Статья Использование методов арт-терапии в изучении коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями
Применение методов арт-терапии
Тема: «Использование методов арт-терапии в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями»
СОДЕРЖАНИЕ
I. Введение
II. Основная часть
1. Цель арт-терапии.
2. Функции арт-терапии.
3. Преимущества метода арт-терапии.
4. Направления арт-терапии.
5. Характеристика детей с речевыми нарушениями.
6. Влияние методов арт-терапии на речевое развитие детей.
Заключение
Литература
Дети должны жить в мире красоты, игры,
сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
В.А. Сухомлинский
Проблема использования арт-терапии в коррекционной работе с детьми с проблемами в развитии одна из древних. Ещё на заре человеческой цивилизации жрецы, а затем врачи, философы, педагоги, задумываясь над тайнами влияния живописи, театра, движений, музыки, пытаясь определить их роль в восстановлении функций организма, использовали различные виды искусства для лечения души и тела. В современных условиях проблема актуальна, так как в настоящее время значительно возрастает количество детей с проблемами в речевом развитии и коррекционная работа с ними требует поиска в применении новых эффективных способов решения этой проблемы.
В настоящее время все более активно применяется такой инновационный здоровьесберегающий подход, как терапия искусством. Одно из направлений – арт-терапия или «терапия творческим самовыражением».
В данный момент эффективность использования разных видов арт-терапии в коррекции и лечении достаточно исследована и подтверждается широким спектром работ по музыкотерапии (Л.С.Брусиловский, В.И.Петрушин, И.М.Гринева), вокалотерапии (С.В.Шушарджан), изотерапии (А.И.Захаров, А.М.Миллер, Е.Ю.Рау, Ю.Б.Некрасова), имаготерапии (И.Е.Вольперт, Н.С.Говоров).
Именно поэтому арт-терапия необходима и как показывает опыт, эффективна в работе с нашими детьми и является важным элементом его полноценного развития.
Арт-терапия преследует единую цель: гармоническое развитие ребенка с проблемами, расширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства.
Функциями арт-терапии являются:
1. Катарсическая — очищающая, освобождающая от негативных состояний.
2. Регулятивная — снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния.
3. Коммуникативно-рефлексивная — обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки.
Преимущества метода арт-терапии А. И. Копытин выделяет следующие:
- Арт-терапия не имеет возрастных ограничений в использовании. Нет противопоказаний к участию тех или иных людей в арт-терапевтическом процессе.
- Арт-терапия является средством преимущественно невербального общения.
- Арт-терапия является средством свободного самовыражения и самопознания.
- Арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает положительные эмоции, помогает сформировать более активную жизненную позицию.
- Арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления.
Арт-терапевтические направления разнообразны. В их числе:
-изотерапия — лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством;
-имаготерапия — воздействие через образ, театрализацию, драматизацию;
-музыкотерапия — воздействие через восприятие музыки;
-сказкотерапия — воздействие посредством сказки, притчи, легенды;
-кинезитерапия — воздействие через танцевально-двигательную; коррекционную ритмику (воздействие движениями), хореотерапию;
-фототерапия – использование фотоматериалов и слайдов в работе;
-куклотерапия — метод комплексного воздействия на детей, который предполагает использование кукол и театральных приёмов (этюдов, игр, упражнений, специальных заданных ситуаций с помощью персонажей кукольного театра);
-игровая терапия – метод коррекции посредством игры;
-песочная терапия – сочетание невербальной формы психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка (композиции из фигурок) и вербальной (рассказ о готовой работе);
-ароматерапия – это применение эфирных масел и масляных суспензий с целью укрепления здоровья человека. Запахи управляют настроением, успокаивают перевозбуждённую нервную систему, повышают работоспособность.
-смехотерапия– это вид психотерапии, помогающий снять блоки, расслабиться, избавиться от стеснительности. Юмор и смех поднимают настроение, помогают наладить коммуникативные связи, позволяют эффективно противостоять стрессовым ситуациям;
-цветотерапия– способствует восстановлению индивидуального биологического ритма с помощью специально подобранного цвета.
