Методический семинар: «Применение активных методов обучения на уроках русского языка и литературы»
Методический семинар: «Применение активных методов обучения на уроках русского языка и литературы»
Цель: научить применять активные методы обучения на разных этапах уроках русского языка и литературы
Задачи:
Познакомить участников с АМО для уроков русского языка и литературы.
Углубить знания об АМО, алгоритме применения АМО.
Создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой.
Оборудование: компьютер, проектор
1 . Орг. момент.
-Здравствуйте, уважаемые коллеги! Для положительного настроя на работу и для установления доброжелательной атмосферы я предлагаю начать семинар с упражнения «Пожелания здоровья!»
Всем, кто пришёл меня поддержать- здравствуйте ! (помахали мне рукой)
Всем, у кого прекрасное настроение- здравствуйте ! (помахали..)
Всем, кто любит своих учеников - здравствуйте ! (помахали)
Всем, кто не боится трудностей- здравствуйте ! (помахали)
2. Сообщение темы
Тема нашего семинара "Применение активных методов обучения на уроках русского языка и литературы»
Цель: рассмотреть некоторые виды активных методов обучения , а также возможность применения их на различных этапах урока.
Постановка цели и задач урока .На любом уроке, занятии можно использовать АМ выяснение целей, опасений, ожиданий
- Учителю этот метод позволит лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы можно использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения личностно-ориентированного подхода.
Ученикам данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.
На своих уроках я применяю методы «Фруктовый сад», «Костюмчик ожиданий»
И вы, уважаемые коллеги, запишите свои ожидания, опасения и способы преодоления опасений на КОСТЮМЧИКАХ по теме нашего мастер-класса ( футболка- ожидания , шорты- опасения, брюки –что я делаю, чтобы опасения преодолеть) .
В конце занятия мы к ним ещё вернёмся
В своей педагогической деятельности я применяю разные активные методы, один из них «Аквариум» Этот метод уместен при составлении плана работы по теме и рассчитан на сильных учащихся. 3-4 учащихся- «золотые рыбки» после недолгого обсуждения предлагают перечень вопросов, которые необходимо осветить при работе над данной темой.
В 6 классе при изучении темы «Рассказы А.П.Чехова» ребята составляли план работы над рассказами «Тонкий и толстый», «Пересолил».
А вот что предложили в 9 классе « золотые рыбки» на уроке литературы по теме «А.И.Солженицын. Страницы жизни»:
Детство и юность писателя
Вов в жизни писателя
Арест и заключение
Реабилитация
Публикации
Диссидентство и изгнание
Снова в России
Последние годы жизни писателя.
3. Опрос домашнего задания
Этот же метод «Аквариум» применяю при проверке д/з, связанного с жизнью и творчеством поэта или писателя. Учащиеся отвечают, опираясь на планы, составленные «золотыми рыбками».
4. Новый материал
Объяснение нового материала провожу с помощью метода «Угадай-ка»
На уроке русского языка в 8 классе по теме «Понятие об однородных членах предложения» предложила работу по таблице «ДО- и _После» (см. Приложение) , заполняя которую учащиеся
могут проверить, насколько знакома тема в графе «ДО»
какие появились у них сомнения, трудности?
убедились в необходимости добывать знания самостоятельно
знакомство с теорией
заполнение графы «ПОСЛЕ»
выводы
Таким образом, учащиеся сами добывают знания по теме
Метод «Инфо-угадай-ка» я применяю и на этапе повторения (мини-тест), и при закреплении материала (Графический диктант) и при обобщении знаний (задание «Правда ли , что…»)
Закрепление учебного материала не обходится без АМО.
На этом этапе урока использую методы «Дуэль» и «Следопыты», которые активизируют познавательную деятельность учащихся. Дети с удовольствием выполняют задания: кто больше назовет …., правильно напишет…, найдет «4-е лишнее», предлагают задания на смекалку, логику( в парах).
Например, при изучении темы «Союз» в 7 классе задан был вопрос: как называется опера, состоящая из трёх сочинительных союзов? («АИДА»)
6. АМ Релаксация (физминутка)
- Не стоит забывать о восстанавливающей релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы релаксации позволят сделать это, не выходя из класса.
- (Под тихую музыку). Закройте, пожалуйста, глаза. Представьте : вы гуляете по весеннему лесу ,вдыхаете его запахи , прислушиваетесь к звукам леса .А теперь потянитесь, выпрямитесь, откройте глаза и снова будьте здесь свежи и полны бодрости.
7. Обобщение знаний.
Самыми познавательными методами на этом этапе урока считаю КЛАСТЕР(«кластер» в переводе означает пучок, созвездие.), который известен учащимся как схема-паучок, а также СИНКВЕЙН. Эти методы присутствуют у меня при объяснении, закреплении, обобщении знаний, самостоятельной работе.
На уроке русского языка в 9 классе по теме «Понятие о бессоюзном сложном предложении» учащиеся к концу урока составили кластер –алгоритм, отразив в нём основные принципы постановки знаков препинания в БСП
- Уважаемые коллеги, попробуем составить с вами синквейн по теме нашего мастер-класса, взяв за основу слово МЕТОД - самостоятельно (Работа в группах).
Но прежде вспомним правила его составления
8. Подведение итога урока.
Вот и подошёл к концу наш мастер-класс
- Достигли ли мы целей занятия?
-На каких этапах урока можно применять АМО?
Активные методы обучения применяются на всех этапах урока.
(Организация класса, проверка домашнего задания, постановка целей и задач урока, объяснение нового, закрепление изученного, обобщение знаний, организация самостоятельной работы, подведение итогов урока, релаксация ) Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа урока.
Урок я обычно заканчиваю различными формами РЕФЛЕКСИИ, применяю такие методы : «Лестница успеха», «Аплодисменты», «Дартс»
Сейчас мы подведем итоги нашего мастер- класса с помощью
метода « ДАРТС»
-Оцените мероприятие, своё участие в нем , отразив своё настроение (цветной магнит)
Завершая свой мастер-класс, хочу сказать: не бойтесь применять инновационные методы!
Желаю вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!