Статья К вопросу проверки знаний, умений и навыков по синтаксису и пунктуации в V классе.
К вопросу проверки знаний, умений и навыков по синтаксису и пунктуации в V классе.
Синько Диана
Исследования показывают, что в старших классах наблюдается тенденция к увеличению пунктуационных ошибок. Это можно объяснить так: в старших классах активно обогащается словарный запас, становится более сложным строй речи, старшеклассники используют в работах сложные синтаксические конструкции, но не всегда могут их пунктуационно оформить. Это диктует необходимость организации систематической работы по формированию синтаксических и пунктуационных умений и проверки степени овладения ими. Огромное значение имеет эта работа в V классе. Причем она должна вестись всегда, а не только при изучении синтаксиса. Чтобы обучение было целенаправленным, необходимо иметь ясное представление о том, какие конкретные умения и навыки должны быть сформированы и закреплены в течение года. Соответственно, это определяет, что следует контролировать, уровень овладения какими умениями необходимо держать под контролем.
При изучении вводного курса синтаксиса в V классе нужно помнить, что особое внимание должно быть сосредоточено на контроле за усвоением базовых понятий - «словосочетание» и «грамматическая основа предложения». Также на этом этапе большое значение имеет овладение умением определять количество грамматических основ в предложении. Практика показывает, что если ученики V – VII классов допускают ошибки в выделении словосочетаний, в определении количества основ, то в VIII – IX классах они не овладеют некоторыми важными пунктуационными умениями.
К концу начальной школы учащиеся чаще всего справляются с задачей определения основы, где подлежащее выражено существительным или личным местоимением, а сказуемое – глаголом. Поэтому умение нахождения грамматической основы нужно отрабатывать на более высоком уровне. При изучении синтаксической функции существительного и прилагательного надо обращать внимание на разборы предложений с основой, где сказуемое выражено этими частями речи. (Москва – столица нашей Родины. Весна красна.). Необходимо постепенно формировать умение находить основу в предложениях, в которых подлежащее выражается словосочетаниями, отвечающими на вопросы кто? что? (Один из них стоял в стороне). Это должно усваиваться путем систематического выполнения разборов предложений подобного типа. Работа по овладению умениями и навыками, связанными с установлением связи между словами в предложении, с нахождением однородных членов, обращений, а также связанными с умением отличать простое предложение от сложного и др. должна проводиться не только во время изучения раздела синтаксиса, но и при изучении других разделов.
Возникает вопрос: как сочетать контроль за формированием синтаксических и пунктуационных умений с изучением других тем? Успешность решения этой задачи обеспечивает сочетание привычных форм проверки с использованием приемов, которые занимают немного времени, но дают достаточную информацию о степени овладения учениками этими умениями. Одна из таких форм – синтаксическая или пунктуационная пятиминутка, которая проводится в течение 5-7 минут. Задания могут быть разнообразными: составить словосочетания по схемам; найти основу предложения; определить количество основ, составить простое и сложное предложение, сопоставить схемы предложений с союзом и и пр. Целесообразно проводить пятиминутки в устной форме. Анализ словосочетаний или предложений можно проводить без их предварительной записи, что позволяет экономить время, а также позволяет формировать умение определять на слух структуру предложения. Этот навык важен при написании диктантов. Вначале учащиеся должны объяснить расстановку знаков препинания, а затем составить на доске и в тетрадях схему предложения. То есть ученик сначала устно проанализирует предложение, поймет его структуру, затем начертит схему. Умение составлять схему предложения имеет огромное значение. Оно развивает абстрактное мышление, помогает четко осознавать структуру предложения.
Предложения для «пятиминуток» могут быть как специально подобранными, так и взятыми из домашних упражнений. Примеры предложений из стихотворений оживляют уроки, активизируют внимание учащихся, развивают память. Поэтическое слово также повышает общую языковую культуру учеников.
Действенным средством воспитания логического мышления школьников, способствующим развитию речи, являются задания по конструированию словосочетаний по заданным схемам. Следует чаще давать задания на составление глагольных словосочетаний, так как пятиклассники часто принимают сочетание подлежащего со сказуемым за словосочетания. Одной из форм проверки умения распознавать структуру и грамматическое значение словосочетаний является игра «Пятый лишний» (Шкаф из березы, сумка из кожи, пальто из драпа, письмо из деревни, дом из картона).