На современном этапе общества эпидемиологические исследования показывают, что наиболее частыми проявлениями нарушениями развития в дошкольном возрасте являются речевые нарушения. Поэтому дети с нарушениями речевого развития — это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух и интеллект, но есть значительные нарушения речи, влияющие на формирование других сторон психики. Психолого-педагогическая характеристика детей с недостатками речи представлена в трудах Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, О.Е. Грибовой. В специальной литературе речевые нарушения характеризуются следующими особенностями:
- не соответствуют возрасту говорящего;
- не являются диалектизмами (безграмотностью речи с выражением незнания языка);
- связаны с отклонениями в функционировании психофизиологических механизмов речи;
- носят неустойчивый характер, самостоятельно не исчезают, а закрепляются;
- требуют определённого логопедического воздействия в зависимости от характера;
-часто оказывают отрицательное воздействие на дальнейшее психическое развитие ребёнка.
Речевые нарушения могут затрагивать различные компоненты речи. Одни из них касаются только произносительных процессов и обнаруживаются в снижении внятности речи без сопутствующих проявлений. Другие затрагивают фонематическую сторону языка и выражаются не только в дефектах произношения, но и в недостаточном овладении звуковым составом слова, влекущим за собой нарушения чтения и письма. Третьи представляют собой коммуникативные нарушения, которые могут препятствовать обучению ребенка в школе. Наиболее сложные речевые нарушения охватывают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны языка, приводят к общему недоразвитию речи. Исследователем Р.Е. Левиной были выделены три уровня общего недоразвития речи (ОНР), т. е. систематического нарушения всех сторон речи при сохранном физическом слухе. Особую группу детей с нарушениями речи составляют дети с заиканием, ринолалией, дисфонией.
Таким образом, дети с нарушениями речи – это особая категория детей с проблемами в развитии, имеющих следующие особенности:
-невротическая симптоматика;
-есть сопутствующие диагнозы;
-поведенческие проблемы;
-речевой негативизм;
-не используют речь для коммуникации;
-нарушены способности к приёму и переработке информации, вследствие чего отстают в развитии. Все эти особенности, характеризующие нарушения развития детей данной группы, требуют целенаправленной коррекционной работы, средствами искусства, то есть применение арт-терапевтических методик.
Три направления в коррекционной работе.
Это: изотерапия, имаготерапия, кинезитерапия.
1 «Изотерапия» (Художественно-изобразительная деятельность).
Цель - предоставление ребёнку неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества (рисунке, аппликации, лепке). Техники изо-терапии, используемые для развития речи:
• техника «кляксография»;
• пальцевая живопись;
• рисование мягкой бумагой;
• рисование тычком жёсткой полусухой кистью;
• рисование на стекле;
• ниткография;
• рисование на манке;
• техника рисования листьями, палочками, камушками;
• техника отпечатывания ватой;
• техника «оттиск пробками»;
• рисование ладонями.
Применение данного вида деятельности в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи позволяет получить положительные результаты:
-создаются благоприятные условия для развития общения замкнутых детей, позволяет развивать коммуникативные навыки ребёнка способность к сотрудничеству со сверстниками;
-оказывается влияние на осознание ребёнком своих переживаний, на развитие произвольности и способности саморегуляции, уверенности в себе за счёт социального признания ценности продукта, созданного ребёнком.
2 «Имаготерапия» (Театрально-испольнительская деятельность).
Цель: развитие речи детей средствами театрализованных игр.
Театрально-испольнительская деятельность вызывает у детей желание взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, включаться в исполнение по ролям песенок, потешек, закрепляет умение передавать различные движения, стимулирует образно-игровые проявления при использовании костюмов персонажей. В ходе подготовки к инсценировке того или иного спектакля у детей закрепляются умения ориентироваться на свойства и качества предметов, развивается память, воображение.
Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы, обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Произносительные реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
В работе используются театрализованные игры двух видов:
1-Игры-драматизации.
Цель – обучать детей показывать «спектакли» посредством различных видов театрализованной деятельности (пальчиковый театр, настольный театр, кукольный театр, теневой театр). Результатом является: развитие речи детей, формирование коммуникативных способностей, реализация у детей скрытых возможностей и индивидуальных способностей, формирование позитивной самооценки и положительных личностных качеств.
2-Игры – инсценировки.
Цель – обучить детей самостоятельно разыгрывать спектакли, распределять роли, изготавливать атрибуты и фантазировать о костюме героя. Для реализации инсценировки детям предлагаются различные русские народные сказки, потешки, прибаутки, басни.
