Мастер-класс Самостоятельная работа обучающихся, как ведущая форма организации учебного процесса


КГБОУ НПО «ПУ №14»Материалы курса повышения квалификации «Современные педагогические технологии в профессиональном образовании»Самостоятельная работа обучающихся, как ведущая форма организации учебного процесса «… знания можно предложить,но овладеть ими может и долженкаждый самостоятельно» А. ДистервегПроисходящая в настоящее время реформа профессионального образования связана по своей сути с переходомСамостоятельная работа обучающихся является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой. от парадигмы обученияк парадигме образования



Позиция преподавателяНе изложение готовых знаний, а организация активной самостоятельной деятельности Позиция обучающегосяНаучиться можно только самомуМеняется рольпреподавателя и обучающегося

преподавательИзменениероли преподавателя :Педагог-менеджер, а не трансляторучебной информацииРуководитель и куратор работы обучающихсяОпределитель цели, устанавливаемой для ОПОрганизатор различных видов деятельностиобучающихсяКонсультант и мотиватор обучающихсяСопроводительприформированииопределенных компетенций



Самостоятельная работа -это планируемая деятельность обучающихся по освоению содержания профессиональной образовательной программы, которая осуществляется по заданию, при методическом руководстве и контроле преподавателя.аудиторнаявыполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателявнеаудиторнаявыполняется без непосредственного участия преподавателя
систематизация , закрепление и углублениетеоретических знаний и практических умений;формирование умений использоватьнормативную, правовую, справочнуюдокументацию и специальную литературу;развитие познавательных способностей,самостоятельности, ответственностии организованности;развитие исследовательских умений;формирование самостоятельностимышления, способностей к саморазвитию,самосовершенствованию и самореализации;Цели проведения самостоятельной работы -


Значимостьсамостоятельной работыдля обучающихсяРезультаты опроса студентов

Значимостьсамостоятельной работыдля обучающихсяРезультаты опроса студентов

Значимостьсамостоятельной работыдля обучающихсяРезультаты опроса студентов

Значимостьсамостоятельной работыдля обучающихсяРезультаты опроса студентов

Значимостьсамостоятельной работыдля обучающихсяРезультаты опроса студентов

Значимостьсамостоятельной работыдля обучающихсяРезультаты опроса студентов

Мотивациясамостоятельной работыПолезность выполняемой работы. В постановке задачи должна быть сформулирована сфера применения результатов.Участие в творческой деятельности, выполнение учебно-исследовательской, работы.Постановка реальных задач, связанных с будущей профессиональной деятельностью, для решения которых необходимы полученные знания.Непрерывный мониторинг и контроль знаний и своевременная информация об успехах и достижениях.Личность преподавателя, владеющего педагогическими методами, обладающего высокими личностными и профессиональными компетенциями.Основной мотивирующий фактор – подготовка обучающегося к самостоятельной профессиональной деятельностии создание базы для профессионального роста и карьеры








Типысамостоятельной работы:реконструктивная,связанная с использованием накопленных знаний и известного способа действия в частично измененной ситуации;воспроизводящая(репродуктивная), предполагающая алгоритмическую деятельность по образцу в аналогичной ситуации;эвристическаязаключается в накоплении нового опыта деятельности и применении его в нестандартной ситуации;творческая, направленная на развитие способностей обучающихся к исследовательской деятельности

ПОДРОБНЕЕПОДРОБНЕЕПОДРОБНЕЕВиды заданий для самостоятельной работыдля закрепления и систематизации знаний:для формирования умений:для овладения знаниями:чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы);составление плана текста; графическое изображение структуры текста;конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами;использование аудио-и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета;учебно-исследовательская работа; работа с конспектом лекции;ответы на контрольные вопросы; составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; изучение нормативных материалов;аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование и др.);подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции;подготовка рефератов, докладов;составление библиографии, тематических кроссвордов; решение задач и упражнений по образцу;выполнение чертежей, схем;выполнение расчетно-графических работ; решение вариативных задач;решение ситуационных производственных (профессиональных) задач;подготовка к деловым играм; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности;экспериментально-конструкторская работа;опытно-экспериментальная работа; упражнения на тренажере;рефлексивный анализ профессиональных умений;




Виды заданий, их содержание и характер могут иметьвариативный и дифференцированный характер,учитывать специфику специальности, изучаемойдисциплины, индивидуальные особенностиобучающегося. Преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает:цель задания,его содержание,сроки выполнения,ориентировочный объем работы,основные требования к результатам работы,критерии оценки. Самостоятельная работа может осуществлятьсяиндивидуально или группами в зависимости от цели,объема, конкретной тематики , уровня сложности,уровня умений обучающихся.Особенности внеаудиторной самостоятельной работы

Формы контроля самостоятельной работы