки физики -7 класс
Диск №06 Виртуальная школа Кирилла и Мефодия Уроки физики -8 класс
Диск №07 Виртуальная школа Кирилла и Мефодия Уроки физики -10 класс
Диск №08 Виртуальная школа Кирилла и Мефодия Уроки физики -11 класс
Диск №09 Виртуальная школа Кирилла и Мефодия Репетитор 2006г.
Диск №10 Виртуальные лабораторные работы (7-9классы)
Диск №11 Видеозадачник по физике.(1,2,3 части)
Диск №12 Открытая физика под редакцией профессора МФТИ С.М. КозелаДиск №13 Интерактивные творческие задания. Физика 7-9класс.
Диск №14 Интерактивные задания для интерактивной доски (Институт интеллектуальных технологий).
Диск №15 Физика -10 Просвещение
Диск №16 Физика -11 Просвещение
Диск №17 Интерактивные тренажеры ( Физика для самостоятельных заданий 10-11класс)
Диск №18 Конструктор тестов
Рассмотрим некоторые способы применения информационно-коммуникационных технологий на уроках физики:
Использование ИКТ на уроке повышает мотивацию обучающихся к процессу учения, создаются условия для приобретения учащимися средств познания и исследования мира.
По сравнению с традиционной формой ведения урока использование мультимедиа презентаций высвобождает большее количество времени, которое можно употребить для объяснения нового материала, отработки умений, проверки знаний учащихся, повторения пройденного материала.
При проведении уроков физики применяю следующие виды ИКТ: мультимедиа презентации, - видеоролики и видеофрагменты, - анимации, моделирующие физические процессы, - электронные учебники, - обучающие программы, - программы-тренажеры (для подготовки к ЕГЭ), - работа с интернет-сайтами -программу «Votum»
Самой часто используемой формой применения ИКТ в моей работе является мультимедиа презентация. Если урок - лекция, то каждый этап лекции я стараюсь проиллюстрировать рисунками, подтвердить графиками, схемами, стараюсь выпи сать на слайд презентации важные определения, формулировки, факты, имена учёных, новые термины , включить анимации и видеофрагменты и т.д. Этот вид сопровождения урока позволяет акцентировать внимание на самых главных элементах изучаемого материала Такая лекция легче воспринимается учащимися, вызывает интерес, запоминается, так как задействуются все виды памяти.
Несомненными плюсами презентаций является экономия лекционного времени, отсутствие ошибок в сложных преобразованиях, хорошая иллюстративность, возможность вернуться к любому, непонятому слушателями, месту лекции ; возможность демонстрации видео-, аудио- материалов и анимаций сложных опытов. Если урок состоит из этапов повторения, объяснения новой темы и закрепления, то презентационная модель урока оживляет его, даёт возможность на всех этапах урока работать быстро, интересно, помогает менять виды деятельности. Такой вид работы очень эффективен.
Хорошо известно, что курс физики средней школы включает в себя разделы, изучение и понимание которых требует развитого образного мышления, умения анализировать, сравнивать. В первую очередь речь идет о таких разделах, как "Молекулярная физика", некоторые главы "Электродинамики", "Ядерная физика", "Оптика" и др. Строго говоря, в любом разделе курса физики можно найти главы, трудные для понимания. В результате учащиеся испытывают трудности в их изучении, так как не в состоянии мысленно их представить. Компьютер может не только создать модель таких явлений, но также позволяет изменять условия протекания процесса, "прокрутить" с оптимальной для усвоения скоростью
Важным элементом применения ИКТ на своих уроках физики является работа с интерактивными моделями, которые представлены в таких продуктах как «Живая физика», «Открытая физика». Практически все модели позволяют показывать опыты при объяснении нового материала. Работа с такого рода программами позволяет заглянуть вглубь явления, рассмотреть процессы, которые невозможно наблюдать в «живом» эксперименте.
Особый интерес у учащихся вызывает работа с программой «Интерактивные творческие задания. Физика. 7–9 класс»
Программа «Интерактивные творческие задания» не только позволяет учиться с увлечением, но и помогает актуализировать и систематизировать знания учащихся по основным разделам, а также ненавязчиво и эффективно контролировать степень усвоения знаний. Яркие анимации, увлекательные и познавательные упражнения делают процесс обучения легким и приятным.
Предлагаемые в сборнике задания развивают у учащихся навыки:
обобщения и систематизации материала (конструирование схем, заполнение таблиц);
логического обоснования ответов (составление отчета на основе увиденного, объяснение выбора);
применения полученных знаний на практике (тесты, расчеты, построение цепей, объяснение терминов);
творческого мышления и исследовательской работы (проведение дискуссии, подготовка доклада по предложенной научной проблеме, создание рассказа в картинках и т. д.).
Особенности программы:
Нестандартные формы проверки уровня усвоения материала: работа с графическим материалом, составление схем, таблиц и классификаций, подготовка докладов, ролевые игры и многое другое
Огромное количество разнообразных заданий, направленных на развитие мыслительных операций и творческих способностей учащихся
Интерактивный режим выполнения заданий
Яркие анимации, красочные рисунки, интерактивные модели, схемы и таблицы, позволяющие наглядно представить изучаемые процессы и явления
Ключи, которые могут быть использованы в качестве не только подсказок, но и опорных конспектов к теме, а также как вариант самоконтроля
Предлагаемые задания имеют разные уровни сложности и предполагают обращение к дополнительной литературе, что расширяет кругозор учащегося и совершенствует навык исследовательской работы. Необходимость самостоятельного решения предлагаемых задач, методика постановки проблемных вопросов стимулируют познавательную активность ребенка, способствуют более прочному усвоению материала и поддерживают интерес к изучаемому предмету.