Учащиеся должны легко устанавливать связь слов в предложении по вопросам, поэтому необходимо в устные синтаксические «пятиминутки» включать проверку умения выделять словосочетания из предложений. Предложения могут быть представлены на интерактивной доске. Дети, глядя на доску, устно выделяют словосочетания, называют главное и зависимое слова, указывают вид словосочетания. Они должны указать не только их структуру, но и средства грамматической связи (с помощью окончаний, предлога). Сначала даются предложения, анализ которых не вызывает затруднений. Затем на последующих уроках предлагаются предложения с однородными членами с целью проверки, усвоили ли пятиклассники, что сочетания однородных членов не относятся к словосочетаниям. Принцип от простого к сложному необходимо реализовывать при работе над всеми темами.
Значительное место в системе контроля за формированием синтаксических умений должна занять проверка умения быстро находить основу предложения. От успешности усвоения этого понятия зависит успешность усвоения целого ряда синтаксических и пунктуационных умений. Овладение понятием «грамматическая основа» служит критерием разграничения синтаксических явлений: словосочетания и предложения, предложения нераспространенного и распространенного, односоставного и двусоставного, простого и сложного. Учащиеся V класса в ряде случаев затрудняются в определении главных членов предложения. Чаще всего это происходит либо в предложениях с обратным порядком слов (Эту историю рассказала ему мать), либо в случае, когда грамматическое подлежащее не совпадает с логическим субъектом (Внимание девочки привлек стук), либо в предложениях, содержащих конкурирующие с подлежащим слова (прямые дополнения в форме винительного падежа) (Течение преграждает поваленное дерево). Это необходимо учитывать при подборе материалов.
С целью проверки умения определять основу предложения во время синтаксических «пятиминуток» сначала нужно предлагать для анализа двусоставные предложения с подлежащим, выраженным первичными формами и простым глагольным сказуемым с прямым или обратным порядком слов (Упираются леса в самые небеса. Отговорила роща золотая березовым веселым языком.). Затем следует усложнять задачу, то есть проверять умение определять основу в предложении с конкурирующими формами – прямым дополнением, выраженным существительным в винительном падеже без предлога. Здесь важно сопоставление этих сходных грамматических явлений (Каждый знает правила дорожного движения. Свое удивление он выразил брату.). После того как при изучении имен прилагательных ученики знакомятся с их синтаксической ролью, рекомендуется включать в «пятиминутки» предложения, где сказуемые выражены прилагательными (Красивы сосны в зимнем наряде. Пахуч лесной ландыш.).Следующий этап – контроль за состоянием умения выделять основу предложения, в составе которого два главных однородных члена, связанных союзом и. Из курса начальной школы учащиеся знают, что союз и требует к себе особого внимания, но все-таки большая часть пунктуационных ошибок связана с несформированностью именно этого умения – умения различать простые предложения с союзом и и сложные с этим же союзом. Необходимо своевременно принять меры к предупреждению этой типичной ошибки. Надо требовать от школьников при анализе предложения обязательного установления, к какому подлежащему по смыслу и грамматически относится каждое сказуемое. Чтобы привлечь внимание пятиклассников к предложению с союзом и, нужно требовать обязательно выделять кружочком союз – сигнал того, что данное предложение должно быть рассмотрено с точки зрения его структуры. В «пятиминутки» можно включать такие задания: определить количество основ в предложении, указав, что связывает союз и, начертить схему предложения (Рыбки столпились у стебля и живо перегрызли его своими зубами. На дне озера толстым слоем лежали истлевшие листья, и в воде плавали коряги.). Этот вид синтаксических «пятиминуток» следует чередовать с упражнениями на моделирование предложений по заданным схемам. Упражнения в «чтении» схем и составлении предложений по схемам играют большую роль в развитии речи учащихся, так как помогают школьникам овладевать навыками правильно строить предложения различных конструкций и свободно пользоваться ими в своей речевой практике. Например, дается задание в тексте указанного упражнения найти предложение, соответствующее данной схеме.
Затем в «пятиминутки» включаются задания, выявляющие умение школьников различать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Например, сравнить схемы двух предложений и привести примеры, соответствующие данным схемам. Можно также включать в них проверку усвоения школьниками умения находить в предложении обращение, правильно ставить знаки препинания при обращении и прямой речи, стоящей до и после автора. Можно предложить задание устно переделать предложения, сделав обращение подлежащим или наоборот.
Таким образом, синтаксические и пунктуационные «пятиминутки», проводимые регулярно, могут включать достаточное количество упражнений, направленных на отработку базовых умений способствуют успешному усвоению материала.