Использование различных форм и методов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья на уроках спецдисциплин. выступление на ТМО
Государственное бюджетное профессионально- образовательное учреждение «Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум им. А. В. Яковлева Использование различных форм и методов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья на уроках спецдисциплин.Преподаватель СПД Р. Р. Севастьянова У организма есть резервы, пока ими пользуются, без тренировки они угасают.Урок—это основная форма организации учебной работы, часть педагогического процесса, органически связанного со всей его системой. В связи с этим урок представляет сложную дидактическую систему, состоящую из:Содержания, проявляющегося через различные источники; Различных звеньев обученияРазличных технологий и методов обучения;Коррекционной направленности урока.На каждом уроке решается 4 задачи: Обучающая; Воспитательная; Коррекционная; РазвивающаяПрименяются различные формы и методы обучения: Обучающая цель По усмотрению педагога в зависимости от учебной ситуации игровые упражнения можно использовать в начале урока, в середине или в конце урока. Урок-игра: Игра «Видимо-невидимо»Обучающиеся делятся на 2 команды. Заранее вывешивается приготовленный плакат, на котором крупным и мелким шрифтом «вдоль» и «поперек» написано 10 слов. По истечении оговоренного времени (5 мин) плакат снимается, а команды записывают все запомнившиеся слова.
Урок-игра «Слова-омонимы» Правила игры:На слайдах будут предложены бытовые предметы. Используя сеть интернет, подберите к этим предметам инструменты или архитектурные обломы, совпадающие друг с другом в своем звучании и заполните в виде таблицы например: № п/п Вид инструмента Название и назначение инструмента 1 Бучарда служит для обработки декоративной штукатурки. 2 Министерство образования и науки Челябинской областиГосударственное бюджетное профессионально-образовательное учреждение «Челябинский государственный промышленно - гуманитарный техникум им. А.В. Яковлева» Викторина «Веселый час»МДК 01.01 «Технология штукатурных работ»Преподаватель СПД Севастьянова Р. Р. Тренинг общения для подростков Участникам предлагается для обсуждения несколько конфликтных ситуаций и ставится задача придумать, как можно действовать в подобных ситуациях.Например: В темном переулке на вас напал грабитель, который требует отдать ему все деньги. Возможные сценарии действия: Тренинг общения для подростков 1. Соперничество — оказать физическое сопротивление.2. Сотрудничество — попытаться «навести» грабителя на более богатого знакомого, поставив условие: вырученные таким образом деньги поделить.3. Компромисс — договориться с грабителем, что он берет только часть имеющихся денег в обмен на обещание жертвы не обращаться с заявлением в полицию.4. Избегание — попытаться убежать.5. Приспособление — безропотно отдать всю имеющуюся наличность 6. Тематические минутки: Ролевая игра «Конфликты»Смысл игры: Актуализация знаний о различных стилях поведения в ситуациях межличностного конфликта, их демонстрация на жизненных примерах. Примеры конфликтных ситуаций Обучающимся предлагается несколько конфликтных ситуаций, развитие которых они разыгрывают в парах. Получившиеся ситуации осуждаются в кругу.1. Ты договорился идти на дискотеку с друзьями (подругами) по случаю дня рождения. А мама говорит: «Никуда ты не пойдешь на ночь глядя, маленький (ая) еще!» Урок: метод кейса Участникам предлагается самим придумать ситуацию по профессии и найти эффективные пути выхода из нее. Ставится задача: выбрать способ решения вопроса в команде. Каждый должен проговорить свои варианты ответа.