Таким образом, обучение с применением интерактивных комплексов становится более качественным, интересным и продуктивным. При условии систематического использования электронных мультимедиа обучающих программ в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями значительно повышается эффективность обучения детей.
Для контроля и оценки знаний и умений учащихся использую готовые тесты и готовлю свои с помощью программы Votum.
Система интерактивного обучения и тестирования «VOTUM» использую в следующих формах процесса обучения :1. В начале урока:
для быстрого включения учащихся в учебный процесс;
проверки домашнего задания.
2. В середине урока:
постоянной поддержки обратной связи с классом;
повышения уровня внимания учащихся;
контроля степени усвоения получаемых новых знаний ;возможности отображения результатов обучения
.В конце урока:
проведения первичной проверки усвоения новой темы;
итоговой проверки знаний учащихся (такая форма опроса важна в школе, так как помогает готовить учащихся к Единому Государственному экзамену, проводящемуся в форме теста)
4. Проведение коллективно-творческих дел (КТД) для повышения качества усвоения материала, разнообразия обучающего процесса.
Данные, полученные при использовании системы интерактивного голосования « VOTUM», используются для:
сравнения результатов обучения «до» и «после» проведения тестирования;
оценки полученных данных;
наглядной иллюстрации полученных результатов;
предоставления объективной картины прогресса знаний школьников;
Система интерактивного голосования и тестирования«VOTUM» является инструментом для:
Повышения вовлеченности учеников в учебный процесс;
Оценки эффективности и качества обучения;
Формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание;
Воспитания волевых качеств, таких как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость.
В 10-11 классах учащиеся с интересом работают с программой «Конструктор тестов»
Пособие включает 816 заданий по всем темам школьного курса физики в 10-11 классах. Разноуровневые тестовые задания позволяют оптимизировать учебный процесс в ориентации на индивидуальное усвоение материала и диагностику знаний учащихся. Материалы пособия предназначены как для самопроверки знаний учащимися, так и для оперативного контроля за их знаниями со стороны учителя, а также помогают подготовиться к ЕГЭВ описании товара отсутствует содержание
В описании товара отсутствует отрывок
О компьютерном эксперементе.
С развитием вычислительной техники появился новый уникальный метод исследования — компьютерный эксперимент. В помощь, а иногда и на смену экспериментальным образцам и испытательным стендам во многих случаях пришли компьютерные исследования моделей. Практически невозможно обойтись без компьютерного эксперимента при изучении темы «Квантовые явления» в 11 классе, так как реальный эксперимент по данной теме провести в школьных условиях невозможно. Для проведения виртуального эксперимента использую такие программы, как «Физика в картинках» (разработчик «Физикон») , «Открытая физика» Таким образом, в условиях информатизации образования важную роль играют информационные технологии, позволяющие современному учителю модернизировать учебно-воспитательный процесс
Заключение
Опираясь на опыт работы, могу утверждать, что использование информационно-коммуникационных технологий при условии правильного определения их дидактической роли и места на уроке, оценки оптимальности и целесообразности применения, вызывает у учащихся настоящий интерес, мотивирует школьников, включает в работу всех, позволяет эффективнее использовать время урока, быстро установить обратную связь с учениками, преодолеть субъективизм выставления оценок. Достигнутые результаты:
1. У учащихся сформировались навыки добычи информации через Интернет.
2. Учащиеся научились систематизировать информацию, выделять главное, обобщать полученную информации с помощью ИКТ технологий.
Ученики активно участвуют в проектно-исследовательской работе по физике. Они готовят творческие работы, рефераты, проекты. Выполнение работ требует хорошего владения компьютерной технологией: быстрый поиск информации в различных источниках, в том числе и по сайтам в Интернете, подготовка материала для публикации или презентации, создание публикации в Microsoft Office Publisher и презентации в Microsoft Power Point.
Недостатки, проблемы использования
Длительная подготовка к уроку, связанная с подбором готовых ЭОР, созданием собственных ресурсов Опасность подавления межличностного общения при перегрузке урока ИКТ и пренебрежением другими формами организации учебной деятельности
Литература:
Полат Е.С. «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования».- М.Академия-2000
2.Чирцов А. С. ««Информационные технологии в обучении физике». Журнал «Компьютерные инструменты в образовании», № 2, Санкт-Петербург, Информатизация образования, 1999.
3.Григорьев И.М., Филиппова И.Я. "Некоторые аспекты использования информационных технологий в процессе преподавания в средней школе". Сборник трудов
Международной электронной научной конференции "Новые технологии в образовании", Воронеж, 2000, с. 5-6.
4. Гомулина Н. Н, Михайлов С. В. Методика использования интерактивных компьютерных курсов с элементами дистанционного образования. – Газета «Физика», 2000, № 39.
5.Л.И. Губернаторова, К.А. Потехин «Новые информационные технологии в процессе преподавания физики»
6.http://shishkina.websib.ru/p14aa1.html7.http://21415s07.edusite.ru/sites/prohorov/p10aa1.html8 http://teach-shzz.narod.ru/pag/phusik.html