Рабочая программа по конструированию из строительного материала для детей 6-7 лет (подготовительная группа) Автор Л.В Куцакова «Конструирование из строительного материала» (Конспекты) (в рамках УМК основной образовательной программы «От рождения до школы


муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Ростова-на-Дону «Детский сад № 175»
(МБДОУ)
Рабочая программа по конструированию
из строительного материала
для детей 6-7 лет
(подготовительная группа)
Автор Л.В Куцакова «Конструирование
из строительного материала» (Конспекты)
(в рамках УМК основной образовательной программы
«От рождения до школы»)
Авторы-составители:
Киселева О.А.
Голевцова Ю.А.
2015-2016 гг.
Пояснительная записка.
Благодаря конструированию быстро совершенствуется навыки и умения, умственное и эстетическое развитие ребенка. У детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь, так как тонкая моторика связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма.
Направленность программы – художественно-эстетическое развитие детей
Задачи по конструированию:
- развивать фантазию, воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать;
- развивать пространственное, логическое, математическое мышление и память.
Создавать постройки по рисунку, модели, схеме, словесному описанию.

Объем программы составляет 18 (академических) часов, занятия проводятся 1 раз в 2 недели по 30 минут.
Образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию с детьми подготовительной группы осуществляется в первой половине дня в соответствии с расписанием. В середине непосредственно образовательной деятельности проводятся физкультурные минутки.
Формы реализации:
Система работы включает:
- НОД (занятия)
- беседы,
- наблюдения,
- игровые занятия,
- элементарные опыты,
- экскурсии и рассматривание конструкций зданий,
- проблемно-игровые ситуации,
- викторины, сочинение загадок и сказок,
- рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок схем и моделей построек, иллюстраций к знакомым сказкам, произведений искусства и архитектуры, обсуждение средств выразительности.
Условия реализации:
Специфическая предметно-пространственная развивающая среда в группе, организованная в виде разграниченных зон: в том числе центр конструктивной деятельности (все виды строительного, природного материалов); центр продуктивных художественно-творческих видов деятельности и др. В работе таких центров царит атмосфера психологической творческой свободы, возможности проявить свою индивидуальность, реализовать свой выбор. Выбор ребёнком развивающей среды – стимул саморазвития не только ребенка, но и педагога.
Центры оснащены развивающими материалами:
Набор игровых материалов для игровой, продуктивной, конструктивной деятельности,
Набор материалов и оборудования для познавательно-исследовательской деятельности: объекты для исследования в действии, образно-символический материал и т.д.
Совместная деятельность педагога с детьми направлена на поддержку инициативных ситуаций развития ребенка. Для этого созданы следующие условия:
условия для свободного выбора деятельности;
условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств;
не директивная помощь детям, поддержка детской инициативы;
создание разных пространств для предъявления детских продуктов:
-легко сменяемые стенды и демонстрационные столы, полки, на которых ребенок может поместить свою работу
- конкурсы по тематике конструирования из бумаги, природного материала и др.
-праздники или иные события, как демонстрация детских продуктов.
Методы и приемы, используемые на НОД.
1.По источнику познания:
- вербальные,
- наглядные,
-практические методы обучения.
2. По типу обучения:
- объяснительно-иллюстративные,
- проблемно-развивающие методы обучения.
3. По уровню познавательной самостоятельности:
- репродуктивные,
-продуктивные.
4. По дидактическим целям и функциям:
- методы стимулирования,
- организации и контроля.
5. По виду деятельности педагога:
- методы изложения;
- методы организации самостоятельной учебной деятельности.
6. Методы дифференцированного обучения.
Самостоятельная деятельность детей;
Контроль за уровнем освоения данной программы планируется в ходе контрольно-диагностических занятий ежеквартально.
Для реализации программы используются технические средства: инструменты интерактивной доски, CD-проигрыватель, фотоаппарат, видеокамера.
Конструктивное взаимодействие с семьей предполагает объединение усилий по обеспечению развития и обучения ребенка, использование традиционных форм работы с родителями: родительские собрания, консультации, беседы, дни открытых дверей, тематические встречи и др., а так же интернет технологии: электронная почта, сайт детского сада, сетевые сообщества.
Предполагаемый результат
Видеть конструкцию предмета и анализировать ее с учетом практического назначения.
Создавать модели из деревянного и пластмассового конструкторов по рисунку и словесной инструкции.
Содержательный раздел.