Все работают в бригаде, делают одну работу. Среди обучающихся есть бригадир и мастер. Работу должны выполнить до 18.00 ч. и получить сразу деньги на руки. Но к середине дня выясняется, что не все материалы доставлены и не получается выполнить задание в срок. Ваши действия? Предложенные обучающимися варианты поведения: 1. Пойдут жаловаться вышестоящему начальству, накричат на них.2. Попробуют договориться привезти материалы в долг, а позднее оплатить.3. Купить материалы за свой счет, с условием вернуть им деньги позже.4. Когда привезут нужные материалы, тогда и закончим. Будут сидеть и ждать5. Возложил бы проблемы на начальников;Ушли бы домой. Обсуждение ситуации в кругу. Коррекционная работа Направлена на коррекцию всей личности, а не на развитие отдельных процессов. Она включает все формы воздействия на ребенка и может быть представлена следующими приемами:Развитие интеллекта с опорой на «зону ближайшего развития»Вовлечение в интересную деятельность, развивающую интеллект (игры);Устранение некомфортности среди сверстников;Воздействие через эмоциональную сферу, в том числе музыку; и т. д. Коррекционная цель: 1) активизации познавательной деятельности обучающихся;2) для снятия усталости и «разрядки» на уроке;3) для развития личностной свободы и раскованности ребят, особенно слабых и неуверенных в себе;4)для улучшения взаимоотношений преподавателя с группой;5) для укрепления взаимоотношения ребят друг с другом, развития дружбы и взаимопомощи в группе. Коррекционная цель: С учётом возрастных особенностей детского организма и потребности в двигательной активности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья важное место на уроках уделяю проведению физкультминутки для предупреждения утомления, нарушения осанки, зрения, а также для повышения работоспособности и активизации мыслительных процессов, улучшения памяти и внимания. В своей работе использую следующие виды физкультминуток: Воспитательные минутки 6. Тематические минутки . Развивающая цель: Упражнения для улучшения памяти, внимания, и наблюдательностиПорядок работы: 1. Придумайте 10 логически связанных между собой слов по профессии и 10 слов, логически не связанных. В течение 1 мин. постарайтесь запомнить первый ряд слов, а затем письменно воспроизвести его. То же самое сделайте со вторым рядом слов. Отметьте, в каком случае получаются лучшие результаты. Развитие памяти, внимания: Например:1 ряд слов: раствор, кельма, сокол, терка, штукатурка, отвес, уровень, обрызг, усенок, лузг2 ряд слов: звезда, дом, парус, цветы, цирк, мяч, лев, треугольник, керосин. зонтик. Развитие памяти, наблюдательности: Из предложенного плаката выбрать слова по своей профессии РА Г ИЗ МЕ Ц ПЕ С И ВЕ КЕ Е С Т ПС С ЛЬ М О В ПЕ ТЬ МА Е К О ОТ ВЕ С Н О Р В О ДА Т Л Выставки в кабинете Выставки в кабинете Выставки в кабинете Творческие задания: цветовая отделка помещений. Творческие задания: Творческие задания: Выполнить технологическую карту Средства коррекции Помимо использования активных форм обучения, коррекционных игр и упражнений я, как педагог использую в своей работе следующие средства педагогической коррекции:Понимание и сочувствие;Эмоциональное поглаживание;Позитивное стимулирование;Авансирование успеха;Акцентуация достижений обучающегося в деятельности; Наглядные опоры в обучении;Комментируемое управление;Поэтапное формирование умственных действий;Опережающее консультирование по трудным вопросам;Создание учебных ситуаций с элементами новизны, занимательности, опоры на жизненный опыт, их профессиональную деятельность и интересы;Щадящая учебная нагрузка. Заключение Результатом использования различных форм и методов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья является формирование общих и профессиональных компетенций будущих кадров по профессии «Штукатур»Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, должны обучаться, развиваться и воспитываться в условиях постоянного соблюдения принципа педагогической экологии. Отношение педагога к обучающемуся должно строиться на его безусловном принятии, на педагогическом оптимизме и доверии, на чувстве глубокой любви и симпатии, уважении к их личности, правам и свободам. Включение коррекционного сопровождения педагогического процесса должно стать основой развития личности обучающегося.