Формы и методы экологического воспитания младших школьников как одно из приоритетных направлений в условиях ФГОС 
Формы и методы экологического воспитания младших школьников как одно из приоритетных направлений в условиях ФГОС
    На первых  этапах наиболее целесообразны методы,  которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические  ценностные ориентации,  интересы и потребности.  Используя их опыт наблюдений и  природоохранительной  деятельности, в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызываем эмоциональные реакции учащихся, стремимся сформировать у них личное отношение к проблеме. 
   На этапе формирования экологической проблемы особую  роль приобретают  методы,  стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся.  Задания и задачи  направлены  на  выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, на формирование проблемы и рождение идей о пути ее решения с  учетом концепции изучаемого предмета.  Стимулируют учебную деятельность дискуссии,  способствуя проявлению  личного  отношения учащихся к проблемам, знакомству с реальными местными экологическими условиями, поиску возможностей их решения. 
   На этапе  теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и  природы    обращаемся к рассказу,  который позволяет представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней. Познавательная деятельность стимулирует моделирование экологических  ситуаций  нравственного  выбора,  которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы  и  потребности школьников.  Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок,  рассказ, стихи и т.п.). Искусство позволяет компенсировать преобладающее число логических элементов познания.  Свойственный искусству синтетически подход к действительности,  эмоциональность особенно важны для развития мотивов изучения и охраны природы 
 Ряд методов имеет универсальное значение.  Количественный эксперимент (опыты по измерению величин,  параметров,  констант, характеризующих экологические явления; экспериментальное изучение экологической техники,  технологии;  опыты, иллюстрирующие  количественное выражение экологических закономерностей и т.п.) позволяет успешно формировать  структурные элементы экологического знания и отношение к ним как к лично значимым. 
Отдаём  предпочтение методам, формам и методическим приёмам обучения : 
·       стимулирование учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде, для чего используются на уроках сюжетно-ролевые игры, беседы, доклады учащихся, викторины; 
·       развитие творческого мышления, умения предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека, для чего привлекаются методы, обеспечивающие формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, опыт, лабораторная работа, беседа, наблюдение – традиционные методы; ·       формирование исследовательских навыков, умений, способностей принимать экологически целесообразные решения и самостоятельно приобретать новые знания – проблемный подход к процессу обучения; 
·       вовлечение учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (, пропаганда экологических знаний: лекции, беседы, плакаты) 
      Стремясь вызвать у школьников эмоциональные реакции,  показываем непривлекательность безответственных  действий, используем пример и поощрение. Наказание - это крайняя, исключительная мера воздействия на учащихся.   Если данные  методы  воспитания  будут  использоваться на нужном этапе обучения, с учетом психологической подготовленности учеников и с учетом природных условий,  то учитель может сформировать экологически грамотную и нравственно- воспитанную  личность. 
Формирование экологических понятий у младших школьников осуществляем с помощью заданий, которым придаётся экологическая направленность. Задания раскрывают не только связи организмов со средой обитания, но и ценностные нормативные и практические деятельностные аспекты отношения человека к родной и социальной природной среде. В результате этого учащиеся чаще вовлекаются в самостоятельный поиск, учатся прогнозировать последствия поведения и деятельности в окружающей среде, овладевают практическими умениями, участвуют в творческой деятельности. 
Готовим  конкурсы рисунков, плакатов, фотографий, сочинений-миниатюр о полюбившемся уголке природы, информационные проектные работы 
    
Заслуженной популярностью у ребят пользуются конкурсы. Игровые конкурсы носят обычно комплексный характер, представляя собой сплав традиционных викторин, различных соревнований, выступлений. Так, турнир знатоков природы включаем несколько этапов: 
1  Конкурс на лучшего знатока тайн природы (требуется выдвинуть свою гипотезу относительно разгадки одной из ее тайн). 
2   Конкурс рисунков “Природоохранительные знаки” (командам предлагается нарисовать различные природоохранительные знаки, которые можно установить в лагере, в лесной зоне заботы, на экологической тропе). 
