«Из опыта работы учителя-логопеда. «Применение компьютерной программы и Су-джок терапии в коррекционной работе для детей с тяжёлыми нарушениями речи»
«Из опыта работы учителя-логопеда. «Применение компьютерной программы и Су-джок терапии в коррекционной работе для детей с тяжёлыми нарушениями речи»
Подготовила учитель - логопед Кавкайкина Екатерина Викторовна МДОБУ «Детский сад № 28» г. Минусинска
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки,которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».В.А. Сухомлинский
Актуальность. Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития, а также проблема вызвана недостаточным просвещением родителей в данном вопросе. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности.
Современная система образования неуклонно требует от педагогов оптимизации, и модернизации всего педагогического процесса в целом и коррекционного воздействия в частности. В своей работе по коррекции речевых нарушений у дошкольников в условиях детского сада компенсирующего вида мы, наряду с традиционными, активно используем различные инновационные приемы и технологии, превращающими достаточно трудоёмкий процесс в увлекательную игру. Одной из таких нетрадиционных технологий является Су-Джок терапия с применением мультимедийной сказки
Цель применения: Коррекция речевых нарушений с помощью массажора «Су-Джок» и музыкотерапии у дошкольников с ОНР, в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создает функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком, оказывая стимулирующее влияние на развитие речи.
Задачи: создать среду психолого-педагогической поддержки дошкольника, максимально влияющей на развитие коммуникативно-речевых способностей ребёнка; - познакомить родителей с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на развитие детей с ОНР.
1.Слайд. Одним из приоритетных направлений нашего детского сада является коррекционно-развивающая деятельность, направленная на коррекцию речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
2. Слайд.
3.Слайд.
Руководствуясь принципом и девизом «Родитель – не гость, а полноправный член команды МДОБУ». Взаимодействие учителя-логопеда и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. Понятие «взаимодействия с семьёй» нельзя путать с понятием «работа с родителями», хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным. Использование разнообразных форм работы с родителями дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками учителя-логопеда и детей, создана атмосфера взаимоуважения.
4. Слайд. Совместная работа логопеда с родителями.
В любой форме работы с родителями можно найти и выделить ту «изюминку», на которой строится обучение родителей практическим приёмам работы. Непрерывная связь с родителями в детском саду осуществляется с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной форм работы.
Совместная работа логопеда с родителями включает:
1) собрания;
2) консультации;
3) открытые занятия;
4) информационные выставки.
В ходе моей коррекционно-логопедической работы с детьми, проводилось несколько родительских собраний, тематика которых планировалась в зависимости от речевого диагноза и от возраста детей.
Первое собрание провела в конце речевого обследования (середина сентября), на котором родителей познакомила с речевыми диагнозами детей, познакомила с правилами работы по индивидуальной тетради ребенка и задачами первого периода обучения. А также было запущено два проекта по теме "Речь на кончиках пальцев", «Весёлый самомассаж», позволившие, родителям осознать значение развития мелкой моторики руки, и артикуляционной моторики ребенка для речевого развития. Родители сняли видео урок «Самомассажа». Информацией поделилась на электронном носителе. Сочетая в своей работе традиционные и не традиционные формы взаимодействия с семьей, могу отметить, что эффективность коррекционно – образовательного процесса значительно повысилась. Кроме того, родители стали более заинтересованы в успехах своего ребенка и более информированы, с точки зрения вопросов его речевого развития. Эти две стороны вопроса взаимосвязаны между собой – если нет первой (заинтересованность родителей, то и результативность второй (речевое развитие) будет относительной. Вовлечение родителей их заинтересованное участие в коррекционно - педагогическом процессе важно не потому, что этого хочет учитель – логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребёнка. Именно такого результата я хотела достичь, организовывая работу с родителями таким образом. Ведь сочетание традиционных и инновационных форм работы способствует повышению коррекционно-логопедической компетентности родителей и значительно сказывается на эффективности всей логопедической работы по устранению речевых нарушений у дошкольников.
5.Слайд. Совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе.
6. Слайд. Нетрадиционные формы логопедической работы в коррекционно-образовательном процессе в условиях МДОБУ
В ходе игровой деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными средствами возникают психические новообразования (теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления.), которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей.
По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:
предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
предоставляет возможность индивидуализации обучения;
ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
позволяет моделировать жизненные ситуации
-компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.
7. Слайд.
Мною разработана программа способствующая развитию речевого творчества детей с использованием мультимедийной сказки.
Одним из приоритетных методов обучения детей с ОНР, по развитию речи является метод мультимедиа, с применением «Су-Джок» терапии, который позволяет эффективно формировать у ребенка такие приемы умственной деятельности как классификация, сравнение, анализ и синтез, обобщение, абстрагирование, индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, что в свою очередь стимулирует в перспективе интенсивное развитие логического мышления. - во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к обучению. Использование массажера Су-Джок вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
- во – вторых, детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
Области коры головного мозга, отвечающие за движения органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы от пальцев рук “тревожат” расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. Вследствие чего мной была выдвинута гипотеза, что если систематически использовать приемы Су-Джок терапии в непосредственно-образовательной деятельности, в режимных моментах, то коррекционно-развивающий процесс будет протекать более эффективно, и, возможно сократятся сроки коррекционной работы.
8. Слайд.
