Лидерство как условие формирования конкурентоспособного специалиста в информационной сфере

О.Ю. Тихонова, преподаватель ОГОБОУ СПО «ИТТриС»

Лидерство как условие формирования конкурентоспособного специалиста в информационной сфере.
Востребованность специалистов в современных условиях обеспечивается конкурентоспособностью - интегральной характеристикой специалиста профессионально компетентного, мобильного, быстро адаптирующегося и способного оптимально разрешать профессиональные проблемы. Важнейшим фактором формирования конкурентоспособного специалиста становится развитие личностных качеств, обеспечивающих непрерывное прирастание профессиональной компетентности, развертывание внутреннего потенциала.
В контексте современной образовательной ситуации особую значимость приобретает лидерство как качество личности, отражающее степень целенаправленной активности субъекта, преобразующего действительность, в том числе и самого себя.
В современных условиях в связи с усилением роли и ответственности лидера в управлении социально-политическими, экономическими, культурными процессами изучение лидерства как феномена выходит за рамки узкофункционального, технологического подхода. Подготовка специалистов-лидеров требует обоснования аксиологического подхода к лидерству. Важное значение приобретает процесс формирования у лидеров, «идущих впереди» и «ведущих за собой», гуманистической, духовно-нравственной позиции, определяющей отношение к человеку как к ценности; ответственное обращение с лидерским инструментарием, особенно если это касается сферы межличностного взаимодействия.
Актуальность формирования лидерских качеств связана с необходимостью преодоления ряда противоречий, существующих в теории и практике профессионального образования: между традиционным отношением к лидерству как к доминированию над другими и современным подходом, основанном на использовании лидерских качеств, как для стимулирования развития индивидуальных особенностей другого, так и личностного, и профессионального саморазвития; между востребованностью лидерских качеств у молодых специалистов в современных условиях и слабой мотивации к лидерству, проявляющейся в безынициативности, в пассивной жизненной позиции: между потребностью в лидерах информационной сферы и отсутствием педагогических технологий, ориентированных на формирование лидерской направленности личности будущих специалистов в процессе профессиональной подготовки.
В условиях повышения требований к качеству подготовки специалистов решение проблемы формирования лидерских качеств техникуме как условия обеспечения конкурентоспособности имеет практический интерес. Лидерский статус обеспечивается индивидуально-личностными характеристиками и профессиональной компетентностью специалиста.
На основе анализа теории и практики профессиональной деятельности установлено, что составляющими профессиональной компетентности специалиста-лидера являются следующие: педагогическая, гуманитарная, культурная, личностная компетентность.
Педагогическая компетентность включает: владение социально-культурными технологиями; умение создавать педагогические условия для развития личности, проявления ее творческого потенциала; способности к осуществлению педагогически направляемой и организуемой деятельности.
Педагогическая компетентность обеспечивает ценностно-нравственный уровень воздействия, соблюдение норм, регулирующих выбор форм и методов профессиональной деятельности, педагогический стиль общения.
Гуманитарная компетентность проявляется в готовности реализовать свой профессиональный и личностный потенциал во благо другого; знании психофизиологических особенностей человека, его потребностей и способах их удовлетворения; умении решать ситуации, возникающие в процессе взаимодействия; обретении профессиональных и личностных смыслов, направленных на благо и развитие себя, других людей, общества в целом.
Культурная компетентность специалиста-лидера находит свое выражение в совокупности знаний, умений, навыков и ценностных ориентации, позволяющих осознанно воспринимать процессы и явления общественной жизни, проявлять социальную адаптивность и психологическую мобильность, эффективно участвовать в жизни общества.
Личностная компетентность выражается в самостроительстве, в проявлении преобразовательной активности по отношению к самому себе, к собственным свойствам и качествам. В этом смысле достижение лидерского статуса тождественно процессу самореализации.
Технология формирования лидера в техникуме включает следующие этапы:
адаптационный, связанным с адаптацией к образовательной деятельности, вхождением в мир профессии, формированием мотивации, потребности к лидерству;
процессуальный, обеспечивающий освоение профессиональных знаний, умений и навыков, способствующих росту самооценки, уверенности в себе, готовности к лидерству;
формирующий, направленный на апробацию лидерских ролей в процессе учебной и внеучебной деятельности;
деятельностный, позволяющий реализовать профессиональные знания, умения, навыки, лидерские качества в процессе осуществления практической деятельности.
Реализация технологий формирования лидерских качеств становится возможной при соблюдении следующих условий;
1. Единство учебной и внеучебной деятельности, обеспечивающее целостность процесса формирования лидерских качеств.
2. Оптимизация информационной среды техникума как пространства самореализации специалиста.
3. Включение студентов в научно-исследовательскую, учебно-поисковую, художественно-творческую, культурно-досуговую деятельность.
4. Индивидуализация учебного процесса, формирование индивидуальной траектории образования каждого студента.
5. Педагогическое сопровождение, обеспечивающее психолого-педагогическую помощь и поддержку студентов в процессе профессионального становления.
Студенческий возраст является сензитивным для формирования лидерских качеств в силу своих психических особенностей, поскольку в юношеском возрасте начинается процесс жизненного и профессионального самоопределения человека, появляется потребность в общественно полезной деятельности, формируются убеждения, чувство долга и ответственности, определенного уровня развития достигают такие волевые качества, как самостоятельность, инициативность, настойчивость и др. Однако вопросы формирования лидерских качеств студентов в современных социально-экономических условиях проработаны недостаточно.
В результате анализа литературы и практики работы образовательных учреждений выявлены следующие противоречия: между достаточно широким теоретическим осмыслением понятия лидерства и сведением его только к функции управления; между необходимостью выявления лидерских качеств конкретного студента и отсутствием их единого перечня; между возрастающей потребностью общества в лидерах и недостаточным использованием возможностей образовательной среды учебных заведений для их формирования; между наличием научных знаний по организации деятельности органов студенческого самоуправления и недостаточным уровнем исследования проблемы формирования лидерских качеств студентов посредством участия в их деятельности; между отслеживанием уровня воспитанности студенчества в целом и недостаточностью исследований по изучению уровня сформированности лидерских качеств студентов.
Список используемой литературы:
Субъект действия, взаимодействия, познания: психологические, философские, социокульту): ные аспекты. М.: Москов. психол.-социал, ин-т; Воронеж: Шд-во НПО «МОДЭК», 2001. С. 88.
Фокина О. А. Гуманитарная компетентность будущих специалистов сервиса // Высшее обр< зование. 2007. № 4. С. 51-53.
Ариарский М. А., Ив.пиева И. А. Общекультурное развитие личности в системе непрерывно! профессионального образования. Казань, 2006. С. 115.
Улшнскнп А. Л. Педагогическое сопровождение детского лидерства: Автореф. дис. ... д-ра пе, наук. Кострома, 2004.

15