 3  Эстафета эрудитов (она проводится цепочкой: первая команда задает вопрос второй, вторая — третьей и т. д.). 
4.    Конкурс устных рассказов на тему “Красная книга природы” (участники турнира должны рассказать о самом удивительном, на их взгляд, представителе флоры или фауны, попавшем на страницы Красной книги). Для конкурса можно предложить и такие темы: “Самый красивый уголок нашего края”, “Удивительное растение (животное)”, “Очевидное — невероятное” и т.п. 
5.    Конкурс знатоков голосов природы (команды слушают магнитофонную запись с голосами птиц, других животных. Ее включают 2—3 раза. Необходимо написать названия животных в том порядке, в каком звучали их голоса), 6.      Реклама книг о природе (книга может быть предложена заранее или в ходе турнира). 
7.      Конкурс на лучшую инсценировку басни, персонажами которой являются представители флоры или фауны. 
8. Конкурс кроссвордов на тему «Птицы», «Рыбы», «Животные леса», «Животные степи» и т.д.
Удачным сочетанием игровой и познавательной деятельности младших школьников являются экскурсии: «Сельский парк», «Конный завод ЗАО ПЗ «Мелиоратор»».  Тщательно готовимся к экскурсии и приводим подробный план подготовки: 
   1. Намечаем тему. 
   2. Определяем цель,  задачи
   3. Выбраем место проведения экскурсии,    
 4. Уточняем  содержание воспитательного и познавательного материал.
   5. Продумываем методику проведения экскурсионного занятия.   
 Перед экскурсией даём  детям по подгруппам или отдельным учащимся различные задания по наблюдению за животными и растениями. Уделяем большое внимание повышению познавательной активности  учащихся  на  экскурсиях. Для этого служат дидактические игры, такие как: "Узнай дерево по листу" или "Что изменилось?",  направленные на сравнение увиденного и воспроизведение в памяти того, что было Особенно важно то, что ребята участвуют в играх без принуждения, на добровольных началах. Педагогически грамотное руководство игровой деятельностью позволяет расширить кругозор младших школьников, вовлечь в природоохранительную работу большое число школьников, помогает воспитывать в ребятах чувство ответственности за состояние родной природы. 
        Систематически проводим этическую беседу как форму деятельности по экологическому образованию, которая позволяет мотивированно и обоснованно подвести учащихся к выводу о необходимости защиты и охраны природных объектов, нашего общего земного дома. В ходе этической беседы ребята учатся находить многочисленные связи в природе: между растениями и животными, животными - хищниками и жертвами, природными условиями среды и её обитателями, деятельностью человека и состоянием природного окружения. Этическую беседу применяю на уроках, экскурсиях, во внеурочное время для анализа экологических связей в ситуациях "Почему погиб птенец?", "Бездомный кот", "Нелюбимые животные", "Сорванные цветы", при анализе отрывков произведений писателей - натуралистов, при отгадывании загадок и использовании пословиц, сказок, музыки, наблюдений. Доверительная обстановка беседы, соучастие в ней каждого учащегося со своими мыслями, чувствами, выводами способствует становлению личностной позиции ребёнка. 
      Используем разнообразную тематику этических бесед по экологии: "Природа просит защиты", "На страже зелёного друга", "Мы учимся у природы", "О чём поют птицы" и др.
       В ходе этических бесед с погружением учащихся в реальную или вербальную ситуацию нравственного выбора, затрагивающую эмоции и чувства, с помощью вопросов и заданий постепенно подводим детей к собственным выводам и заключениям. Таким образом, этическая беседа имеет важное мировоззренческое значение. Она способствует формированию у младших школьников реальной научной картины мира, осмыслению своего места в системе всех земных обитателей, ответственности за сохранение нашего общего дома.
      Считаем, что разнообразные формы проведения внеклассных мероприятий способствуют формированию целостного представления о природе, месте и роли человека, ценностных свойствах природных и социальных объектов, экологической ответственности младших школьников, тем самым реализуются основные задачи экологического образования младших школьников.