Возможности использования активных методов на уроках спецдисциплин


Возможности использования активных методов обучения на уроках специальных дисциплин по профессии «Портной».
Преподаватель специальных дисциплин высшей категории КГУ «Сервисно-технический колледж №1 г. Кокшетау» Абдульманова А.К.
Профессия портного является одной из непростых среди специальностей нашего колледжа. Учитывая возрастные особенности студентов, которые приходят в колледж в 15 лет, и не имеют еще сформированных определенных устойчивых взглядов и ориентира в мире профессии, наряду с все более возрастающими требованиями работодателей и постоянно растущей конкурентоспособностью естественно назревает необходимость внедрения в обучающий процесс таких технологий, которые бы отвечали всем требованиям современного социума. Одним из видов таких технологий являются активные методы обучения, которые как нельзя лучше всего подходят при обучении специальным дисциплинам. Поэтому в качестве темы самообразования мной была выбрана тема «Возможности использования активных методов при обучении специальным дисциплинам по профессии «Портной»».
Задача любого педагога – помочь еще не взрослому человеку сформировать систему ценностей, выпустить здорового человека, уверенного в себе, не боящегося жизни, научить использовать накопившиеся знания и применять их на практике.На преподавателя ложится задача развивать не только память, внимание учащихся, но и творческое мышление, необходимое для решения нестандартных задач, сложных профессиональных проблем.
За годы работы в данном колледже при обучении специальным дисциплинам нехватка дидактического материала, отсутствие учебных пособий, учебников, а именно справочников, сборников упражнений, привела к разработке учебных пособий по предмету «Технология швейного производства» («Сборник производственных задач и упражнений», «Сборник схем прорезных карманов», «Сборник деловых и ролевых игр», «Сборник конспектов по технологии швейного производства», «Методические указания к выполнению ЛПЗ по конструированию одежды» и т.д.), которые способствуют повышению познавательного интереса в учебном процессе, и следовательно повышению эффективности обучения. В учебном процессе данные пособия проходят неоднократную апробацию, так как постоянно используются на уроках специальных дисциплин швейного производства. Этому свидетельство проводимые открытые уроки на темы «Обработка кармана брюк с подкройным бочком» (интегрированный урок в форме ролевой игры, где моделируется ситуация трудоустройства выпускников колледжа по профессии «Портной» на швейной фабрике «Диас»), «Обработка кармана в листочку с втачными концами» (в форме решения производственных ситуаций), «Соединение рукавов демисезонного пальто с проймой изделия» (в форме урока-интервью), «Перевод вытачек из одной части основы в другую» (по технологии мастерских) по предмету «Моделирование и художественное оформление одежды», с широким использованием данных учебных пособий, стимулирующих повышение мотивации и познавательного интереса студентов на уроках.
Урок технологии швейного производства «Обработка кармана в листочку с втачными концами», для слушателей курсов повышения квалификации АО «Орлеу» ИПК ПР по Акмолинской области, был построен на решении производственных ситуаций при помощи технологии группового и коллективного сотрудничества. Студенты решали производственные ситуации в малых группах, используя задания разработанных учебных пособий.
Технология группового и коллективного сотрудничества предполагает тесное взаимодействие и сотрудничество студентов между собой, что влияет на развитие их речи, коммуникативности, мышления, интеллекта.
Таким образом, коллективные способы обучения, направлены на формирование необходимых для конкурентоспособного специалиста профессиональных и личностных качеств: ответственности, инициативности, изобретательности, самостоятельности, способности к самоорганизации, самосовершенствованию, способности принимать нестандартные решения, адаптироваться в современных социально-экономических условиях и создают условия для успешного профессионального становления конкурентоспособного специалиста.
Открытый интегрированный урок «Обработка кармана брюк с подкройным бочком» был проведен в форме ролевой игры, по технологии деятельностного обучения в целях непрерывной связи теории с практикой, где моделируется ситуация трудоустройства выпускников колледжа по профессии «Портной» на швейной фабрике «Диас», вместе с уроком производственного обучения (мастер производственного обучения высшей категории Гапоненко Л.А.) в швейном цехе СрТК №1 г. Кокшетау. Данный урок строился на игровой основе, способствующей активизации познавательного процесса.
Форма моделирования ситуации трудоустройства наиболее востребованная и актуальная для студентов. Ведь буквально через год предстоит непростая задача трудоустройства.
На таком уроке максимально реализуются межпредметные связи, за счет чего происходит экономия учебного времени. Например, в процессе проведения игры, студенты в целях трудоустройства, проходили теоретическое и практическое тестирование, заполняли анкеты и знакомились с перечнем необходимых документов при трудоустройстве, что является элементом урока по дисциплине «Делопроизводство». Обучение портных невозможно без «Черчения». Специальные профессиональные узлы и детали кроя рассматриваются схематично в разрезе, что способствует более детальному изучению темы и развитию технического мышления.
Интегрированный урок позволяет наиболее эффективно реализовать принцип связи теоретического обучения с производственным, создать систему знаний, помочь представить взаимосвязь предметов, повысить профессиональный уровень. На данном уроке также были реализованы проблемно-поисковые методы обучения, путем подачи студентам новой темы в опорных схемах. Данный вид заданий требует самостоятельной разработки последовательности операции заданного узла. Самостоятельный поиск решения – это всегда творчество.
В основу разработки «Сборника производственных ситуаций и задач» и «Сборника ролевых и деловых игр» был положен деятельностный метод обучения, как один из активных методов обучения. Основу Сборника составили профессиональные и учебно-производственные задачи, состоящие из задач-операций и задач-функций, сквозных (охватывающие один предмет полностью) и комплексных (охватывающих несколько предметов одновременно). Н-р, комплексная задача, решение которой осуществляется последовательно, на протяжении второго курса, по мере изучения соответствующего учебного материала на шести учебных дисциплинах профессии. Конечный результат ее выполнения – разработка технологии изготовления одного изделия. Каждый студент получает индивидуальное задание и в одной тетради последовательно, по мере изучения теоретического материала, делает необходимые расчеты. Задание дается при изучении курса «Технология изготовления одежды». Студент получает эскиз модели изделия и последовательно, по мере изучения различных учебных дисциплин выполняет все операции, связанные с разработкой технологического процесса: анализирует технологичность конструкции, выбирает оборудование, выполняет построение чертежа конструкции изделия, моделирует изделие с учетом подбираемых тканей, используя приемы графического моделирования, составляет последовательность обработки всего изделия, делает макеты отдельных узлов и усложняющих элементов.
Задача составлена так, что студент выполняет работу в точном соответствии с действующими учебными программами в ходе лабораторных и практических занятий или как самостоятельную домашнюю работу при изучении соответствующей темы.
Вся комплексная задача включает 21 этапов, которые охватывают 6 специальных дисциплин.
Решение производственных ситуаций и задач, уроки по технологии сотрудничества дают свои результаты: 100% качество прохождения процедуры независимой оценки уровня профессиональной подготовленности группами студентов специальности «Швейное производство и моделирование одежды» уже на протяжении последних 10 лет. Еще одним подтверждением качества проводимой работы является «Гран-при» конкурса профмастерства «Твой стиль», занимаемое студентами специальности также в течение 10 лет.