Дата № занятия Вид и тема
Кол-во часов
1 Здания
Упражнять детей в строительстве различных зданий по предлагаемым условиям, в предварительной зарисовке сооружений, в анализе схем и конструкций; развивать умение воспринимать предметы и явления в их взаимосвязях, устанавливать их, аргументировать свои решения; развивать конструкторские навыки, направленное воображение; подводить к восприятию элементарных астрономических понятий и представлений. 1
Октябрь 1 Машины
Формировать представления детей о машинах разных видов, их строении и назначении; упражнять в плоскостном моделировании и построении схем; развивать способность к порождению новых оригинальных идей, к анализу схем, чертежей, конструкций; формировать объяснительную речь; развивать самостоятельность, активность, уверенность, независимость мышления 1
2 Машины
Упражнять детей в строительстве земных и инопланетных машин из разных конструкторских материалов (по готовым чертежам, схемам, рисункам); их преобразовании по различным условиям. 1
3 Машины
. Упражнять в построении чертежей машин в трех проекциях (вид спереди, сбоку и сверху) с готовой конструкции с аксонометрического чертежа по замыслу, способом моделирования геометрическими фигурами и их обведения, рисованием на листах в клеточку и на глаз 1
Ноябрь 1 Летательные аппараты
Обобщать, систематизировать, уточнять представления детей об истории развития летательных аппаратов, их назначении, зависимости строения от функционального назначения4 развивать конструкторские навыки, умение моделировать на плоскости, строить схемы и делать зарисовки будущих объектов4 упражнять в быстром решении проблемных ситуаций; развивать творчество и изобретательность 1
2 Летательные аппараты
Упражнять детей в строительстве различных летательных аппаратов из строительного материала и конструкторов, Развивать способность к моделированию и конструированию, построению чертежей сооружений. Развивать остроту зрительного восприятия, быстроту реакции, умение работать со схематичными изображениями. 1
Декабрь 1 Роботы
Расширять знания детей об истории робототехники; упражнять в создании схем и чертежей, в моделировании на плоскости, в конструировании из разных строительных наборов и конструкторов; развивать фантазию, воображение, внимание, сообразительность, изобретательность; умение делать умозаключения, сравнивать, обобщать, классифицировать, выделять существенные признаки. 1
2 Роботы
Упражнять в создании роботов для различных целей из конструкторов «Лего» и других конструкторов; развивать потребность к экспериментированию и изобретательству,Совершенствовать конструкторские способности, упражнять в создании чертежей Упражнять в конструировании по чертежам, по условиям (построй такого же робота, как на этой схеме но чтобы мог двигаться по песку, камням, по воде) 1
Январь 1 Проекты городов
Упражнять детей в составлении планов строительства; совершенствовать конструкторские способности; формировать совместную поисковую деятельность; развивать умение делать самостоятельные исследования и выводы 1
2 Проекты городов
Упражнять детей в построении планов, схем и чертежей; развивать творчество и изобретательность, совершенствовать конструкторские способности. Упражнять в конструировании по предварительно нарисованным планам внутренних помещений, составление схем с рисунков, построении расчлененных схем по инструкции 1
Февраль 1 Мосты
Совершенствовать умение детей конструировать мосты разного назначения; упражнять в построении схем, чертежей мостов; совершенствовать умение конструировать двигающиеся механизмы из конструктора, сооружать простейший механизм- рычаг, позволяющий приводить в движение отдельные элементы конструкции. 1
2 Мосты
Упражнять детей в конструировании различных мостов из конструкторов; в сооружении мостов по схемам, чертежам, по собственным рисункам. Развивать зрительный анализ, внимание, сосредоточенность при выполнении заданий 1
Март 1 Суда
Расширять представления детей о судах (виды, функциональное назначение, особенности строения); упражнять в сооружении различных судов; познакомить с использованием блока в механизмах, дать представление о ременной передаче. 1
2 Суда
Упражнять детей в конструировании различных судов, в плоскостном моделировании. (Сконструировать из геометрических фигур грузовое судно для перевозки леса с одним судовым краном, с моторным отделением и каютами, расположенными у кормы)Упражнять в зарисовке судов, в построении схем; развивать сообразительность, конструкторские навыки, творчество и изобретательность 1
Апрель 1 Железные дороги
Упражнять детей в построении схем и последующем конструировании по ним; развивать пространственное мышление, сообразительность, самостоятельность в нахождении собственных решений. Учить проявлять уверенность, отстаивать свою идею, критически оценивать свои действия. Познакомить детей с зубчатыми колесами, с зубчатой передачей, с особенностями данного вращательного движения. 1
2 Железные дороги
Упражнять детей в изготовлении механизмов с зубчатой передачей, Развивать конструкторские способности детей в процессе конструирования на темы «железнодорожный вокзал», «парк с аттракционами», «железная дорога на Фармадосе». Упражнять в совместном конструировании, учить договариватьс, планировать общую деятельность, добиваться результата
1
Май 1 Творим и мастерим (по замыслу)
Развивать детское творчество, конструкторские способности, умение управлять своей деятельностью, самостоятельно организовывать работу, выполнять разнообразные интеллектуальные действия. Закреплять умение собирать оригинальные по конструктивному решению модели, проявляя независимость мышления, рассуждать, доказывать свою точку зрения, критически относится к своей работе и деятельности сверстников. 1
2 Творим и мастерим (по замыслу)
Предложить детям конструировать различную технику по замыслу. Побуждать объяснять, как они создавали свои конструкции, демонстрировать их в действии, рассказывать о пользе, о возможностях применения и т.д.
Предложить зарисовать чертежи. 1
Итого: 18 академических часовДидактическое обеспечение реализации конспектов:
- Демонстрационный материал.
- Наборы конструкторов из дерева, пластмассы.
- рисунки, схемы, модели.
Список литературы:
УМК Примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Л.В Куцакова Конструирование и ручной труд в детском саду - М.: Просвещение.