Пример работы с применением Су- Джок терапии в работе с детьми ОНР. Правообладатель: ООО "Студия Сказка". 2014 г.(C) Copyrights LLC Studio Skazkahttp://www.delaemskazki.ruСоавторы песни и исполнители: Алексей Шереметьев и Ольга Богданова.Специально для проекта "Мультмама" по заказу Студии Сказка.
Автор инновационной идеи с применением Су Джок учитель-логопед Кавкайкина Е.В.
Поём и катаем Су джок по пальчикам!
Начинаем с левой руки, кисть левой руки вытянуть перед собой на уровне грудной клетки, рука согнута в локте.
Один веселый гном (массажные движения на мизинец)
Решил построить дом.
Он место для дома в лесу выбирал
И тихо напевал…
БО-БО-БОМ
БО-БО БОМ-БОМ
Два веселых гнома (массажные движения на безымянный палец)
Рубили деревья для дома,
Кору очищали, сучки обрезали
И тихо напевали…
БО-БО-БОМ
БО-БО БОМ-БОМ
Три веселых гнома (массажные движения на средний палец)
Фундамент клали дома,
Кирпич обжигали, цемент замешали
И тихо напевали…
БО-БО-БОМ
БО-БО БОМ-БОМ
Четыре веселых гнома (массажные движения на указательный палец)
Сложили стены дома,
Прорезали окна, крылечко собрали
И тихо напевали…
БО-БО-БОМ
БО-БО БОМ-БОМ
Пять веселых гномов (массажные движения на большой палец)
Крыли крышу дома,
Флюгер ажурный наверх поднимали
И тихо напевали…
БО-БО-БОМ
БО-БО БОМ-БОМ
С правой руки, кисть правой руки вытянуть перед собой на уровне грудной клетки, рука согнута в локте.
Шесть веселых гномов (массажные движения на мизинец)
Собрали мебель дома,
Кровати и стулья, шкафы со столами
И тихо напевали…
БО-БО-БОМ
БО-БО БОМ-БОМ
Семь веселых гномов (массажные движения на безымянный палец)
Купили посуду для дома,
Чашки, тарелки, кастрюли достали
И тихо напевали…
БО-БО-БОМ
БО-БО БОМ-БОМ
Восемь веселых гномов (массажные движения на средний палец)
Шили шторы для дома,
Пухом подушки свои набивали
И тихо напевали…
БО-БО-БОМ
БО-БО БОМ-БОМ
Девять веселых гномов (массажные движения на указательный палец)
Растили сад у дома,
Землю копали, цветы поливали
И тихо напевали…
БО-БО-БОМ
БО-БО БОМ-БОМ
Десять веселых гномов (массажные движения на большой палец)
Жили счастливо в доме.
Песенку эту они вспоминали
И тихо напевали…
БО-БО-БОМ
БО-БО БОМ-БОМ
9. Слайд. Песня для детей «Паучок» пальчиковая гимнастика.
1.Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.2. Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. К области мелкой моторики относится много разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.
10. Слайд. Совместная работа с музыкальным руководителем. Песни развивают чувство темпа и ритма. Учат сочетать текст с движениями и музыкой.
Разучивание песен можно сопровождать звучащими жестами (хлопками, щелчками, притопами), звуками шумовых инструментов; использовать элемент пальчиковой гимнастики. Это помогает детям телесно пережить ощущение темпа, динамики, ритма. Создастся эмоциональная, творческая атмосфера, и в детском пенни постепенно появляются естественное, высокое, светлое звучание, певучесть, звонкость.
10. Слайд. Песня «В гостях у сказки» с отбиванием ритма и притопами.
11. Слайд. Фото пример со звуками шумовых инструментов под руководством музыкального руководителя МДОБУ.
12. Слайд. Спасибо за внимание.
Итог: Вот таким нетрадиционным и интересным способом мы не только занимаем детей, но и развиваем речь, так как движения пальцами и развитие речи тесно связаны. Творческий подход, использование инновационных технологий, методов и приёмов способствуют более интересному разнообразному и эффективному проведению образовательной и совместной деятельности педагогов, родителей и детей в детском саду.
Движение пальцев рук стимулирует созревание ЦНС, а положительное общение способствует жизнерадостности и речевой раскованности. Результаты работы с Су Джок: затрагивает три анализатора зрительный слуховой и тактильный, пение улучшает интонационную сторону речи, голос нормализуется по громкости, высоте и силе, нормализуются дыхание и темп речи, дикция становится более чёткой, речь детей приобретает эмоциональную окраску, дети учатся интонацией выделять отдельные слова или группы слов. С помощью Су-Джок : изучают основные цвета так как используем шарики разного цвета (синий, зелёный, красный и жёлтый), так же в «Сказке о пальчиках» идёт закрепление по лексическим темам, повторяется систематически счёт от 1 до 10.
Моделирование жизненных ситуаций, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни;
2. Увеличение объёма предлагаемого для ознакомления материала и возможность мгновенной оценки деятельности;
3. Эффективность усвоения материала: тренируется память, активно пополняется словарный запас, развивается воображение и творческие способности;
Так же здесь показано взаимодействие логопеда и воспитателя.
В процессе коррекционных занятий дети быстрее научились произносить звуки. Словарный запас обогатился. У детей сконцентрировались наблюдательность, внимание, память, усидчивость; повысилось творческое воображение, логическое и образное мышление.
Мне остаётся только поблагодарить вас за внимание и пожелать всем творческих успехов.