Работа над играми – инсценировками может проводиться в двух формах:
- специально организованная работа педагога с детьми;
- игра в процессе самостоятельной деятельности детей.
Если в драматизации в основном важны лишь интонации голоса, то в инсценировках важно еще и умение передавать чувства, эмоции персонажа с помощью мимики, пантомимики.
3 Блок «Кинезитерапия» (Музыкально-двигательная деятельность).
Цель – коррекция речевых нарушений с помощью использования различных видов музыкально-двигательной деятельности.
Включает в себя 4 основных раздела: пальчиковая гимнастика, коррекционная (логопедическая) ритмика, танец, психогимнатика.
Пальчиковая гимнастика.
Цель – развитие мелкой моторики рук у дошкольников с нарушениями речи. По данным Кольцовой М.М. речевые области мозга формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и, вследствие этого – развитие моторной функции речи.
Пальчиковая гимнастика включает в себя различные виды упражнений на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук. Пальчиковая гимнастика помогает детям отдохнуть, расслабиться, укрепляет мышцы пальцев и ладоней, что в свою очередь помогает в рисовании, а в дальнейшем – в письме, активно развивает память и речь. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
Логопедическая ритмика.
Цель – преодоление нарушений в развитии посредством ритма.
Материал логоритмики составляют: малые фольклорные формы, пляски, игры – сценки, музыкально-речевые игры со специальными логопедическими упражнениями. С их помощью у ребенка успешно развиваются речевая и коммуникативная функции речи, обогащается словарный запас.
Танец.
Цель – учить детей передавать средства музыкальной выразительности (метроритм, темп, форму, динамику) через движение.
Танец – форма кинезитерапии, в процессе которой формируются ориентировка в пространстве, произвольная двигательная активность, необходимая для функционирования всех психических процессов, обеспечивает регуляцию мышечного тонуса, снятие локальных зажимов, напряжения; развивает «чувствование» своего тела, осознание возможностей адекватной передачи своих чувств и переживаний через выразительные движения под музыку.
Психогимнастика.
Цель – обучить детей элементам техники выражения эмоций посредством мимики, жестов, движений.
Психогимнастика включает в себя комплекс упражнений, игр, этюдов, с помощью которых осуществляется коррекция психоэмоциональных и моторных нарушений у детей.
Психогимнастические упражнения предлагаются для выполнения детьми в конце занятия по кинезитерапии, выбор того или иного упражнения зависит от эмоционального состояния детей: после подвижных упражнений используются этюды, направленные на релаксацию, и наоборот, умеренный темп предыдущих заданий требует яркого окончания.
Практика подтверждает, что для проведения интегрированных коррекционно-развивающих занятий наиболее эффективно сочетание музыкотерапии и изобразительного искусства. У ребенка появляется возможность реализовать свои творческие способности и фантазию, обогащается словарь детей, а главное - развиваются коммуникативные умения.
Помимо всего прочего, арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства, поэтому в перспективе у меня расширение ассортимента арт-терапевтических средств и предоставление возможности свободного к ним доступа ребёнка в любое время по его желанию.
Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.
Литература
1. Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2001.
2. Алексеева М.Ю. "Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя". М., 2003.
3. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е.А. Медведева, И.Ю.Левченко, Л.Н.Комиссарова, Т.А.Добровольская. - М.: Изд. центр «Академия», 2001.-248 с.
4. Бабина Е. С. Нетрадиционные методы терапии в логопедической работе // Логопед. – 2008. - № 1. – С. 41-48.
5. Блохина Л.Н. Горбина Е.В. Начинаем наш концерт. - Ярославль: А. Холдинг, 2001.
6. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально – нравственного развития.- СПб.: Речь, 2002.
7. Колеошкина С. Н. Арт-терапевтические технологии учителя-логопеда // Школьный логопед. – 2007. – № 2.
8. Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. - М.: Гном-Пресс, 2000.
9. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, 2002.
10. Мудрик А.В. Актуальные вопросы современного воспитания. - М.: Академия, 2001.
11. Сучкова Н.О. "Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей". Сфера, 2008.
12. Юдина С.Е. Мы друзей зовем на праздник. – Ярославль: Академия Холдинг, 2002.
.