Дидактические (учебные) игры, как один из активных методов обучения химии
«Дидактические игры на уроках химии как один из активных методов
обучения студентов первого курса»
Современное общество ставит перед образовательными организациями серьезную задачу – формирование у обучающихся и выпускников ключевых компетенций.
Одна из задач при формировании компетенций и личностных качеств - обучение студентов через логико-дидактические структуры, которые, в свою очередь, способствуют усвоению знаний и овладению умений.
Некоторые личностные качества, такие как активность, познавательность, умение применять знания формируются с помощью активных методов обучения, в том числе дидактических (учебных) игр. Поэтому возникает противоречие между необходимостью готовить выпускников, соответствующих современным компетенциям, и, методами преподавания уроков химии.
Возникает проблема. Какие дидактические игры позволят мотивировать обучение химии у студентов 1-го курса.
Таким образом, в техникуме важно не только сформировать у студентов знания, умения, но и развивать познавательный интерес, мыслительный потенциал, как основы развития компетентностей. Главная их цель, как преподавателей, создать такие условия, чтобы каждый обучающийся активно участвовал в процессе обучения. В этом нам будут способствовать «игровые» моменты урока химии. Сформированность игровых действий будет способствовать, в свою очередь, лучшему изучению и закреплению темы, а значит повышению качества обучения химии.
Цель нашего исследования: разработка содержания, методик проведения дидактических игр, как одного из АМО, создание условий для лучшего усвоения знаний. Дидактические игры позволят формировать химические знания, применять знания по химии в повседневной жизни, активизировать обучение студентов первого курса, выявить эмоции.
Объектом нашего исследования является педагогический процесс формирования личностных качеств, активизации познавательных интересов по химии студентов первого курса.
Предметом исследования является переработка дидактических игр по химии, которые позволят формировать личностные качества обучающихся.
Они формулируют гипотезу своего исследования. Если в процессе обучения химии будут применяться:
игры-тренажеры, то выигрывается в некоторых моментах: простота в реализации, подготовка занимает немного времени, непродолжительная репетиция и проведение;
игры-физкультминутки помогут развить эмоциональную сферу личности;
химические викторины, кроссворды помогут развить познавательный интерес, сформировать интеллект, активизировать мыслительную деятельность.
Перед нами ставятся следующие задачи:
Изучить теорию использования дидактических игр на уроках химии в образовательных организациях. Обосновать необходимость использования дидактических игр для мотивации изучения химии.
Познакомиться с опытом использования в своем техникуме, у коллег в других учебных организациях.
Переработать один из активных методов обучения химии: дидактические игры.
Проверить дидактические игры, переработанные для студентов 1-го курса, в каждой группе отдельно.
Составить методические рекомендации для коллег по использованию дидактических (учебных) игр для формирования личностных качеств обучающихся.
Основными этапами любого исследования являются: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими; сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Анализируя результаты своей работы и работы других преподавателей можно сделать вывод, что использование дидактических игр на уроках химии повышает эффективность обучения:
-- повышают интерес к изучаемому материалу;
-- обеспечивают создание эмоционально-нравственных ситуаций на уроке;
-- активизируют познавательную деятельность обучающихся;
-- способствует развитию творческого потенциала обучающихся;
Позитивный эффект использования дидактических игр на уроках химии подтверждается и результатами заинтересованности, познавательной активности, стремления к учению, к мыслительной и практической деятельности. АМО развивают важные интеллектуальные качества обучающегося, обеспечивающие в дальнейшем его деятельное желание в постоянном овладении знаниями и применении их на практике.
В результате изученного, мы пришли к выводу, что применение дидактических игр как активных методов теоретического обучения действительно приведет продуктивной мыслительной и практической деятельности обучающихся в процессе овладения учебным материалом.
Выполнила преподаватель химии Ярославского химико-технологического техникума Е. В. Теребова